Ровно 21 год назад Соединенные Штаты Америки в одностороннем порядке разорвали договор о системах противоракетной обороны. Он позволял глобальным соперникам по «Холодной войне» иметь лишь один сравнительно небольшой район страны, прикрытый противоракетами от массированного ядерного удара. Это фундаментальное соглашение гарантировало обеим Сверхдержавам, что их ответный удар, в случае ядерной эскалации, обязательно достигнет цели. К началу нового тысячелетия обороноспособность России находилась в таком состоянии, что американцы решили, что отныне им ничто не помешает избавиться от любых ограничений в собственной безопасности. Системы противоракетной обороны появились сначала на Аляске, а затем, в виде других позиционных районов, на суше и на море. Они едва ли могли перехватить полноценную стратегическую атаку и количество противоракет было не так велико. Но лиха беда начало. Рано или поздно «противоракетный зонтик» мог действительно раскрыться над США, и окончательно изменить баланс стратегических сил в их пользу.
Большинство видов оружия, представленных российским Гарантом в известных «мультиках» так или иначе направлены на прорыв системы ПРО. Но сегодня все они, кроме пока крылатой ракеты «Буревестник» уже приняты на вооружение. Картинка МО.
Чем, помимо исторических последствий, был интересен разрыв Договора по ПРО? А тем, что именно он дал первый слабый импульс к реанимации нашей активно загибавшейся в конце девяностых, начале нулевых военной промышленности. Благо, конструкторское и инновационное наследие в области обороны поздний Советский Союз оставил такое, что до сих пор, что называется, вывозит Россию, а с ней, в какой-то степени, и Индию, и Китай. В 2001 году была вновь реанимирована программа атомолётов, которая достаточно бойко развивалась в СССР и в США, вплоть до начала 70-х. В Советском Союзе были созданы и испытаны два самолёта, на базе Ту-95 и Ан-22 (барражирующий стратегический бомбардировщик и охотник за субмаринами), но технологические проблемы не позволили создать достаточно надежную миниатюрную ядерную энергоустановку, не подвергавшую опасности экипаж. Другой вопрос, если никакого экипажа в летательном аппарате и не было бы. Так в нулевых возник сначала проект «атомного» БПЛА, а затем и крылатой ракеты, как её называли «глобальной дальности». Довольно долгое время развивался он достаточно вяло, но в 2011 году в теме наступил некий прорыв, а после известных событий 2014 года, разработку, уже в большой степени готовности, форсировали.
В период с 2014 по 2017 год иностранные разведки насчитали более десятка бросковых и непосредственных лётных испытаний новой ракеты. Западные СМИ назвали их «по большей части неудачными», но помня об оголтелом вранье на счёт российских «Калибров», верить подобным заявлениям — себя не уважать. Гораздо более показательным событием стал тот факт, что в июле 2018 года ряду учёных «Росатома», работавших над миниатюрной ядерной энергоустановкой (ЯЭУ) для изделия 9М730 «Буревестник», вручили различные правительственные награды. Последний всплеск упоминаний «Буревестника» в прессе произошёл в августе прошлого года, когда спутники работающей на ВВС США компании «Капелла Спейс» обнаружили готовую к старту ракету, по всем признакам похожую на 9М730 и её представители обнародовали снимки.
На спутниковом снимке компании «Капелла Спейс» стартовая позиция, якобы предназначенная для испытаний ракеты 9М730.
А дальше эта тема совершенно ушла в тень, и только грозные ноты Госдепа, призывавшие Россию остановить «опасные эксперименты с ЯЭУ», наглядно подтверждали то, что работы идут в нужном направлении. Сейчас представители ЦРУ говорят, что сама ядерная энергетическая установка ракет уже существует «де-факто» (хотя её серийное производство, по некоторым данным началось в 2019 году), но степень готовности ракеты трудно определить, поскольку россияне максимально засекретили проект. Есть предположение, что в самое ближайшее время состоится очередное полноценное лётное испытание.
Из открытых источников известно, что «Буревестник» будет напоминать сильно увеличенную копию российской крылатой ракеты воздушного базирования Х-101. Она и сама считается почти стратегической, особенно в ядерном исполнении, но возможности 9М730 просто неизмеримо выше. Это будет дозвуковой аппарат, основное отличие которого от традиционной КР состоит в том, что он может барражировать, маневрировать и просто находиться в воздухе гораздо дольше любого ЛА с обычным реактивным двигателем. При этом оператор не ограничен ни выбором траектории, ни дальностью. Для ракеты можно составлять какие угодно маршруты, и она имеет возможность при этом совершать любые сложные маневры на пути к цели, выбирая оптимальный режим поражения. Серьезные исследователи на Западе оценивают её как «оружие Судного дня» и воздушный аналог российского подводного дрона «Посейдон».
Вот такими кадрами российские каналы предваряли известия об испытании атомной крылатой ракеты «Буревестник». Правда это или нет, сказать трудно.
Самое для них неприятное, это тот факт, что помимо конвенционной боеголовки, «Буревестник» может нести спецБЧ, равную по мощи одному боевому блоку МБР типа «Воевода», но при этом имеет точность современной крылатой ракеты. Старт с мобильной установки в отдаленных районах системы СПРН вполне могут упустить. Ракета представляется достаточно компактной (9 метров) и способной запускаться как с морских, так и с наземных платформ и мобильных комплексов. Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий