В США оценили как оскорбительное отказ главы Турции от встречи с Болтоном, который покинул Турцию, так и не встретившись с ее президентом, что, несомненно, являлось одной из целей этого визита. Об этой встрече была достигнута предварительная договоренность.
Темой несостоявшейся встречи, как нетрудно понять, должно было быть обсуждение ситуации в Сирии после принятого президентом США решения вывести войска из арабской республики.
Но неожиданно для американской стороны Эрдоган от беседы с Болтоном отказался, сославшись на занятость в связи с решениемболее важных для него вопросов в контексте приближающихся выборов в местные органы власти Турцию.
Чтобы достичь максимально унизительного эффекта для американского визитера, статус турецкой делегации был подчёркнуто занижен по рангу представленных в ней официальных лиц:заместитель главы МИД Седат Онал, заместитель министра обороны Юнус Эмре Караосманоглу, заместитель главы Национальной разведывательной организации Джемалеттин Челик.
Причем возглавлял группу «турецких товарищей» пресс-секретарьпрезидента Турции Ибрагим Калын, что тоже недвусмысленно определяло отношение Анкары к этим переговорам.
Встреча состоялась в президентском комплексе за закрытыми дверями и длились 2 часа 10 минут. С американской стороны, помимо Болтона, в ней приняли участие председатель Объединённого комитета начальников штабов ВС США Джозеф Данфорд, спецпредставитель Госдепартамента по Сирии Джеймс Джеффри и другие.
Согласно инсайдерским данным, никакого «прорыва» на переговорах не произошло, как и не отметилось сближения позиций. Впрочем, рассчитывать при таких исходных данных на достижение какого-то результата было бы странным.
Как сообщают американские источники, советник Дональда Трампа покидал Турцию буквально в ярости.
И от намерения отреагировать на публичное унижение ответным демаршем его удержала только необходимость сохранить возможность дальнейших контактов и пространство для политических маневров.
В чем причина таких демонстративных действий Эрдогана?
Дело в том, что ранее, во время его встречи с американским коллегой на полях саммита G-20 в Буэнос-Айресе, а затем в ходе целой серии телефонных переговоров были достигнуты вполне конкретные договоренности по Северной Сирии, предполагающие эвакуацию американского воинского контингента из этого района и передачу «ответственности за происходящее там» Турции. Вооруженные формирования курдов (YPG) фактически остались за рамками этих соглашений.
Трамп объявил, что США уничтожила ИГ (с возможными «рецидивами» будет решать вопросы Турция), и больше американцам там делать нечего. То есть устраивать дальнейшую судьбу курдских сепаратистов хозяин Белого дома явно не планировал.
Если рассматривать вопрос с чисто прагматической точки зрения, он поступил вполне логично. Ситуация с поддержкой сепаратистских устремлений части курдов (а, собственно, этим и был занят американский контингент) зашла в тупик и не имела перспектив развития. Кроме того, ее развитие последовательно превращало одного из важнейших американских союзников во врага.
Выводя же контингент с Севера Сирии, Вашингтон не только не теряет влияния в регионе (военное присутствие обеспечивают базы в соседних странах), но и приобретает известную свободу маневра. При этом имеется надежда что столкновение на Севере Сирии интересов Турции, Ирана и России могут привести к распаду этого ситуационного альянса.
Однако эта логика не была принята значительной частью окружения Трампа, прежде всего теми, кто наиболее тесно связан с Израилем. Как известно, Тель-Авив сильно озаботило решение Трампа, поскольку еврейское государство видит в курдах важный инструмент против Ирана, Сирии и Турции.
Как бы то ни было, но приближенные Трампа предпринимают серьезные усилия, чтобы переиграть его договоренности с Эрдоганом. В этом, собственно, и заключалась цель блиц-визита Болтона в Анкару.
Однако Эрдогану обсуждать с американским гостем пересмотр достигнутых договоренностей совершенно не хотелось, тем более что он прекрасно понимал, что в предполагаемом «диалоге» уступки могут быть только с турецкой стороны.
А поскольку обеспечивать безопасность YPG он совершенно не собирается (а именно этого намерен был добиться Болтон), то и встречаться с советником американского президента не стал.
Когда Эрдоган мотивировал отказ от личного участия в переговорах подготовкой к выборам, он нисколько не покривил душой. Строго говоря, он вполне мог бы встретиться с американским гостем и поговорить с ним «ни о чём» без столь эффектного и унизительного для США демарша.
Но он выбрал именно такой путь, который, несомненно, будет высоко оценен его соотечественниками — как знак турецкого могущества. Когда ее руководитель не боится поставить на место зарвавшихся американцев. Такие шаги неизменно обеспечивают турецкому лидеру высокий рейтинг и широкую поддержку. Практичный политик, он не преминул использовать визит Болтона для предвыборной агитации.
И.Р.: Что ж, это хороший признак оздоровления мировой политики. Сегодня идёт отход от однополярности и формируется многополярный мир. Мир уже никогда не будет прежним.
Комментариев нет:
Отправить комментарий