пятница, 1 февраля 2019 г.

Дело газовых королей: Миллера заподозрили в «крышевании» клана Арашуковых

Национальное достояние: «Газпром» растащили на «квартирки» за миллиарды и особняки топ-менеджеров
Беспристрастное расследование криминальных дел клана Арашуковых может «взорвать» газовую отрасль России. Объем и характер хищений таков, что возникает вопрос об ответственности руководства «Газпрома» за ущерб, нанесенный «национальному достоянию» нашей страны.


Следствие пока не установило всех участников преступного сообщества, многозначительно заявил прокурор в ходе заседания в Басманном районном суде Москвы, где решался вопрос об аресте двоюродного брата арестованного ранее сенатора Рауфа Арашукова.
На данный момент в руки закона также попали директор филиала «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Минеральных Водах, первый заместитель гендиректора «Газпром газораспределение Ставрополь» и гендиректор «Газпром Межрегионгаз Ставрополь».
Ключевое лицо среди арестованных — отец экс-сенатора Рауль Арашуков. Именно его следствие считает организатором преступного сообщества (ОПС). «Газового короля», как его теперь называют СМИ, предсказуемо задержали в Петербурге. Ведь именно там расположена штаб-квартира «Газпрома».
Объем хищений, который вменяют преступной группировке, под стать ее масштабу — за 17 лет ОПС украла газа на сумму 31,7 млрд рублей. Следствие называет его не взыскиваемой дебиторской задолженностью, которую невозможно возместить.
Это звучит странно, ведь подозреваемые, судя по видеокадрам с обыска, не чурались роскошной жизни. В доме Арашуковых были изъяты не только огромные суммы наличных денег, но и коллекционное оружие, золотые слитки и драгоценности весом более 50 килограмм.
Скорее всего, украденное «народное достояние» приняло другие формы: богатые особняки, апартаменты, автомобили и прочие атрибуты роскоши. Выявив всех фигурантов дела, в том числе на самом верху, следствию стоит обратить внимание на их имущество с целью взыскать его в казну.
Интересно, что источники издания Газета.ру, упоминают в связи с газовым делом Арашуковых Алексея Миллера. Звучит резонно. Неужели возможно так красть, не имея «крыши» в «Газпроме? Причем, Миллер возглавляет его столько же времени, сколько действовала, иак называемая, ОПС Арашуковых — 18 лет.
Не вовремя для главы «Газпрома» вдруг выяснилось, что он владеет квартирой в центре Петербурга площадью 1396 квадратных метров. Её рыночная цена — 1 млрд рублей. Это около 15 млн долларов по действующему курсу и около 30 млн долларов по курсу до девальвации рубля 2015 года.
Впрочем, Миллер достаточно богат, чтобы приобретать такую недвижимость, не будучи в доле с ОПС Арашуковых. Ведь, по данным журнала «Форбс» его вознаграждение только в 2014—2015 году составило около 45 млн долларов.
Отметим, что столь высокие цифры вознаграждений за труд у российских топ-менеджеров (не только Миллера, но и Сечина, Грефа и т. д.) согласованы на самом высоком уровне. Как пояснял Владимир Путин, российские управленцы должны быть конкурентоспособны на мировом рынке топ-менеджмента. Тот факт, что многие из них бывшие сослуживцы президента, видимо, совпадение.
Однако, если следствие выявит криминальную связь между кланом Арашуковых и высшим руководством «Газпрома», всё вышеизложенное предстанет в совсем ином свете. В том числе политическая оценка заслуг российских топ-менеджеров руководством страны.
По мнению журналиста, автора расследований о чиновниках и олигархах Сергея Ежова, Арашуковы залезли в карман каждого россиянина.
— Дело клана Арашуковых уникально: в нем переплетены практически все уровни и ветви власти, а потерпевшими стали все россияне. 31 миллиард рублей украли у «Газпрома», а это значит, не только у миноритарных акционеров, но и у каждого гражданина, ведь основной пакет корпорации принадлежит государству.
К каждому из нас залезли в карман и вынули оттуда по несколько сотен рублей. И сделали это люди, которые долгие годы работали в госкомпании под руководством Алексея Миллера. Человека, сверхблизкого к президенту, а потому точно имеющего карт-бланш не только на формальный, но и на фактический контроль за деятельностью дочерних обществ.
Поэтому руководство «Газпрома» должно нести не только моральную, но и финансовую ответственность за действия похитителей газа.
— Каким образом?
— Понятно, что по закону они компенсировать ущерб за подчиненных не должны, но зато они могут отказаться от вознаграждений. Члены правления «Газпрома», помимо зарплаты, получают еще и премии — 1,5 млрд рублей в год. Будет справедливо, если топ-менеджеры откажутся от этого поощрения, раз допустили такие масштабы воровства и ущерб акционерам.
А лично Миллер может продать свою квартиру за миллиард в Петербурге. Тем более, он купил в личную собственность ее у «дочки» своей же компании — возможно, по цене ниже рыночной.
— Впору говорить не только о финансовой, но и политической ответственности…
— Безусловно. Тут без преувеличения вина всей системы. В 32 года Арашурков успел побывать и городским депутатом, и главой района, и региональным министром, и федеральным парламентарием. Пользовался полной поддержкой «Единой России» и высших должностных лиц, включая главу Следственного комитета и руководителей нескольких регионов.
