Эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин о том, кто снова разжег пламя Карабахской войны
— Какова роль Турции в развитии конфликта вокруг Нагорного Карабаха?
— С моей точки зрения, текущая итерация конфликта вокруг НКР является следствием, прежде всего, турецкой политики, которая подпитывает азербайджанский реваншизм в рамках концепции «Две страны — один народ». До начала текущего взаимодействия Азербайджана и Турции, в Баку опасались идти ва-банк и пытаться отобрать НКР у Армении силой. Но, получив военную поддержку Турции, Баку сделал ставку на силовой захват Нагорного Карабаха.
— Иными словами, явного провокатора этой войны долго вычислить не надо?
— Если говорить о том, кто виновен в разжигании текущей войны в Карабахе, то, с моей точки зрения, это Турция, которая активно подливает бензин в тлеющий костер застарелого конфликта. Поэтому не случайно, что именно Эрдоган и его окружение выступают главными спикерами по вопросу необходимости захвата Азербайджаном НКР, а крупные международные игроки часть своих требований по прекращению войны адресуют именно Турции, которую фактически обвиняют в переброске террористов из Сирии для нападения на Карабах, о чем уже заявили Армения, Россия, Иран и Франция.
— В чем конкретно проявляется турецкая поддержка действий Азербайджана?
— Подготовка к нападению на НКР шла несколько месяцев, и совместные учения турецкой и азербайджанских армий были элементом подготовки этого нападения. Под предлогом учений в Азербайджан были заведены военные советники и представители Генштаба ВС Турции (которые сейчас курируют операции в Карабахе), расчеты ударных и разведывательных БПЛА, истребители F-16 и другие технические силы и средства.
— Отдельная «песня» — наемники-джихадисты из Сирии, переброшенные турками в Карабах.
— В августе-сентябре с территории Сирии на территорию Азербайджана были переброшены несколько тысяч сирийских боевиков, которых переодевали в форму азербайджанской армии и использовали как пушечное мясо по образцу операций турецких Вооруженных сил в Ливии и Сирии. Среди них отмечены боевики из формирований «Султан Мурад» и «Хамза», которые контролируются МО Турции и турецкой военной разведкой. С начала боевых действий они уже потеряли несколько десятков человек убитыми и ранеными, о чем сообщают сирийские источники, в том числе поддерживающие идлибских боевиков. В частности, сообщалось о гибели боевиков, воевавших в «Хайят Тахрир аш-Шам» и боевиков ССА родом из Растана, Хомса, Алеппо и Идлиба.
— Неоспоримым преимуществом Баку выглядит использование турецких ударных БПЛА в небе над Карабахом.
— На этапе развития операции в Карабахе, Турция осуществляет активную поддержку действий азербайджанской армии своими ударными БПЛА, которые по сути и наносят основные потери армии НКР и армии Армении, которые не имеют достаточно эффективной системы ПВО.
Также Армения заявляет, что действия азербайджанской армии поддерживают турецкие F-16, развернутые на авиабазе в Гяндже, а также воздушный командный пункт E-7.
Эти и другие факты и свидетельства указывают на то, что Турция ведет в Карабахе гибридную войну против Армении, прямо используя против нее и элементы своих Вооруженных сил.
— Кто, на ваш взгляд, несет ответственность за непосредственное начало боевых действий?
— С учетом подготовки азербайджанской армии и турецких военных к проведению операции по захвату всей территории НКР, очевидно, что речь идет о подготовленном нападении этих стран. Рассказы о том, что «все начала Армения», служат очевидным информационным прикрытием, чтобы избежать прямых обвинений в агрессии. Здесь мы видим определенный парадокс, когда Баку и Анкара говорят, что действия по нападению на НКР полностью законны, но вынуждены врать о том, что «Армения начала первой». Это показывает уязвимость их международной позиции.
— Что произойдет, если планы Турции и Азербайджана будут реализованы?
— В НКР, очевидно, может пройти очередная этническая чистка. В конце 80-х — начале 90-х и армяне и азербайджанцы отметились этническими чистками друг против друга, и нет оснований полагать, что в этом вопросе что-то изменится, если НКР будет ликвидирована. В Нагорном Карабахе сейчас вообще нет лояльного Азербайджану населения от слова «совсем». Соответственно, если армия Армении потерпит поражение, то эти люди либо обречены стать беженцами, либо жить на положение унтерменшей в составе Азербайджана, который будет пытаться изменить демографический состав этих территорий путем программ по массовому переселению сюда азербайджанских граждан. Эти планы, собственно говоря, давно разработаны и анонсированы Баку.
