суббота, 31 октября 2020 г.

Образование — это оружие: как сенатор США отправил сына в советскую школу и обомлел

В разгар Холодной войны в СССР прибыл сенатор США и издатель всемирно известной энциклопедии "Британника" Уильям Бентон с семьей. Он отправил сына в советскую школу, а сам принялся изучать систему образования "противника". Они прогостили всего неделю, но его доклад стал шоком для США. Оказалось, что в образовании Союз по многим параметрам опередил Штаты. Сергей Харламов рассказывает, как издатель "Британники" и его 13-летний сын открыли новое направление противостояния США и СССР в Холодной войне.

Американцы в гостях

Начало ноября 1955 года в Москве выдалось солнечным. Прекрасная погода стояла всю неделю, пока в столице гостила семья бывшего сенатора от штата Коннектикут Уильяма Бентона. На правах председателя правления издательства знаменитой энциклопедии "Британника" и члена большого количества разных миссий ООН, посвященных просвещению, Бентон приехал в Советский Союз вместе с женой и сыном Джоном. К несчастью, миссис Бентон перед самым полетом сломала ногу, но не стала отказываться от поездки, поэтому щеголяла гипсом на фотографиях.

Главная декларируемая миссия — обмен опытом в сфере образования. Для этого Джону нужно было провести четыре дня в обычной советской школе. Учиться, отвечать на вопросы учителей, заводить знакомства. Самое то для 13-летнего подростка! Но, конечно, эта поездка не была простой ни для Бентона-старшего, ни для советских работников образовательной сферы.

Статья за авторством Бентона-младшего на LIFE


Начать стоит с того, что для Джона выбрали совсем не обычную школу. Сейчас это ГБОУ №1282 "Сокольники", а тогда — самая первая в СССР спецшкола для средних классов с углубленным изучением английского языка. Инициатором ее создания был глава МИД и постпред Союза в ООН Андрей Вышинский. Думается, он был прекрасно знаком с Бентоном и лично курировал его поездку, зная, чего можно ожидать от сенатора-демократа.

Спецшкола была не просто первой языковой. В нее отдельно набирали отличников со всей Москвы по приглашению. В первых выпусках были буквально лучшие из лучших, не только сыновья и дочери видных политических деятелей СССР, но и объективно блистательные ученики. Там учились сыновья Маленкова и Кагановича, министра финансов Дымшица и первого замминистра иностранных дел Малика, а также дети генерала Судоплатова и журналиста Симонова.


Первый день в школе

Под чутким присмотром директора Ермишкина Джона проводили в класс. Первое, что отметил американец, — все ребята едва доставали ему до лба. И это при том, что 13-летний Бентон оказался в компании 16-летних десятиклассников. Что ж, вполне вероятно, что для Джона специально подобрали класс тех, кто лучше всего говорил на английском. Начался урок:

Учительница сначала показалась мне очень сговорчивой, но потом оказалось, что ничего подобного. Девятеро ребят по очереди читали отрывки из "Короля Лира". Я заметил, что их учили британскому произношению. Как только первые два закончили читать свои отрывки, учительница повернулась ко мне и спросила, хорошо ли они читали. Я даже представить себе не мог, что будет дальше!

Когда я честно сказал, что, если бы первый мальчик прочитал текст заранее, у него бы получилось сильно лучше, учительница тут же задала ему дополнительное домашнее задание на завтра. Мне стало стыдно и неприятно, я так подставил парня, поэтому, когда меня попросили прокомментировать чтение второго ученика, я сказал, что все отлично, он читал так же, как и я бы сам. Учительница зыркнула на меня.

Пришла очередь комментировать третьего чтеца, и тут я попросил учительницу не заставлять меня оценивать работу других учеников, чтобы им потом не досталось (на этих словах с задних парт захихикали). Когда пришла моя очередь читать отрывок и мне передали тетрадку, я понял, что совершенно не могу разобрать почерк учительницы, в чем ей честно признался. В этот момент с галерки послышался громкий смех.

Учительница зыркнула на меня так, будто она собиралась выиграть Олимпиаду по "зырканью". Пока она смущенно искала для меня запись пьесы другого ученика, прозвенел звонок. Кажется, пристыдив учительницу, я задружился со всем классом одновременно, — рассказывал Джон Бентон в декабрьской колонке для журнала LIFE.

За дверью в коридоре Бентона-младшего уже ждал директор. Он отвел Джона в свой кабинет и рассказал, что собирает марки и желает поделиться с ним некоторыми экземплярами. Джон ответил, что сам марки не собирает, а вот его старший брат — да.

Директор отсыпал Джону советских марок и выдал комсомольский значок. Джон не стал его надевать, как он сам признался, из уважения к Комсомолу в целом, ведь для вступления в его ряды нужно было сдавать тесты, а сам Джон их, конечно, не проходил.

Исследования отца

Пока Джон продолжал ходить в школу, его отец не терял времени зря. Он хотел узнать как можно больше об устройстве советской образовательной системы, поэтому встречался с множеством чиновников в сфере образования, в том числе много времени провел с первым проректором МГУ, химиком Григорием Вовченко.

Шокированному Уильяму расскажут, что в СССР больше 70% детей с 7 до 17 лет ежедневно ходят в школы, это 4,3 миллиона человек (в США к тому моменту в школах училось всего 2,7 миллионов детей). Что в стране есть более 2000 техникумов, спецзаведений, где обучают рабочим профессиям за 2-4 года. У техникумов нет аналогов в Соединенных Штатах. Что это не только инженерные профессии или сфера услуг вроде парикмахеров и поваров — в них обучают и музыкантов, и медиков, и преподавателей.

Бентон выступает на телевидении в программе Longines Chronoscope. Действительно, известный производитель наручных часов спонсировал интервью с политическими деятелями в 50-х.

Уильям узнал, что в СССР к началу 50-х уже создана система из 800 высших учебных заведений, из которых 33 — университеты. Всего в них обучается 1,8 миллионов студентов. За два года до приезда Бентона, в 1953-м, завершилось строительство главного корпуса МГУ, вмещающего 23 тысячи студентов одновременно. 3 миллиарда советских рублей, эквивалентных тогдашним 150 миллионам долларов. Это 1,5 миллиарда современных баксов!

Как признавал позже Бентон, советская система имела очевидное преимущество перед американской в вопросе "manpower", то есть человеческих ресурсов. Уже с 10 класса советский ученик выбирал для себя стезю, в которой он собирался развиваться, и затем без проблем поступал в высшие учебные заведения. Химии, физике и другим естественно-научным предметам уделяли больше времени, и это без учета элективов и дополнительных вечерних занятий. Да и в целом советские ученики учились больше, получали больше знаний за более короткий промежуток времени. И самое ужасное: как раз в 1956-м году образование в СССР стало бесплатным.

Бентон с томами энциклопедии "Британника"

По итоговым подсчетам Бентона, представленным специальной комиссии высшего образования в США в марте 1956 года, советская система выпускала ежегодно на 100 тысяч больше профессионалов и инженеров, чем американская. Доклад Бентона был уничтожающим по своему тону.

Жвачка для советских ребят

Тем временем Бентон-младший совершенно отчаялся, пытаясь пригласить своих новоиспеченных одноклассников в отель "Националь" у Кремля, в котором остановилась его семья. В последний день он специально позвал 10 человек, чтобы уж точно кто-нибудь пришел. В 7:30 вечера, через 45 минут после назначенного времени, когда Бентон уже собирался пожаловаться отцу на неудачу, в дверь позвонили. На пороге стояло двое ребят, одним из которых был Алексей Симонов, сын журналиста и секретаря Союза писателей СССР Константина Симонова. Кстати, сейчас Алексею уже 81 год, за свою жизнь он успел поработать переводчиком и кинорежиссером. В 90-х он был членом Конституционного совещания РФ, создавшего российскую Конституцию.