За него заступалась даже спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в тот момент, когда сенатора требовали лишить полномочий за сокрытие вида на жительство за границей. Но тогда, без подсказки из ФСБ, никто в упор никаких нарушений не замечал, хотя о них и о связях с криминалом писалось в СМИ.
А вот главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов считает, что власть воспринимает «Газпром» как актив, принадлежащий высшей политической элите, со всеми вытекающими для жуликов последствиями.
— Я думаю, что наш президент настолько сжился с деятельностью «Газпрома», настолько глубоко вник в систему газового трейдинга, что давно считает газ, добываемый в России чем-то близким и родным, а хищение этого газа — кражей у себя лично.
Неслучайно топ-менеджмент «Газпрома» и аффилированных компаний — это лично подобранные президентом кадры, начиная с Миллера и заканчивая Шредером. Ну и самый доверенный человек Путина, Дмитрий Медведев, много лет возглавлял совет директоров компании. А «Газпром» — главное российское достояние, можно сказать, государствообразующее предприятие.
И это именно вопрос доверия, поскольку ни Миллер, ни Медведев, ни Шредер никогда не имели никого отношения к газовой отрасли в прошлой жизни. А Путин, это известно, не любит прощать предательства — не сомневаюсь, что кражу газа он считает именно личной изменой.
Вора, покусившегося на общак, карают жестоко и показательно.
— Поэтому и предъявлена редкая и тяжелая статья об ОПС?
— Обвинения против Арашуковых, кстати, не уникальны — вот уже 12 лет сидит пожизненно бывший сенатор Игорь Изместьев. Там тоже, помимо экономических статей, есть и организация преступного сообщества, и заказные убийства. И даже терроризм. Чтобы пожизненно! Но там и нефть. А тут — газ, святое.
Можно ли было «тырить газ» (выражение Путина) незаметно для других членов государствообразующего сообщества? Вопрос риторический — давно бы возник вопрос, «откуда дровишки» в отношении колоссальной собственности газовых королей России.
— Сейчас стали говорить о квартире Миллера в Петербурге, стоимость которой оценивают в миллиард рублей…
— Но ведь есть еще роскошная усадьба на Истре, о которой много писали в свое время, а теперь дружно позабыли. А тогда смеялись — под Петербургом есть Петергоф, а под Москвой — «Миллергоф». По масштабам и убранству, кстати, усадьбы сопоставимые. Там не миллиардом пахнет, во всяком случае рублей.
Но ведь только что писали и об усадьбе Медведева в Плесе, тоже далеко не копеечное имущество. И лично я приводил информацию, что утечка по этой усадьбе Навальномуне могла произойти без властных структур, скорее всего, близких к «собянинским» — во всяком случае, разрешение на аэрофотосъемку ФСО давала каналу Москва-24.
— В газовом деле связь главы Следкома с сенатором Арашуковым выглядит, конечно, странно…
— Про то, что Бастрыкин гостил в усадьбе Арашукова — известно. Но понятно, что стоимость даже самой роскошной усадьбы в Карачево-Черессии на порядок меньше такой же, но в курортной зоне Подмосковья. Трудно и поверить, что Бастрыкину не приходил в голову вопрос, откуда такая роскошь?
Так ведь и сегодня эти вопросы можно задать указанным лицам. Откуда, например, у Медведева средства на такой вот убранство его поместья? Это вам не «колхозные» интерьеры усадьба Арашукова — это действительно царская роскошь. Но все это было давно опубликовано, однако интереса у компетентных структур совсем не вызвало.
И хотя я далек от того, чтобы связывать это отсутствие интереса с отдыхом главы Следкома в имении нынешнего подследственного, вопросы, конечно, возникают. Но почему они не возникли у того же Путина раньше? Почему не спросил своих ближних бояр — не слишком ли широко они живут в не слишком-то богатой стране? Ну а заодно поинтересовался бы, на какие, собственно, средства банкет?
О том, чем может грозить участникам ОПС предъявленное обвинение рассказал управляющий партнер юридической компании BMS Law Firm Алим Бишенов.
— Рауфу Арашукову (сенатор) предъявлены обвинения по трем статьям Уголовного кодекса РФ: ч.3 ст. 210 (участие в преступном сообществе с использованием служебного положения), ч. 4 ст. 309 (давление на свидетеля) и ч. 2 ст. 105 (заказное убийство).
— Главным там, кажется, считают папу…
— Да, отец сенатора Рауль Арашуков подозревается в создании преступного сообщества с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 210 УК РФ), а также в совершении мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Рауль Арашуков и еще несколько фигурантов уголовного дела арестованы.
Другим участникам уголовного дела, скорее всего, будут предъявлены обвинения по ч. 4 ст. 210 УК РФ (участие в преступном сообществе) и по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Пока не ясно, будет ли также предъявлено обвинение в создании преступного сообщества Рауфу Арашукову.
— И какое наказание предусмотрено за такие «фокусы»?
— Наказание по ч. 3 ст. 210 УК РФ — до 10 лет лишения свободы и штраф в размере до 500 тысяч рублей; ч. 4 ст. 159 УК РФ — лишение свободы до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей; ч. 2 ст 105 УК РФ — до пожизненного лишения свободы; ч. 4 ст. 309 УК РФ — лишение свободы на срок от 3 до 7 лет.
Если обвинение будет предъявлено по ч. 4 ст. 210 УК РФ, то наказание по этой норме может составлять вплоть до пожизненного лишения свободы. Но, скорее всего, часть 4 ст. 210 УК РФ не будет фигурировать в окончательном варианте обвинения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий