Приманив заробитчан домой, предварительно припугнув их закрытием рубежей, Киев предоставил новые возможности подхалтурить таможенникам и властям приграничных регионов. Бизнес на пропускных пунктах процветает. Как утверждают местные СМИ, пересечение польской границы в обе стороны во время карантина для украинцев стало платным, неофициально, конечно. Например, за проезд 300 метров в машине от украинских до польских ворот берут 300-350 злотых (около 2 тыс. гривен). Мзда за возвращение на родину в битком набитом автобусе, хотя проезд должен быть бесплатным, более скромная — 50 злотых (320 гривен)
По подсчетам одного из интернет-пользователей, на полулегальных перевозках удается прилично заработать. К примеру, в автобус с логотипом East West Eurolines на 60 сидячих мест берут не меньше 80 человек, таким образом за одну поезду собирается около 25 тыс. гривен. А с учетом того, что в сутки границу пересекает примерно 500 человек (а в настоящее время не самые урожайные дни), зарабатывается 160 тыс. гривен, в месяц, соответственно, около 3,5 млн гривен. Сами перевозчики? признаются, что основные деньги идут в карман местных властей и пограничников.
«Первое от чего я о…..л, так это от цен до границы. Две тысячи гривен из Киева до пункта пропуска Ягодин, но это еще ладно. Больше всего я просто вскипел от злости, когда уже пятый перевозчик говорил мне дословно следующее: «Ну, вы приготовьте помимо оплаты за проезд еще 350 злотых/90 долларов для пограничников, чтобы вас без проблем пропустили». То есть государство занимается самым настоящим рэкетом во время такой сложной ситуации для своих же граждан. Я должен заплатить, чтобы покинуть страну. Но при этом у меня есть все легальные основания ее покинуть, а Польша готова меня принять», — цитирует «Страна.ua» живущего в Варшаве менеджера, который возвращался на днях с Украины в Польшу.
Поляки только посмеиваются на тем, как «обдирают» своих на Украине, а еще над тем, что Киев сам не прочь заработать на украинских гастарбайтерах. Как известно, многие страны уговаривают Незалежную поделиться дешевой рабочей силой. Для этого они готовы оплатить перелет и оформить необходимые документы. В Финляндии, например, уже один такой чартерный рейс с заробичанами состоялся. И в планах было еще несколько перевозок. Тщательно готовились повторить финский опыт в Великобритании, Германии и в той же Польше. В этих странах может пропасть урожай из-за отсутствия рабсилы, поэтому здесь активно суетятся, впервые организовывая спецрейсы для заробитчан.
Казалось бы, все мечты свидомых реализуются. Сама Европа ждет украинцев с распростертыми объятиями (временно и за дешево, но это не имеет значения). Однако местные власти вдруг решили помешать отправке граждан на заработки. Так, чартер, организованный англичанами, запретила Государственная авиаслужба, сообщили украинские СМИ. При этом в списки входили граждане, которые могут легально и официально находиться на территории Великобритании. И они не будут нуждаться в эвакуации в ближайшее время и не станут потенциальными распространителями COVID-19 в Незалежной. Но незачем уезжать в другие страны, когда в своем государстве полно работы, заявил премьер Денис Шмыгаль, не уточняя, естественно, что оплата труда на Украине в разы ниже, чем в Европе. Ему вторил глава внешнеполитического ведомства Незалежной Дмитрий Кулеба, мол, в условиях пандемии «любое путешествие, особенно самолетом подвергает опасности» подцепить коронавирус.
В чем же дело, возмущаются эксперты, это же реальный поток денег для отощавшего украинского бюджета, которому сегодня поможет только чудо. Разве можно от него отказываться?
А дело, как выясняется, в желание киевских властей и рыбку съесть, и на бричке покататься. Государство попросту набивает себе цену в ожидании откатов, как со стороны самих заробитчан, так и со стороны европейских благодетелей. Откаты эти со стороны западных «партнеров» могут выражаться в грантах на борьбу с коронавирусом, развитие демократии и т.п. На что неудавшиеся заробитчане будут жить в то время, когда Киев торгуется, и как экономика в период кризиса компенсирует еще и отсутствие потоков валюты, которую они шлют домой, никого не интересует. Власти считают, что в этом случае торг уместен и принесет хорошие бонусы. А после того, как дело выгорит, чартерные рейсы с заробитчанами станут отправляться с завидной регулярностью.
Вот только люди, столкнувшись с запретом бесплатно попасть на поля европейских фермеров, потеряют надежду вырваться с родных просторов Незалежной. А чем это чревато — к гадалке не ходи. Уже сейчас, судя по отзывам украинцев в соцсетях, они готовы штурмовать границу, как когда-то Саакашвили, а если не получится — устроить «заробитчанский майдан». Набираться опыта в этом деле украинским гастарбайтерам, которые обладают повышенной социальной активностью, не нужно. Шесть лет назад за возможность зарабатывать в Европе они уже поддержали госпереворот.+
Анна Пономарева, Аналитическая служба Донбасса
Комментариев нет:
Отправить комментарий