Одной из самых горячих тем для обсуждения последних недель было возможное размещение российских военных баз в Карибском бассейне в качестве симметричного ответа США на их заход на территорию Украины. Однако ни Куба, ни Венесуэла, ни Никарагуа публично энтузиазма по поводу подобных перспектив не проявили, а сводный отряд из шести БДК Балтийского и Северного флотов, идущих с неизвестным грузом, повернул не к Острову свободы, а в Средиземноморье. Не в этот раз.
Означает ли сказанное, что у Минобороны РФ своих военных баз в южном подбрюшье Соединенных Штатов уже не будет? Не совсем так. Ключевой вопрос – это что именно считать военной базой, и зачем конкретно она нам нужна.
Если посмотреть на «гегемона», то Соединенные Штаты имеют огромное количество военных баз за рубежом, используемых для контроля над оккупированными ими странами, а также в качестве плацдармов для потенциальной агрессии против соседних стран. Так, например, размещение американских ядерных ракет на Украине будет представлять экзистенциальную угрозу для России, если учесть ставшее минимальным время подлета до Москвы и других наших мегаполисов. Кроме того, американские оккупанты в той же Германии или Японии по-прежнему имеют экстерриториальный статус и неподсудны местной юрисдикции.
Нужно ли нечто подобное России, и самое главное, надо ли самим латиноамериканским странам, чтобы на их территории разместились иностранные военные базы, включая российские?
Наверное, нет. Как мы уже подробно обсуждали, наши ядерные ракеты не нужны ни на Кубе, ни в Венесуэле. Первая заинтересовала в нормализации отношений с соседними Соединенными Штатами, а вторая взяла на себя соответствующие обязательства в рамках Договора о нераспространении ядерных вооружений в Латинской Америке. Да и какой особый практический смысл от ракет средней дальности с ядерными боеголовками в Карибском бассейне? В советский период на Кубе они были размещены из-за чисто технических моментов, поскольку только с Острова свободы Минобороны СССР могло гарантированно прострелить насквозь весь американский «хартленд». В наши дни до США без проблем долетят уже современные межконтинентальные баллистические ракеты.
То есть, ядерные ракеты или стратегические ракетоносцы Ту-160 на Кубе или в Венесуэле – это нужно чисто для имиджа, чтобы показать СМИ картинку: напугать среднестатистического обывателя тем, что к нему «в форточку» реально может прилететь вот эта самая российская ракета с наземной пусковой установки или с подвеса «Белого лебедя». При этом строительство, охранение и последующее содержание полноценной военной базы за рубежом в Карибском бассейне будет довольно дорогим «удовольствием» и непростой задачей в плане логистики. Тогда какие есть варианты, если российскую базу там вообще особо не ждут?
Давайте пока что забудем про Кубу, откуда мы добровольно и недальновидно ушли, и подумаем про Венесуэлу, которая представляется чуть более реалистичным вариантом. Да, размещение на ее территории иностранных военных баз прямо запрещено в Конституции страны. Переписывать Основной закон ради России президент Николас Мадуро пока что не рвется. Но что, если договориться с Каракасом о «базе без базы»?
Если кто не в курсе, то Венесуэла имеет собственные Военно-морские силы, включающие собственно флот, военно-морскую авиацию, береговую охрану и морскую пехоту. Национальные боливарианские военно-морские силы насчитывают 6 фрегатов класса «Lupo», 3 ракетных патрульных катера типа «Vosper 37m.»/класс «Federación», 3 ракетных патрульных катера типа «Vosper 37m.»/класс «Federación», 4 больших десантных корабля типа LST/класс «Capana», 1 корабль снабжения типа «Ciudad Bolívar» и 2 дизель-электрические подводные лодки типа 209.
Вот о последних и хотелось бы поговорить подробнее. Венесуэльские ВМС имеют 10 пунктов базирования, главными из которых являются Каракас, где находится штаб, и Пуэрто-Кабельо, где дислоцированы все фрегаты и обе ДЭПЛ немецкого производства. Пуэрто-Кабельо – это крупный современный порт на берегу залива Тристе Карибского моря, имеющий судоверфь и ремонтные доки. России он может быть интересен, если на него распространить практику использования вьетнамской гавани Камрань на Тихом океане, откуда мы также неосмотрительно и недальновидно ушли, как и с Кубы.
В 2013 году было достигнуто соглашение с Ханоем о создании в Камрани совместной базы для обслуживания и ремонта подводных лодок, а в 2014 году – соглашение об упрощенном использовании вьетнамского порта российскими боевыми кораблями.
При взаимном желании Каракас и Москва могли бы договориться об открытии в Пуэрто-Кабельо совместного учебного и ремонтного центра для венесуэльских и российских подводных лодок. Наши подводники могли бы делиться опытом со своими латиноамериканскими коллегами, а заодно и обслуживать ДЭПЛ и даже АПЛ. Напомним, что дизель-электрические подлодки «Варшавянка» могут нести крылатые ракеты «Калибр», которые, в свою очередь, могут быть оснащены ядерной боеголовкой. Присутствие подобных субмарин в Карибском море будет сдерживающим фактором. Если же в Пуэрто-Кабельо начнут регулярно захаживать и попадать в кадр российские АПЛ «Ясень», несущие гиперзвуковые ракеты «Цирконы», предположительно, оснащенные ядерной боевой частью, американцам станет еще более тревожно.
Так, минимальными затратами Россия могла бы обозначить вполне реальную угрозу «гегемону» в его южном подбрюшье, не нарушив при этом напрямую норм венесуэльской конституции.
Автор: Сергей Маржецкий
«Турфирма Минобороны» организует морские круизы на лучшие пляжи мира
А не поглядеть ли нам на Статую Свободы?
- Денис Блудовский
- Сегодня 07:57