пятница, 1 февраля 2019 г.

СОЦИОЛОГИ НИ В МЕДНЫЙ ГРОШ НЕ СТАВЯТ КАНДИДАТУРУ ПОРОСЕНКО

Недавно прочитал одного уважаемого автора, что социологи формируют общественное мнение, а не изучают его. Доля истины в этом суждении есть – измерительный прибор всегда влияет на эксперимент. Тем не менее, данные социологии всё же позволяют нам понять, как развивается избирательная кампания

А развивается она довольно забавно. В частности, ныне действующий президент находится в состоянии, которое несколько лучше, чем было у Виктора Ющенко в начале кампании 2009-10 года, но хуже, чем у Леонида Кучмы в 1999-м.


Казус Зеленского

Последнее исследование Социологической группы «Рейтинг», опубликованное 31 января, подтвердило тенденцию, замеченную ещё в исследовании Аctive group: Владимир Зеленский улучшает свои показатели. Если у Аctive group он практически сравнялся с Тимошенко, то у «Рейтинга» даже незначительно ее опередил с результатом 14,1% от всех опрошенных и 19% — от активных избирателей, в то время как результат Тимошенко — 13,1/18,2%.
Кстати, рост рейтинга Зеленского (5%) по сравнению с декабрьскими данными той же организации оказался статистически значимым, в отличие от падения рейтинга Тимошенко (2% — может, его и вовсе не было). Это, безусловно, связано с удачным стартом избирательной кампании.
В общем, ничего удивительно в этом нет.
Во-первых, как отметил классик политических технологий Евгений Сучков, «взрывной стартовый рост рейтинга кандидата Зеленского связан как раз с «перетоком» его узнаваемости в рейтинг при минимальном антирейтинге».
Вторым важным фактором роста рейтинга Зеленского является запрос на новых людей вообще и, главное, запрос на новых людей не из нынешнего политического класса. Последний полностью обанкротился, и рост рейтинга Зеленского — как раз оценка этой катастрофы.
Третий фактор — удачная кампания самого шоумена. Это и в высшей степени эффективная наружная реклама, и активная работа в социальных сетях. Предложение к гражданам поучаствовать в составлении предвыборной программы и в оформлении рекламы было хорошей идеей, а исполнение — выше всяких похвал: избирателей очень технологично подводят к необходимости голосовать за Зеленского.
Четвёртый момент — не слишком интенсивно развивающаяся кампания Юлии Тимошенко. Она ведёт себя очень осторожно и не демонстрирует агрессивности. Может, это и правильно — в случае выхода во второй тур с Зеленским сработает её огромный антирейтинг (31% против 10% у Зеленского), и лучше не усугублять ситуацию.
Ещё на два фактора указал политтехнолог Андрей Золотарёв:
— в СМИ начата кампания, направленная против Зеленского, а «в глазах избирателя крайне непопулярная власть, если кого-то критикует, то, наверное, как в фильме, «надо брать», то есть к этому человеку стоит приглядеться. Грубая кампания «минусовки» Зеленского и привела к росту рейтинга»;
— «добавили популярности комику и склоки в «Оппоблоке», когда оппозиционеры львиную долю усилий тратили на выяснение отношений между собой, а не на борьбу с властью. Это привело к тому, что часть потенциального электората бывшей Партии регионов сейчас перетекает к Зеленскому».
Впрочем, победа Зеленского пока чисто виртуальная. Дальше включаются другие факторы, и не факт, что у Зеленского и его команды есть на них ответ.
Прежде всего главным препятствием к победе Зеленского является отсутствие у него личных мотивов к избранию. Политтехнологи знают — выбрать человека, который избираться не хочет, практически нереально. Сейчас, на волне высокого рейтинга, возможно, включился момент веры в собственную победу, но фактор низкой мотивации сработает при первых же неудачах.
Второй важный момент — неготовность к борьбе. Разумеется, Зеленский человек хорошо тренированный шоу-бизнесом. Но опыта политической борьбы у него ещё не было. А сейчас она начнётся.
Как только рейтинг Зеленского пошёл вверх, он сразу же заметил недоброжелательный интерес к своей персоне (история с бизнесом в России), сейчас же он станет врагом №1 для большинства серьёзных кандидатов. Его начнут тщательнейшим образом проверять, а если не удастся найти реального компромата, будут его придумывать. Выдержит ли сам Зеленский и его избиратели кампанию бешеной травли — вопрос. Причём это вопрос мотивации — зачем выдерживать-то?
Третий аспект связан с отсутствием у Зеленского полевой команды. Увы, одними сетями, наружной рекламой и ток-шоу не обойдёшься. Допустим, без агитаторов обойтись можно, но существует такой важный аспект, как формирование избирательных комиссий и корпуса наблюдателей. Это огромный кусок организационной работы, к тому же далеко не дешёвый. Оставлять же избирательные комиссии без опеки со стороны своего штаба нельзя ни в коем случае — особенно в условиях, когда все остальные кандидаты хотят «порвать» самозванного лидера.
Кстати, Зеленский это осознаёт и пытается принимать меры. Например, недавно он встретился с группой антикоррупционеров-еврооптимистов во главе с руководителем Центра противодействия коррупции Виталием Шабуниным и нардепом от БПП Сергеем Лещенко. Союз с еврооптимистами может дать Зеленскому благожелательное внимание со стороны посольства США. Правда, у самих еврооптимистов сети нет, да и вообще встреча была их инициативой — прощупывают взгляды политиков в интересах своих спонсоров.
В общем, вопросов больше, чем ответов.

Второй срок — ближе или дальше?

Пока Зеленский вырывается на первую позицию, действующий президент сокращает разрыв с двойкой лидеров — он уже получает 10,8% и 15,1%. По сравнению с летними данными рейтинг Порошенко вырос почти вдвое. Т.е. отрыв от Тимошенко уже не двукратный, как было ещё в ноябре, а всего лишь на 3%. Теоретически этот разрыв можно даже преодолеть. Опять же и ставки букмеров в поддержку Порошенко растут…
Одесский журналист Юрий Ткачёв вообще полагает, что рост рейтинга Зеленского — специальная манипуляция социологическими данными, направленная на то, чтобы скрыть рост рейтинга Порошенко.
Это, конечно, не так.
Если мы обратимся к недавней истории, то даже Виктор Ющенко, имея в августе 2009 года рейтинг в районе 2,5%, подошёл к началу кампании с почти 4% и получил лишь немногим меньше 5,5%.
Если же говорить о Леониде Кучме, то осенью 1998 года всерьёз обсуждалась возможность его отказа от баллотирования и выдвижения от «партии власти» Валерия Пустовойтенко, имевшего больший рейтинг. В декабре 1998 года, по данным центра «Социполис», Кучма уже находился на пятом месте с рейтингом 7,4% (уступая, кстати, даже Виктору Ющенко). В июле же 1999 года, по данным того же центра, он вышел на первое место с 20,5%. В ноябре он победил.
Сейчас рост рейтинга Порошенко имеет объективные причины, одной из которых, как ни смешно, является именно высокий рейтинг Зеленского — для части патриотически настроенных избирателей становится понятно, что в условиях соперничества «кремлёвской консервы» Тимошенко и имеющего бизнес в России клоуна Зеленского государство становится беззащитным перед так называемой (ими) российской агрессией. И как им ни неприятно, а выбор приходится делать в пользу Порошенко.
По этой же причине не вполне обоснованным выглядит и мнение Ткачёва относительно того, что «всё изменится, если Зеленский снимется с выборов. И сразу же у нас получится, что Порошенко выходит во второй тур, отставая от Тимошенко ощутимо, но преодолимо». Выход из кампании Зеленского с его рекордным рейтингом приведёт к перекройке всего электорального поля. Даже если его избиратели в полном составе откажутся от участия в выборах, изменится мотивация сторонников других кандидатов. В том числе тех, за счёт которых сейчас растёт рейтинг Порошенко.
В общем, у Порошенко дела не так уж плохи, даже несмотря на крайне неудачное начало избирательной кампании. Правда, сейчас он на ходу меняет стратегию, обращая своё внимание на социально-экономические вопросы. Само по себе внимание к вопросам, действительно интересующим избирателей, можно только приветствовать, но смена стратегии в ходе кампании вообще не лучшее решение, а уж если две стратегии конфликтуют друг с другом… А они действительно конфликтуют — нельзя в одном выступлении сравнивать Тимошенко с Мадуро и тут же обещать рост жизненного уровня. Так что нас ждёт ещё много «открытий чудных».

Между тем на Юго-Востоке…

Исследование «Рейтинга» не подтвердило предварительных данных Аctive group о растерянности среди сторонников «кандидатов от Юго-Востока» и выходе на первую позицию Александра Вилкула.
Юрий Бойко занимает четвёртое место с результатом 7,5/10%, что вполне соответствует его предыдущим показателям. По данным «Рейтинга», показатели Бойко с середины 2015 года колеблются в пределах 9-12% активных избирателей без какой-то определённой тенденции. Сейчас, конечно, ситуация изменилась, но… не с точки зрения социологии — в опросах Бойко никогда не был единственным представителем Юго-Востока.
Евгений Мураев находится на седьмом месте с показателями 2,8/3,6%, а Александр Вилкул — на десятом с 2/2,6%. В сумме эти кандидаты набирают 16% активных голосов, что в общем также соответствует общим тенденциям.
Кстати, рывок Вилкула, зафиксированный Аctive group, необязательно является плодом ошибки — это могло быть сочетание воздействия информационного повода (а Вилкул действительно вчистую выиграл старт кампании у Бойко и Мураева) и погрешности выборки.
Так или иначе, но пока ситуация в этой части спектра остаётся стабильной и предсказуемой — Бойко эксплуатирует наработанный на протяжении ряда лет положительный образ и концепцию «единого кандидата», Мураев опирается на «наших людей», а Вилкул стартует пусть и со множеством спецэффектов, но с неудачных начальных позиций (достаточно сказать, что он впервые включён в опросник «Рейтинга»).
Тем не менее, очевидно, что та тенденция, о которой говорили эксперты после появления данных Аctive group, остаётся актуальной — рейтинг Вилкула будет расти просто в силу активности и поддержки многих вип-персон, а вот Бойко, скорее всего, достиг своего потолка. Ситуация могла поменяться, если бы кандидат от Юго-Востока действительно был бы один, но… этого не произошло.
Василий СтоякинУкраина.ру

Комментариев нет:

Отправить комментарий