25 мая в Кремле прошло заседание президиума Экономического совета при Президенте РФ. К этому, казалось бы, вполне рутинному мероприятию, было приковано большое внимание и средств массовой информации, и серьезных аналитических групп.
Впервые, в присутствии Президента были представлены две альтернативных точки зрения на будущее России. А более конкретно, как в среднесрочной перспективе выйти из рецессии и возобновить экономический рост.
Заместитель Председателя Совета и руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин, представлял коллективное видение решения этой проблемы либеральной частью финансово-экономического блока Правительства и экспертного сообщества. Его принципиальными сторонниками были Герман Греф, Эльвира Набиуллина, Алексей Улюкаев.
Кудрину оппонировал Столыпинский клуб дирижистов, представленный Борисом Титовым, Сергеем Глазьевым и примкнувшим к ним, советником Президента Андреем Белоусовым.
Коротко суть представленных Президенту разногласий можно обозначить в первом случае, как сохранение дефицита до 1% ВВП, инфляцию до 4%, при росте национальной экономики около 1% в год. При этом Кудрин предложил последовательно: уменьшить геополитические риски, улучшить за счет этого инвестиционный климат, начать преодолевать научно-технологическое отставание, выйти из институционального проклятия путем проведения структурных реформ. И только после этого добиться устойчивого экономического роста в 4% ВВП.
По сути, этим путем прошел Китай, который в ходе проводимых реформ, сознательно ограничивал свою внешнеполитическую активность ради накопления сил и последующего рывка вперед.
Команда столыпинцев наоборот, предлагает активно стимулировать экономику через увеличение размеров дефицита до 7% ВВП, эмиссионное финансирование инфраструктурных проектов без прозрачных процедур их отбора, ужесточение валютного регулирования, ограничение операций по капитальным счетам, активной роли государства для достижения роста ВВП 5–7%.
А Сергей Глазьев убежден, что у России есть возможности выйти и на двузначный экономический рост.
В одном предложении суть разногласий между либералами и дирижистами укладывается в парадигму. Одни предлагают сначала улучшить качество государства, и только потом выйти на траекторию качественного устойчивого роста. Другие считают, что сначала экономический рост, а потом структурные реформы и улучшение институтов.
И, хотя итоги этой острой дискуссии были, если не засекречены, то закрыты, но по ряду утечек и комментариев ее участников можно сделать ряд выводов:
1. Надежд на возобновление экономического роста за счет инерционного сохранения сырьевой модели, похоже, не осталось ни у либералов, ни у дирижистов.
2. Президент больше не ставит в качестве главного условия при проведении экономических реформ, сохранение социальной стабильности.
3. Наметки программы, в которой были бы сформулированы контуры и ориентиры на ближайшие годы, главе государства представлены не были. А это значит, что стратегическое решение отложено на осень. И будет принято Президентом после думских выборов.
Между тем, рискну предложить подсказку из 1891 года, которая может примирить оппонентов из Столыпинского клуба, и ЦСР.
Ровно 125 лет назад, 31 мая по новому стилю, близ Владивостока, в Куперовской пади прошла церемония, ознаменовавшая начало «святого, народного дела». Был оглашен рескрипт Императора Александра III от 17 марта 1891 года на имя наследного цесаревич Николай Александрович о начале строительства Великого Сибирского пути.
«Ваше Императорское Высочество, повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений. Я поручаю Вам объявить таковую волю Мою, по вступлении вновь на Русскую землю, после обозрения иноземных стран востока. Вместе с тем возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению, на счет казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Знаменательное участие Ваше в начинании предлагаемого дела послужить полным свидетельством душевного Моего стремления облегчить отношения Сибири с другими частями Империи, и тем явить сему краю, близкому Моему сердцу, живейшее мое попечение о мирном его преуспеянии…».
После совершения молебна наследник русского престола собственноручно нагрузил тачку и отвез ее к насыпи. Специально изготовленная высокая тулья его новой фуражки, скрывала льняные бинты на голове будущего Императора Николая II, следы от недавнего покушения фанатика-полицейского в Японии.
Спустя 25 лет, в 1916 году, было открыто сквозное движение по Транссибу, от Москвы до Владивостока. Это самая большая железная дорога в мире (9 240 км). Грандиозный и успешный инфраструктурный проект не только в российской, но и в мировой истории.
Строилось по 300–400 км пути в год. Главным орудием были кирка лопата, тачка. Решались невозможные для того времени, с инженерной точки зрения, задачи: наводились железнодорожные мостовые переходы через сибирские реки, бились тоннели в скальных породах на Кругобайкальском и Уральском участках.
Благодаря Транссибу, во многом был обеспечен успех аграрной реформы Петра Столыпина. Миллионы малоземельных крестьян из европейской части Империи были переселены за Урал — в Сибирь, на Дальний Восток.
Магистраль окупила себя полностью в первый год Великой Отечественной войны, самим фактом существования государства, и населяющих его народов. Дни и ночи сотни эшелонов шли на Восток, перебрасывая оборонные предприятия в восточную часть страны.