Симонов извинился и сказал, что Джона ждали внизу перед дверями в отель с 6:45. Когда Джон предложил всем зайти в номер и поужинать с ним, ребята отказались, сказав, что они одеты не очень официально и вообще не голодны. Джон видел, что им очень некомфортно было находиться в такой фешенебельной обстановке.

В конце концов Джон сам спустился к советским школьникам, и они направились вдоль улицы Горького (Тверская). Разговаривая, они дошли до кафе, и Джон предложил зайти перекусить. Бентону очень хотелось угостить ребят, но оказалось, что он взял с собой слишком мало советских рублей. В итоге школьники сами накормили Бентона мороженым, не дав ему за себя заплатить. Зато Джон захватил с собой карточки с видами городов США и решил раздать картинки присутствующим. И кому-то в голову пришла идея: пусть он подпишет их на память! Подписывая карточки, Джон рассказывал об американском телевидении:

Они не могли поверить мне, что в США есть как минимум 8 каналов, которые работают практически круглосуточно. Очень удивлялись, мол, как же это государству удается содержать целых 8 каналов на ТВ. Я пытался объяснить им, что государство не имеет к ним никакого отношения и у каждого канала есть свои частные спонсоры, но они просто не могли этого понять!

После этого ребята проводили Джона до отеля. Он спросил их, жевали ли они когда-нибудь жвачку. Один поднял руку и сказал, что жевал ее когда-то давно. Американец попросил всех подождать его и ринулся наверх, в номер. Все знали, что в СССР жвачек не делают, поэтому Бентоны взяли с собой несколько пачек как раз для такого случая. Он спустился и раздал всем по резинке, а затем отдал и все остальные пачки. "Будете в США — приглашаю к себе!" — на прощание сказал Джон и поднялся обратно.


Отчет для ЦРУ

В письме для главы ЦРУ Аллена Даллеса Бентон признавался: образование — это новая арена для "соревновательного сосуществования" двух систем. И США пока совсем не лидеры. В стране, напомнил Бентон, за прошлый год выпустилось всего 125 новых учителей физики на 28 тысяч школ.

К слову, Бентон хоть и был знаком с Даллесом, но не работал на него. Он скорее использовал главу ЦРУ в своих личных интересах. На самом деле запугивание Уильяма Бентона отставанием имело своей целью продвинуть создание документальных обучающих видеоматериалов, которые должны были закупить у его компании.

Коридор спецшколы №1 | Фото: LIFE

Для доказательства эффективности такого вида обучения Бентон даже нашел пример: в Харьковском университете было отснято около 300 часов лекций преподавателей, которые уже тогда включали на парах советским студентам с помощью проекторов. Нечто подобное Бентон хотел провернуть и в США. Просто бизнес. Он даже заключил рамочный контракт с Уолтом Диснеем на продюсирование, но спустя пару лет все заглохло.

Мой отчет можно уложить в одну фразу. Я вернулся из СССР полностью убежденным, что образование становится основным театром противостояния в Холодной войне. Советские классные комнаты, библиотеки, лаборатории, методы обучения должны тревожить нас гораздо больше, чем водородные бомбы или самонаводящиеся ракеты доставки.

Конечно, Бентон отмечал не только хорошее в советской системе обучения. Он делал скидку на то, что ему предоставлялась только официальная информация, а реальная ситуация в СССР могла быть иной. Хотя он требовал от комиссии считать официальную информацию приоритетной, Бентон признавал и серьезную ангажированность и идеологическую направленность обучения.

Часы, потраченные на изучение марксизма-ленинизма-сталинизма, студенты могли бы занять освоением более практичных навыков, а многие теоретические предметы скорее требовали от ученика заучивать и зазубривать, нежели развивать критическое мышление. В школьных классах нет места дискуссиям. Ученикам старших классов нельзя поменять специальность, если вдруг они поняли, что душа не лежит к выбранному делу.

Но все эти "демократические мелочи" с лихвой перекрывались пользой, особенно для полувоенного соревновательного времени Холодной войны. США проиграли гонку в образовании, не успев в нее включиться.



https://ruposters.ru/news/29-1...




Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий