Экономическая обструкция российского Крыма, организованная странами Запада совместно с Киевом, терпит крах. И уже не первый год. К настоящему времени свыше 40 стран, в том числе почти все страны СНГ, осуществляют торговые связи с этим регионом: это почти вдвое больше, чем в 2016-2017 годах. Растущий интерес за рубежом к разнообразной крымской продукции проявился и в ходе состоявшегося в конце мая с. г. в Феодосии международного форума «Крым: время для экспорта».
Организовали форум Южный региональный Центр поддержки экспорта (РФ) при содействии правительства РК и Министерства экономического развития Республики Крым. Здесь было представлено около 50 крымских компаний – производителей химической, машиностроительной, медицинской, парфюмерной продукции, продовольствия. Мероприятие «Крым: время для экспорта» сопровождалось обсуждением вопросов дальнейшего развития внешней торговли региона с участием бизнес-миссий Армении, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, представлявших торговые сети этих стран.
Значимость форума подтверждает и то, что в ходе его работы, по данным Минэкономразвития Крыма, состоялось более 60 раундов переговоров крымского бизнеса с представителями торговых сетей упомянутых стран, отметивших высокое качество крымских товаров и заинтересованность в заключении долгосрочных экспортных контрактов с Крымом.
По имеющейся информации, уже в ближайшие месяцы такие контракты на импорт из Крыма продовольствия (включая продукцию виноделия и минеральные воды), продуктов органической химии (в основном остродефицитного в зарубежье йодо-бромного сырья), медицинских изделий, электрокаров крымские предприятия подпишут с подразделениями торговых сетей всех вышеупомянутых стран. Эти контракты намечено заключить и в рамках интернет-коммерции (Electronic-trading).
У одного из стендов с продукцией АПК. Крайняя справа – вице-премьер – министр финансов Республики Крым Ирина Кивико
Политический контекст активизации торговли Крыма с ближним зарубежьем не менее, если не более важен, чем контекст экономический. Ведь не секрет, что пропаганда Киева насчет пресловутой «российской оккупации» Крыма была рассчитана отнюдь не в последнюю очередь на страны бывшего СССР. Замысел киевских сидельцев состоял в том, чтобы попытаться подключить к антироссийской кампании, а еще лучше – к антироссийским санкциям стран Запада именно ближних соседей РФ.
Но не получилось. Правда, с официальным признанием российского статуса Крыма ближнее зарубежье пока, как известно, не спешит. В то же время торговые связи большинства стран экс-СССР с этим регионом развиваются всё более активно. Что, как отмечалось на состоявшемся форуме, является своего рода прологом к устранению правого изъяна во взаимоотношениях Крыма с Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Узбекистаном. Кстати, схожие оценки прозвучали в конце апреля с. г. в ходе крымской бизнес-миссии в Армению.
В целом постсоветские страны занимают достойное место в экспорте региона. Как отметил министр экономического развития Крыма Дмитрий Шеряко, крымский экспорт растет быстрыми темпами: он только за январь-март 2021-го составил около 9 млн долл. При этом крупнейшими торговыми партнерами в экспорте РК за данный период являются: Белоруссия (36%), Китай (12%), Казахстан (6,1%), Узбекистан (2,8%), Кыргызстан (3%), Армения (1,76 %).
Даже вклад Украины весьма солиден – 35,7%. Уточним в этой связи, что украинско-крымская торговля осуществляется по известным причинам через посреднические компании, но впечатляет сам факт весомого присутствия Киева в крымском экспорте. Как отмечают ряд украинских СМИ, уже который год сохраняется сложная, если не кризисная ситуация в химпроме, АПК, приборостроении в примыкающих к Крыму Одесской, Херсонской, Николаевской, Запорожской областях. Потому дефицит в этих видах продукции наименее затратно покрывать импортом с полуострова ввиду короткого расстояния перевозок, приемлемых цен и высокого качества крымской продукции.
В результате товары, например, крымского приборо- и судостроения – плавучие конструкции, как и оптическую технику, контрольно-измерительные приборы, геодезические устройства приобретают Украина (свыше трети стоимости этого импорта), а также Индия (около 15%) и Белоруссия, Казахстан, Киргизстан, Узбекистан (в целом до 25%).
Особый вектор крымского экспорта в ближнее и дальнее зарубежье – разнообразная продукция АПК. По данным министра сельского хозяйства Крыма Андрея Рюмшина, с начала 2020 года по 1-й квартал с. г. включительно экспорт этой продукции почти достиг 13 млн долл. Максимальную долю в этих поставках традиционно занимают мясо птицы (объем экспорта в 6,5 млн долларов США, то есть половина экспорта продуктов местного АПК) и товары виноделия (свыше 20%).
В 2020 году и в первом полугодии 2021-го, пояснил А. Рюмшин, продукция АПК Крыма экспортировалась в 12 стран мира. Причем наибольший удельный вес занимает экспорт опять же на Украину – 61 %, а также в КНР – 25%. Постепенный рост объемов этих поставок из Крыма характерен и для других стран ближнего зарубежья – Абхазии, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Армении. Товары АПК Крыма импортируют также Таджикистан, Турция, Сербия, Израиль.
Как отмечалось в ходе форума, согласно запросам бизнеса упомянутых и некоторых других стран, крымский экспорт продовольствия будет увеличиваться также в средне- и долгосрочной перспективе. В том числе за счет большего в нём удельного веса плодоовощной продукции, включая консервированную; прогнозируется рост экспорта и крымских минвод.
Стало быть, вполне можно согласиться с оценками, высказанными в ходе форума Георгием Мурадовым, вице-премьером Крыма и постоянным представителем региона при президенте РФ. А именно: «В Крыму производится большой спектр продукции, уникальной по своим качествам и привлекающей всё большее число стран. Это в том числе йодо-бромное сырьё, которое является дефицитом и вызывает растущий спрос у зарубежных партнеров».
Плюс к тому и сварочное оборудование, «сшивающее» огромные емкости для хранения нефти и газа, и железнодорожное оборудование. Как отметил Г. Мурадов, сирийские партнеры обратились с запросом о закупке стрелочных железнодорожных устройств, производимых на Керченском металлургическом заводе.
В этом контексте нелишне отметить нацеленность Крыма на индустриализацию своего экспорта. Так, по данным Крымского информагентства и ряда других источников (2020-21 гг.), растущей популярностью у внешнеторговых партнёров региона пользуются изделия симферопольского завода «Фиолент»: дисковые пилы и дрели со встроенными двигателями, шлифовальные аппараты, пульверизаторы и т. п. товары. Большой экспортный спрос имеет электросварочное оборудование ПАО «Фирма Сэлма» (Симферополь).
По тем же данным, Турция покупает продукцию крымского судостроения; основные покупатели крымского зерна (пшеница, ячмень, бобовые) – страны Ближнего Востока, включая Тунис. А Таджикистан с Туркменистаном закупают произведённый в Крыму шоколад.
Словом, высокое качество разнообразной крымской продукции и гибкая ценовая политика её производителей – главные факторы конкурентоспособности крымского экспорта. Потому растет спрос на товары Крыма и в странах ЕАЭС-СНГ.
Хочется надеяться, что эти тенденции предваряют официальное признание этими странами российского статуса Крыма (пока это сделано только Киргизстаном). Во всяком случае российская сторона – с учетом означенных тенденций – давно вправе официально поставить этот вопрос перед странами-партнерами в ближнем зарубежье. И прежде всего перед странами ЕАЭС.
Алексей Балиев
Комментариев нет:
Отправить комментарий