— Какую позицию займет Россия в этом конфликте?
— Россия будет стремиться выступать в роли арбитра-миротворца, который поддерживает существующий статус-кво, что прекрасно видно по заявлениям Кремля и МИД РФ. Другой вопрос, что в виду турецкого фактора выдерживать эту линию в текущих реалиях затруднительно. Плюс есть риски, что конфликт будет масштабироваться и вовлечет в боевые действия уже всю Армению, что поставит на повестку дня вопрос взаимодействия с Арменией в рамках ОДКБ.
Если масштабирование боевых действий произойдет и удары турецких дронов будут происходить уже по территории Армении, все это будет выглядеть как нападение страны-члена НАТО на страну-члена ОДКБ. Оставаться над схваткой в этом случае будет куда как сложнее, чем сейчас. Но пока что конфликт, по большей части, локализован территорией НКР.+
Юрий Котенок, Аналитическая служба Донбасса
Единственный способ остановить кровопролитие в Нагорном Карабахе – принуждение Турции к миру
Такое случается крайне редко, но президенты России, США и примкнувший к ним Макрон сумели выработать консолидированную позицию по конфликту в Нагорном Карабахе.
Мировые лидеры призывают к прекращению огня
Как сообщает официальный сайт Кремля, Владимир Путин, Дональд Трамп и президент Франции выразили соболезнования семьям погибшим и раненых и призвали Баку и Ереван к немедленному прекращению военных действий.
«Мы также призываем руководителей Армении и Азербайджана незамедлительно взять на себя обязательства добросовестно и без выдвижения предварительных условий возобновить переговоры по существу урегулирования при содействии сопредседателей Минской группы ОБСЕ», — говорится в заявлении лидеров России, США и Франции.
Таким образом, совместным заявлением международные лидеры дали понять, что конфликт в Нагорном Карабахе не имеет военного решения. По факту это означает призыв к прекращению военных действий и восстановлению статус-кво на линии соприкосновения, которое фактически сохраняется с 1994 года
Напомним, что Минская группа ОБСЕ возникла ещё в 1992 году, когда международное сообщество предприняло первую попытку урегулировать армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе. Однако за 28 лет так и не было выработано решения, с которым согласились бы обе стороны. На это обстоятельство, в частности, указывает президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, считающий недопустимым прекращение войны без капитуляции со стороны Армении и сдачи ею Нагорного Карабаха на азербайджанских (читай – на турецких) условиях.
«Учитывая, что США, Россия и Франция почти 30 лет пренебрегали проблемой, недопустимо, чтобы они принимали участие в поиске решения по прекращению огня», — цитирует турецкого президента Reuters.
Турецкий гамбит в Закавказье
Примечательно, что и Анкара, и Баку официально отрицают участие турецких вооружённых сил в Карабахском конфликте, в то время как Ереван напрямую обвиняет Турцию в военной агрессии. В частности, в Армении утверждают, что 29 сентября 2020 года вторгшийся в воздушное пространство страны турецкий истребитель F-16 сбил штурмовик Су-25 армянских ВВС, при том пилот «сушки» погиб. Этот инцидент уж очень напоминает похожую ситуацию пятилетней давности в небе над сирийской провинцией Латакия, когда турецкий F-16 сбил российский фронтовой бомбардировщик Су-24М. К сожалению, это военное преступление легко сошло с рук турецкой военной клике. А, учитывая, что минувшим летом под предлогом совместных военных учений звено F-16 ВВС Турции было переброшено в Гянджу и там находится по сей день, турецкие и азербайджанские заявления о непричастности к инциденту с армянским Су-25 выглядят малоубедительно.
В то же время, в мировых СМИ появилась информация о том, что в атаке на армянские позиции в Нагорном Карабахе принимают участие сирийские боевики из контролируемых Турцией Идлиба и Африна. За несколько дней до начала эскалации конфликта в Карабахе они были переброшены турецкими военно-транспортными самолётами в Азербайджан и размещены вдоль линии соприкосновения с армянскими силами. Сегодня эту информацию официально подтвердили в Москве и Париже.
Так официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Москва располагает собственными наработками, фактами и информацией, подтверждающей присутствие в Карабахе наёмников из числа сирийских боевиков.
Со стороны Франции с соответствующим заявлением выступил лично президент страны Эммануэль Макрон:
«Мы располагаем точной информацией, которая указывает на то, что сирийские боевики покинули поле боя в Газиантепе, чтобы присоединиться к боевым действиям в Карабахе. Это очень серьезно. Мы договорились с президентом Трампом и президентом Путиным обмениваться всей информацией, которая у нас есть по этой ситуации, чтобы сделать из этого все необходимые выводы. Как участники Минской группы ОБСЕ мы действуем для возврата ситуации в нормальное состояние и прекращения огня без всяких условий».
От локального конфликта к глобальной войне
Для мечтающего о восстановлении Османской империи исламистского режима Эрдогана Нагорный Карабах, как и Сирия с Ливией, одно из направлений экспансионистской политики, а заодно способ продемонстрировать свою военную мощь Греции и всей Европе, с которыми Анкара конфликтует из-за газовых месторождений в Средиземном море.
И на сегодняшний день именно позиция Турции, которая стоит за действиями Азербайджана, является основным дестабилизирующим фактором и главным препятствием на пути к прекращению боевых действий. Подконтрольные Турции сирийские боевики в азербайджанской военной форме атакуют армянские позиции, турецкие беспилотники наносят удары по военным и гражданским объектам НКР, а турецкие военачальники едва ли не напрямую руководят азербайджанской армией. Как сообщает телеграм-канал WarGonzo, дошло до того, что конфликт с турецкими советниками стал причиной отстранения начальника Генштаба вооружённых сил Азербайджана Наджмеддина Садыкова.
Складывается весьма интересная ситуация: с одной стороны, Турция – член НАТО. Ключевые страны альянса в лице США и Франции на словах выступили за безусловную деэскалацию конфликта. Несомненно, в распоряжении НАТО имеются военно-политические рычаги для оказания давления на Анкару с целью прекращения войны в Нагорном Карабахе. Тем более, что после инцидента с армянским Су-25, который был сбит, если верить заявлениям Еревана, турецким F-16, да ещё и в воздушном пространстве Армении, налицо вырисовывается угроза уже не локального, а глобального конфликта между странами, входящими в НАТО и ОДКБ.
В то же время западные глобалисты заинтересованы в том, чтобы столкнуть лбами Анкару и Москву, учитывая, что последняя имеет союзнические обязательства перед Арменией как членом ОДКБ. По этой причине они не торопятся останавливать зарвавшегося турка. Более того, через агентов Сороса в правительстве Пашиняна они воздействуют в нужном им ключе и на армянское руководство. Как следствие, обе стороны сохраняют воинственную риторику и на сегодняшний день не готовы к диалогу, что с горечью констатировал постпред РФ при ООН Василий Небензя.
Как заставить Эрдогана дать заднюю
В сложившейся ситуации Эрдогана может остановить только угроза серьёзного военного поражения, которое будет иметь для него неприятные, а то и критические последствия внутри страны.
Отметим, что турецкая экономика находится не в самом благоприятном состоянии, а внутри страны имеет место серьёзное недовольство правящим в Анкаре режимом. Да и западным «партнёрам» неуправляемый и мегаамбициозный турецкий лидер давно словно кость в горле. И они непременно ждут момента, когда можно будет воспользоваться ситуацией и вытащить эту «кость», заменив её на своих покладистых и управляемых ставленников. Сам Эрдоган это прекрасно понимает. Уроки провалившегося июльского переворота 2016 года явно не прошли даром.
Инструментов для создания такой угрозы, которые в случае их активизации становятся для Анкары и лично Эрдогана весьма чувствительными болевыми точками, более чем достаточно. Это и подвисшая ситуация в Идлибе (восстановление территориальной целостности Сирии по-прежнему актуально), и актуализация курдского вопроса (стоит ли говорить о том, что курды только ждут момента, чтобы отомстить Эрдогану за все карательные операции последних лет), и активное оказание помощи генералу Хафтару в Ливии.
Как показывает практика, экспансионистская политика неоосманского «султана» в значительной мере строится на блефе и угрозах. И в том случае, когда блеф и угрозы не прокатывают, Эрдоган сразу находит нужный номер телефона и спешит скорее начать переговоры, дабы не потерять всё.
На наш взгляд, на сегодняшний день это единственный способ принуждения Эрдогана к миру, за которым последует деэскалация конфликта в Нагорном Карабахе. Несомненно, она будет носить временный характер, так как само армяно-азербайджанское противостояние никуда не денется. К сожалению, на сегодняшний день не существует приемлемого варианта полного урегулирования Карабахского конфликта, который удовлетворил бы и Баку, и Ереван, и Степанакерт. Это вопрос, который предстоит решить будущим поколениям.+
Дмитрий Павленко, специально для News Front
Комментариев нет:
Отправить комментарий