Все разговоры о разобщенности или о возможном «конце ЕС» не имеют под собой оснований, заявил вчера верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель
Одновременно, в тот же день, Еврокомиссия начала процедуру под официальным названием «устранение нарушений европейских норм в сфере независимости судебной системы» — или, попросту говоря, своего рода дисциплинарное дело — в отношении Польши.
История эта тянется достаточно давно, чтобы её начало уже забылось, поэтому коротко напомним: давно правящая польская партия «Право и Справедливость», по понятным причинам стремящаяся оставаться правящей как можно дольше — решила несколько прикрутить, после ряда конфликтов с судебной системой последних лет, возможности последней.
В зависимости от того, за ПиС комментаторы или против — эта инициатива подаётся как «ограничение возможных злоупотреблений и произвола» или как «атака на независимость судей». Суть юридической реформы сводится к тому, что за за решения политического характера или «действия или бездействие, которые могут помешать или существенно затруднить функционирование судебной системы», для судей наступает дисциплинарная ответственность.
В конечном итоге, как и во многих восточноевропейских странах, этот вопрос сводится к тому, находится ли «рубильник финальной инстанции» в руках у правящей партии (что демократично, но не либерально) или в руках у группы, внешней по отношению к текущей выборной власти (что либерально, но не очень демократично).
При этом в Евросоюзе ситуация усугубляется тем, что судебные системы стран ЕС в значительно большей степени связаны с условным «брюссельским миром», чем с национальными правительствами. Поэтому «независимая от государства судебная система» в стране ЕС автоматически означает большую степень зависимости страны от центральных властных структур Евросоюза и, соответственно, меньшую степень национального суверенитета.
Хотя эта история началась задолго до коронавируса — пандемия по понятным причинам скорее обострит, нежели сгладит имеющиеся между Западом и Востоком Европы противоречия. Ибо конфликтовать во время процветания и конфликтовать во время тотального спада экономики и ссор из-за европейских денег — это две разные вещи.
Стоит учесть: как сообщает Rzeczpospolita, согласно последним опросам, жители Польши занимают первое место в Евросоюзе по уровню экономического пессимизма в связи с коронавирусной эпидемией. Если во Франции пессимизм испытывают 16,3% опрошенных, а в Германии 20% — то в Польше ничего хорошего от будущего не ждут 48,1%, то есть почти половина респондентов.
Это означает, что власть, стремясь ввиду предстоящих президентских выборов (они назначены на 10 мая, но с высокой вероятностью могут быть перенесены, и к тому же уже обросли многочисленными спорами из-за голосования по почте, вызывающего сомнения у тех же судей) упрочить своё положение, будет в наименьшей степени склонна к компромиссам с Брюсселем.
Тем более что Брюссель, как видно из его последних действий, не упускает случая осложнить жизнь официальной Варшаве в трудную минуту.
В целом же руководству ЕС сейчас трудно позавидовать: кажется, трудно найти такую трещину на карте союза, которая в последние месяцы не стала бы более заметной. Шанс «возглавить борьбу с коронавирусом» Брюссель провалил с исключительным блеском, и сейчас его лидерство грозит стать ещё более формальным — а то и совсем исчезнуть под ворохом усиливающихся и, что хуже, хронически не разрешаемых противоречий.+
Это относится и к противоречию «Германия — Юг», выраженному в споре о том, должна ли ФРГ помогать южной Европе безвозмездно или в кредит, и к противоречию «Германия-Франция-Бенилюкс — Вышеград». Чехия, Польша и Венгрия, не входящие в Еврозону, в период выхода из глобального кризиса почти наверняка попытаются максимально воспользоваться имеющимся у них суверенитетом для занятия более выигрышных позиций внутри ЕС.
Комментариев нет:
Отправить комментарий