На ее строительство было потрачено 1 млрд. 400 млн. полновесных золотых рублей. Из них более половины были деньги российских заводчиков, предпринимателей, купечества.
Сегодня перед Россией стоят другие концентрированные исторические вызовы:
1. Происходит эрозия, постепенное ослабление контроля центральной российской власти Москвы над значительной частью страны.
2. Правящим классом не предложено альтернативы архаичной и стратегически бесперспективной сырьевой модели.
3. Очевиден процесс износа национальной инфраструктуры, обусловленный исчерпанием его задела, созданным во времена СССР. Ситуация усугубляется отсутствием ощутимых инвестиций, как государственных, так и частных в инфраструктуру в постсоветский период российской истории.
4. Критически нарастают диспропорции в социально-экономическом развитии различных регионов страны. Возникает и формируется «комплекс колонии» у ряда регионов Сибири и Дальнего Востока.
5. Нарастает геополитическое одиночество России.
Единственный наш монопольный, пока не отчуждаемый, но крайне плохо используемый ресурс — территория евразийского пространства. Она уникально раскинулась на 17 млн. кв. км между Восточной Азией и Европой, двумя центрами — производства и потребления.
После пяти лет сложнейших переговоров, создано Транстихоокеанское партнерство (ТРР), от США, Канады, Австралии до Японии и Вьетнама (16 стран). Совокупно это 40% глобального ВВП и 30% мировой торговли. Очевидно, цель этого торгового объединения — ограничить влияние Китая в этой части земного шара.
Китай ответил созданием транспортного международного консорциума.
Под руководством Си Цзиньпина принята программа «Китайская мечта — 2049». К 100-летию образования КНР, Поднебесная должна стать самой могущественной державой в мире.
Для нации предложен стратегический позитив — проект «Шелковый путь». Маршрут его пройдет мимо России, через Казахстан, Азербайджан, Турцию к Средиземному морю.
Сегодня глобальная логистика между Востоком и Западом — морской путь через Суэцкий канал. Он находится на территории исламского мира, в зоне больших военных и политических рисков.
Вместе с тем, фактор времени в 21 веке становится ключевым конкурентным преимуществом.
В этих условиях Россия может предложить проект глобального социально-экономического и военно-политического значения — «Единая Евразия», от Тихого до Атлантического океана, от Владивостока до Роттердама. В реализации и поддержании этого проекта, будут заинтересованы ведущие развитые страны мира.
Он позволит обеспечить формирование нового партнерства с Евросоюзом и США на более прочной основе — взаимовыгодного совместного транспортного проекта. Создаст условия для качественно нового сотрудничества со странами-лидерами АТР.
Магистраль пройдет через 23 субъекта РФ. Создаст 7 млн. рабочих мест, новые центры притяжения капитала, труда, услуг. Предотвратит катастрофическое обезлюдивание регионов Сибири и Дальнего Востока. Новым стальным обручем стянет Россию.
В этом случае глобальный транспортный коридор, связывающий потребительские рынки с общим населением в 4 млрд. человек, имеющий огромные перспективы для всей мировой экономики, будет прочно стоять на двух ногах — северной российской и южной китайской.
Создаст новую конфигурацию российско-китайских отношений, выведет Россию из статуса ведомого партнера. Не позволит сместиться двустороннему балансу экономических отношений в пользу Китая.
Заставит кардинально улучшить государственные институты, такие как суд, таможню, полицию.
Стоимость его российской части (9 тыс. 600 км) в ценах 2015 года — 18 трлн. рублей (260 млрд. долларов). Вполне подъемные для такого международного проекта деньги.
5 октября 2016 года — 100-летний юбилей окончания строительства Транссиба. В этот день можно было дать старт подготовки к реализации этого осмысленного проекта национально-государственного будущего, объединив вокруг него различные общественно-политические силы и экспертные группы.
Во всяком случае, я не вижу никаких серьезных препятствий, чтобы мы не смогли повторить подвиг наших Великих предков спустя 125 лет, начатый 31 мая 1891 года.
Иван Стариков, Действительный государственный советник РФ
Почему президент вынужден играть в поддавки с либералами?Как геополитика отражается на российской экономике, чем опасны для России «цветные революции» на постсоветском пространстве, кто стоит за «пятой», «шестой» колоннами, почему иностранная валюта становится средством выживания, о суверенизации отечественной финансовой системы, точечной ставке ипотечного кредитования, связи жилищного строительства с решением демографических проблем.
Об этом и многом другом в программе «Открытой студии» ресурса «Свободная пресса» «Ненаучные беседы» с доктором политических наук Георгием Филимоновым.
Источник: http://svpressa.ru/online/sptv/149343/
00:00 – Оценка перспектив деятельности нынешнего Правительства РФ. Почему президент России В. Путин играет в «поддавки» с либеральными министрами?
07:22 –Об общественном консенсусе. В чём разница между либералами и патриотами в экономике?
15:20 – Какую программу предлагает Партия Великое Отечество? Об отрицательном проценте.
19:53 – Какие реальные инициативы могут помочь нашей финансовой системе и обычным людям? О точечном финансировании и уменьшении ипотечного процента.
28:40 – Кому выгодно отсутствие стабильности в российской экономике?
34:52 – Об экономическом Совете при президенте. На кого работает Г. Греф и весь Сбербанк?
39:11 – О высказывании А. Дворковича про усиление финансовой системы США.
42:10 – О новом термине «шестая колонна».
46:40 – Что нужно для устойчивости политической системы России?
49:13 – О ситуации в Казахстане. Почему там не удалась попытка устроить «цветную революцию»?
52:24 – Прогноз на ближайший политический сезон.
Какую программу предлагает Партия Великое Отечество?
Россия и Саудовская Аравия за период с июня 2014 года по июнь 2015-го сократили свои вложения в американские активы суммарно на $50 млрд. Это происходило на фоне падения нефтяных цен и девальвации рубля по отношению к доллару
Согласно опубликованным 31 мая данным Минфина США по держателям американских ценных бумаг по состоянию на июнь 2015 года вложения России в американские активы по сравнению с июнем 2014 года сократились на $42,1 млрд (со $115 млрд до 72,9 млрд). Вложения Саудовской Аравии в американские ценные бумаги сократились на $10,5 млрд (со $194,2 млрд до 183,8 млрд).
При этом сокращение саудовских инвестиций произошло за счет резкого падения вложений в акции американских компаний — по этому показателю саудовские инвестиции сократились на $26 млрд (до $52,4 млрд).
Как отмечает Financial Times, сокращение российских и саудовских инвестиций в американские активы происходило на фоне падения нефтяных цен и девальвации ряда валют развивающихся экономик, в том числе российского рубля, по отношению к доллару.
Сокращение российских инвестиций в американскую экономику за период с июня 2014 года по июнь 2015-го стало самым серьезным среди всех стран. Отток саудовских инвестиций уступает только Японии (японские инвесторы сократили свои американские активы на $14 млрд, с $1,917 трлн до 1,903 трлн).
Ранее в мае впервые стало известно, что Саудовская Аравия является одним из крупнейших кредиторов США, будучи держателем американских казначейских обязательств на $116,8 млрд. При этом, как отмечал Bloomberg, реальные объемы долга США перед Саудовской Аравией могут быть выше. Согласно статистике МВФ центральные банки, как правило, размещают две трети своих валютных резервов в долларах. Саудовские валютные резервы составляют $587 млрд. Оставшаяся часть долговых обязательств может быть аккумулирована Саудовской Аравией в офшорных юрисдикциях.
Саудовская Аравия, как сообщало накануне агентство Bloomberg, сама впервые в ближайшее время готовится выйти на долговой рынок, разместив бонды на $15 млрд. По данным собеседников агентства, Эр-Рияд может разместить пяти-, десяти- и 30-летние бонды на $10 млрд уже в июле.
Оригинал статьи
Согласно опубликованным 31 мая данным Минфина США по держателям американских ценных бумаг по состоянию на июнь 2015 года вложения России в американские активы по сравнению с июнем 2014 года сократились на $42,1 млрд (со $115 млрд до 72,9 млрд). Вложения Саудовской Аравии в американские ценные бумаги сократились на $10,5 млрд (со $194,2 млрд до 183,8 млрд).
При этом сокращение саудовских инвестиций произошло за счет резкого падения вложений в акции американских компаний — по этому показателю саудовские инвестиции сократились на $26 млрд (до $52,4 млрд).
Как отмечает Financial Times, сокращение российских и саудовских инвестиций в американские активы происходило на фоне падения нефтяных цен и девальвации ряда валют развивающихся экономик, в том числе российского рубля, по отношению к доллару.
Сокращение российских инвестиций в американскую экономику за период с июня 2014 года по июнь 2015-го стало самым серьезным среди всех стран. Отток саудовских инвестиций уступает только Японии (японские инвесторы сократили свои американские активы на $14 млрд, с $1,917 трлн до 1,903 трлн).
Ранее в мае впервые стало известно, что Саудовская Аравия является одним из крупнейших кредиторов США, будучи держателем американских казначейских обязательств на $116,8 млрд. При этом, как отмечал Bloomberg, реальные объемы долга США перед Саудовской Аравией могут быть выше. Согласно статистике МВФ центральные банки, как правило, размещают две трети своих валютных резервов в долларах. Саудовские валютные резервы составляют $587 млрд. Оставшаяся часть долговых обязательств может быть аккумулирована Саудовской Аравией в офшорных юрисдикциях.
Саудовская Аравия, как сообщало накануне агентство Bloomberg, сама впервые в ближайшее время готовится выйти на долговой рынок, разместив бонды на $15 млрд. По данным собеседников агентства, Эр-Рияд может разместить пяти-, десяти- и 30-летние бонды на $10 млрд уже в июле.
Оригинал статьи
Источник: http://rusnext.ru/economy/1464777902
Комментариев нет:
Отправить комментарий