50 лет назад, 29 марта 1973 года последний американский солдат покинул Южный Вьетнам
Тот конфликт стал частью длившихся с 1946 года Индокитайских войн. После Второй мировой, которая привела к краху колониальной системы, Франция изо всех сил пыталась сохранить влияние в своих бывших колониях, в том числе в юго-восточной Азии, освобожденной от японской оккупации. Однако у жителей региона были другие планы – возвращения французской колониальной власти они не хотели. В августе 1945 года основанное Хо Ши Мином движение «Вьетминь» подняло восстание, захватив Ханой, а сентябре была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам, претендующая на контроль над всей территорией страны. Однако юг Вьетнама оказался захвачен британцами, которые передали контроль над ним французским колониальным властям, а те, в свою очередь, провозгласили т.н. «государство Вьетнам», также претендующее на всю территорию страны.
Та, первая война длилась до подписания Женевских соглашений в 1954 году и закончилась выводом французских войск и фактическим разделением вьетнамской территории по 17-й параллели на два независимых государства с перспективой проведения свободных выборов и объединения.
Трудно сказать, имели ли эти договоренности шансы на полноценную реализацию, так или иначе, их выполнение было сорвано провозглашением через год в Южном Вьетнаме Республики Вьетнам и отказом ее властей от проведения свободных выборов. Виной тому были уже не французы, а американцы, которые стали главной силой в южной части страны.
После победы коммунистов в Китае в 1949-м США решили взять на себя миссию преграды на пути коммунистической экспансии в Азии. Уже через год они начали оказывать активную поддержку французам, постепенно заняв во Вьетнаме их место.
После срыва выборов в Южном Вьетнаме власти ДРВ сделали ставку на свержение проамериканских марионеточных властей и начали оказывать широкую поддержку сопротивлению, объединенному в Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (Вьетконг). Развернулась полномасштабная партизанская война, которая постепенно меняла расклад сил, оставляя за партизанами все больше территории. Американцы, которые с начала 60-х начали резко усиливать военное присутствие для поддержки своих марионеток в Сайгоне, в итоге были вынуждены вмешаться напрямую, чтобы спасти их от неминуемого поражения.
Официальным стартом полномасштабной войны с их участием стал т.н. «тонкинский инцидент», когда в августе 1965-го в Тонкинском заливе произошло несколько стычек между американским эсминцем «Мэддокс», якобы находившимся в международных водах (ага, знаем мы их «международные воды») и северовьетнамскими катерами. Этот инцидент был использован властями США как повод для полномасштабной агрессии – Конгресс тут же принял т.н. «Тонкинскую резолюцию», которая дала американскому президенту право на использование военной силы для «защиты свободы стран Юго-Восточной Азии» без объявления войны.
Стоит обратить внимание, что американцы все свои агрессивные войны в XX веке вели без формального объявления войны. В последний раз США объявляли войну Германии, Японии и их союзникам во время Второй мировой. После этого – во Вьетнаме, Афганистане, Ираке и т.д. они прикрывались «разрешением на применение военной силы» Конгресса или решениями ООН (как в Корее или Ираке в 1991-м), уже после окончания холодной войны вообще игнорируя ведущую международную организацию.
И если предыдущая попытка США бороться с «коммунистической заразой» в Азии – в Корее – продлилась три года, окончившись фактически ничьей, итоги которой сохранились до нашего времени, то война во Вьетнаме продлилась уже 10 лет и закончилась поражением США и их южновьетнамских марионеток.
Уже в конце 60-х стало ясно, что им эту войну не выиграть. Американцы понесли ряд чувствительных поражений, началось разложение армии, а в самих США поднялись беспрецедентные антивоенные настроения. В марте 1968-го президент Линдон Джонсон в телеобращении к соотечественникам объявил о решении не баллотироваться на очередных президентских выборах, а также о намерении начать мирные переговоры и вывод войск. Уже на следующий год на волне антивоенных протестов президентом стал Ричард Никсон, который изначально выступал под лозунгом завершения войны «почётным миром». Тем не менее война продолжилась еще почти четыре года.
С начала 70-х американцы постепенно начинают уходить из Вьетнама. А в конце января 1973 года было подписано Парижское мирное соглашение, по которому американские войска покидали Вьетнам. К этому времени в стране оставалось всего 24 тысячи американцев, в то время, как на пике войны их было более полумиллиона человек. 29 марта вывод американских войск завершился.
Впрочем, сама война на этом не закончилась, она продолжилась до 30 апреля 1975 года, когда марионеточный проамериканский режим в Сайгоне окончательно пал. Но в том, что это рано или поздно случится — не сомневался никто, война была американцами проиграна в пух и прах.
Но как же получилось, что, имея столь существенное техническое превосходство, США умудрились не только проиграть войну, но и поселить среди собственных граждан страх втягивания в чужие войны? К примеру, в Югославии они просто испугались проводить наземную операции. Впервые они решились зайти на чужую территорию лишь в 2001-м, в Афганистане. Спустя почти 30 лет после Вьетнама.
Можно, конечно, ссылаться на ту помощь, которую Вьетнаму оказывал СССР.
Вот научный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков считает, что фактически Москва победила Вашингтон в прокси-войне.
«По сути, этот конфликт можно считать прокси-войной СССР и США, в которой мы победили Вашингтон. Сегодня говорят, что мы там боролись за распространение социализма, на самом же деле нашей задачей было защитить вьетнамский народ, которому в противном случае грозило бы практически полное уничтожение от американских бомб, напалма, дефолиантов и другого оружия массового уничтожения людей», – уверен он.
Смог бы Вьетнам выстоять в неравной борьбе с США без нашей поддержки – вопрос, конечно, дискуссионный, история не знает сослагательного наклонения. Действительно, этот конфликт был одной из тех прокси-войн, которые в изобилии велись между Москвой и Вашингтоном в период холодной войны. Однако называть героический вьетнамский народ, который почти 20 лет сдерживал сильнейшую армию мира, а до этого еще почти 10 бил французов – это не очень уважительно. Да, наша помощь имела огромное значение, но все тяготы войны несли на своих хрупких плечах низкорослые вьетнамцы.
Главной же причиной поражения США, безусловно, является то, что они пришли на чужую землю. Пришли навязывать свой образ жизни, устанавливать свои порядки, безжалостно убивая всех, кто не хотел с этим мириться. Буквально две недели назад во Вьетнаме вспоминали 55-ю годовщину резни в Сонгми – эпизода той войны, ставшего символом страдания вьетнамского народа, когда американскими солдатами были убито как минимум 502 мирных жителя – 173 ребенка, 183 женщины (17 беременных), 149 мужчин (в основном старики). Многие жертвы перед убийством были подвергнуты пыткам и групповым изнасилованиям.
Чего они хотели доказать этой жестокостью? На что они рассчитывали с таким подходом, если даже своих марионеток из Южного Вьетнама они воспринимали как людей второго сорта, что приводило к переходу южновьетнамских офицеров на сторону Вьетконга?
Сегодня американцы очень любят рассуждать «о бесчеловечности режимов Асада /Каддафи/Хусейна», о «нечеловеческих страданиях мирного населения Сирии/Ливии/Ирака», но ужасно не любят вспоминать Вьетнам, где, кстати, они активно применяли химическое и другое запрещенное международными конвенциями оружие. В американском обществе популярен образ героя вьетнамской войны, прошедшего «муки ада», не понятого в родной стране – о таких людях снимают фильмы, пишут книги. А как насчет образа агрессора, убивающего вьетнамских детей, заливающего напалмом деревни? Любая агрессия всегда наталкивается на сопротивление и терпит крах – вот и весь секрет «неудачи» США во Вьетнаме.
А где она им вообще сопутствовала, удача-то? В Ираке, Афганистане и Ливии, где они смогли в короткие сроки, пользуясь техническим превосходством, разбить правительственные армии, но неизбежно увязали в войнах с партизанами, которые выиграть было невозможно? И везде заканчивалось одинаково – они уходили, оставляя за собой горы трупов, выжженную землю, разрушенные города и… гражданскую войну, которой нет конца, раздолье для террористических организаций типа ИГИЛа*. Нигде, откуда они уходили, оставленные ими марионеточные режимы не могли продержаться сколько-нибудь долго. Вьетнам тут единственное исключение, в котором все в итоге закончилось хорошо – объединением страны и прочным миром. А вот Ирак, Ливия, Сирия до сих пор раздираются гражданскими войнами, Афганистан остается пороховой бочкой.
К слову, Афганистан поставил антирекорд по длительности выживания проамериканских властей после ухода американцев. И кадры эвакуации из Кабула в итоге до боли напомнили кадры эвакуации из Сайгона. Что-то мне подсказывает, что уже скоро мы увидим повторение того же на Украине…
У нас говорят: Россия не начинает войн, она их заканчивает. США же только начинают войны, заканчивать они их не умеют, у них получается только бежать, поджав хвост. И хорошо, если, как полвека назад во Вьетнаме рядом будет кто-то, кто сможет закончить и навести порядок.
*запрещенная в России организация
Дмитрий Родионов, РенTV
Комментариев нет:
Отправить комментарий