Заявление президента России Владимира Путина о предстоящем размещении ядерного оружия в Белоруссии вызвало нешуточный резонанс в странах Запада.
Несмотря на официально спокойную реакцию большинства государств ЕС и США, стало очевидно, что ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе, ни где-либо еще не были готовы к подобному развитию ситуации, считая, что Москва и дальше будет закрывать глаза на игнорирование установленных ею «красных линий».
Именно поэтому всё, что звучит сегодня из западных столиц, напоминает лишь попытку сохранить лицо в явно проигранной ситуации в надежде в будущем найти хоть какой-то адекватный ответ на действия России и Белоруссии.
Наиболее показательной в данном случае является позиция, которую демонстрируют США, где формально пытаются представить, что ничего особенно не произошло и всё находится под полным контролем. По мнению Пентагона, в настоящее время «нет никаких причин менять порядок работы наших стратегических ядерных сил, и мы не видим каких-либо признаков того, что Россия готовится применить ядерное оружие».
Более того, 26 марта представитель Белого дома Джон Кирби и вовсе неуклюже попытался успокоить союзников, подчеркнув, что в Вашингтоне «не видят не видели никаких признаков перемещения Россией ядерного оружия в соседнюю Белоруссию или в любое другое место».
Экс-советник Дональда Трампа Джон Болтон также высказался скептически, отметив, что из-за наличия у России Калининградской области «переброска некоторого количества тактического ядерного оружия в Белоруссию» не меняет нынешний баланс сил, хотя и признал, что в этот раз Кремль не блефует и сделает то, что было заявлено.
«Повеселил» всех и президент США Джо Байден, по мнению которого решение Минска и Москвы хоть и вызывает беспокойство, но «они этого ещё не сделали, если только это не произошло, пока я был в самолете».
С учётом того, что именно Соединенные Штаты играют ведущую роль в НАТО, неудивительным стал и ответ на происходящее со стороны данной организации. В Североатлантическом блоке также заявили, что не видят «никаких изменений в ядерной позиции России, которые заставили бы нас скорректировать нашу собственную», хотя и подчеркнули, что внимательно следят за обстановкой.
Всё, на что хватило НАТО, это обвинить Москву в «нарушении своих обязательств по контролю над вооружениями, совсем недавно приостановив свое участие в новом Договоре о стратегическом наступательном вооружении» и напомнить о том, что сам альянс «действуют при полном выполнении своих международных обязательств». По всей видимости, последнее становится сегодня просто обязательным, так как в мире всё больше задаются вопросом о том, на основании чего НАТО бомбит независимые государства и действует вне зависимости от решений ООН.
Внешне «спокойной» оказалась и реакция некоторых стран Евросоюза, где также, по всей видимости, либо еще до конца не осознали происходящего, либо посчитали, что действия Москвы являются не более, чем очередной попыткой запугать западных союзников, а дальше слов дело не пойдет. Например, в МИД Германии сочли решение Кремля «попыткой запугивания». Франция официально ответила небольшим сообщением, в котором осудила решение России и призывала Москву «продемонстрировать ответственность, ожидаемую от государства, обладающего ядерным оружием, и отменить своё дестабилизирующее соглашение».
Глава чешского МИД так же пространно высказался о том, что Кремлю «следует соблюдать все взятые на себя международные обязательства по нераспространению ядерного оружия и не размещать ядерное оружие в других странах».
Даже Польша не пошла дальше заявления о том, что происходящее «ещё больше усиливает напряжение, связанное с российской агрессией против Украины», а решение Москвы является шагом «ко втягиванию Белоруссии в винтики российской военной машины». При этом стоит понимать, что Варшава рано или поздно воспользуется ситуацией и вернётся к своим прежним требованиям к США разместить на территории страны ядерное оружие для «защиты» НАТО.
Наиболее резкие заявления последовали со стороны руководства ЕС и некоторых стран Прибалтики, где усмотрели в происходящем прямую себе угрозу. Старт истерии дал глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, который в своем официальном аккаунте в одной из социальных сетей написал, что размещение в Белоруссии российского ядерного оружия будет означать «безответственную эскалацию и угрозу европейской безопасности», и подчеркнул, что в случае, если белорусские власти не остановят этот процесс, ЕС введет против Минска новые санкции.
Это «песню» подхватили сразу и страны Прибалтики, где уровень русофобии уже давно перешёл в стадию безумия и бессмысленности. В МИД Литвы заявили, что не стоит отвлекаться на заявления Путина, так как «защита страны НАТО от угрозы ядерного оружия обеспечивается независимо от того, развернуто ли это оружие к западу от наших границ (Калининградская область), на восток (Белоруссия) или на север (Ленинградская область)».
При этом в Вильнюсе отметили, что «со своими евроатлантическими партнерами Литва будет решать, как реагировать на эти милитаристские планы российского и белорусского режимов», и назвали Белоруссию «дополнительным фактором риска для Балтийского региона», одновременно призвав ввести против Минска новые санкции.
Схожее заявление сделали и в Риге, где в происходящем увидели превращение Белоруссии в «ещё один военный округ для вооруженных сил ВС РФ», а потому призвали и ЕС и страны G7 «применить больше санкций против России и режима Лукашенко и закрыть все лазейки в уже применённых ограничениях». Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу и вовсе призвал Запад «не сдаваться перед «российским террором»» и заявил, что сейчас страх перед «ядерным оружием» больше, чем во времена холодной войны.
Однако самыми паническими стали заявления из Киева и со стороны белорусской оппозиции. Украинские власти увидели в происходящем не столько прямую угрозу себе, сколько возможность в очередной раз напомнить о себе как жертве «российской агрессии». Сначала чрезмерную степень возбуждения проявил советник главы офиса президента Михаил Подоляк, который потребовал от Запада усилить санкционное давление на Россию, дать Киеву больше денег и оружия.
Затем его поддержал и секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов, который назвал решение Москвы шагом к «внутренней дестабилизации РФ», который привел, помимо всего прочего к тому, что «Кремль взял Белоруссию в ядерные заложники». Ещё дальше пошел и депутат Верховной рады от «Слуги народа» Давид Арахамия. По его словам, если в Белоруссии появится ядерное оружие, то придется усиливать мобилизацию и набирать еще больше людей в армию, а Киев «столкнётся с настоящим вызовом открытия второго фронта».
Позже панические настроения в Киеве подтвердили и в украинском МИД, где назвали решение Москвы «провокационным шагом», который «подрывает основы Договора о нераспространении ядерного оружия, архитектуру ядерного разоружения и систему международной безопасности в целом».
При этом Киев вдруг обратился к белорусскому обществу, которое ранее обвинял в «агрессии» и называл врагом Украины. Украинские власти призвали белорусов «не допустить реализации преступных намерений по размещению на территории Белоруссии ядерного оружия вопреки её обязательствам по Договору о нераспространении ядерного оружия, что ещё больше превратит эту страну в заложника Кремля и будет иметь катастрофические последствия для её будущего».
Не забыли в Киеве обратиться и к западным партнерам, попросив их «предупредить белорусские власти о далеко идущих последствиях для Белоруссии, в случае её согласия принять на своей территории тактическое ядерное оружие от России». Окончательно в своей истерике Киев расписался после того, как потребовал «немедленно созвать с этой целью внеочередное заседание Совета Безопасности ООН» и призвал «всех членов мирового сообщества» довести до Кремля «категорическую неприемлемость его очередных ядерных провокаций и принять решительные меры с целью предотвращения любой возможности применения государством-агрессором ядерного оружия».
Не менее громкими стали заявления и белорусской оппозиции, которая чуть ли не скопировала украинские завывания, хотя и в собственной интерпретации, но с чёткой целью – использовать нынешнею ситуацию в собственных интересах. Так, Светлана Тихановская назвала Россию «враждебной силой в отношении белорусской государственности и национальной идентичности», обвинила её в нарушении международных договоров, а также назвала «оккупирующей силой», которая ставит Белоруссию «на курс столкновения со своими соседями и международным сообществом».
Позже она даже пожаловалась на происходящее советнику президента США по вопросам национальной безопасности Джейку Салливану, заявив, что необходимо срочно принять «превентивные меры, которые могли бы предотвратить появление ядерного оружия в Белоруссии», так как это «станет очередным шагом к поглощению страны Москвой».
Ещё дальше пошел ее соратник, который ранее был назначен на роль представителя оппозиционного Объединенного переходного кабинета (признан в Белоруссии экстремистским формированием) в вопросах обороны и национальной безопасности Валерий Сахащик. Он заявил, что происходящее «является неспровоцированным актом эскалации, беспрецедентным даже по сравнению с угрозой использования белорусских солдат в преступной войне против Украины».
По его словам, теперь Минск «автоматически станет пособником ядерного терроризма», а потому белорусскому обществу и, в первую очередь военным, следует что-то срочно делать, «чтобы российским войскам в Белоруссии было очень некомфортно, чтобы у них не было большого желания здесь находиться». Проще говоря, белорусская оппозиция призвала своих сторонников к диверсиям и террористическим актам на территории республики, что прекрасно демонстрирует всю суть её политики и реальные цели.
Вместе с тем, все подобные заявления и общая реакция со стороны Запада абсолютно перестали интересовать не только Минск, но и Москву. В Белоруссии спокойно отнеслись к заявлению Путина, а во многом даже порадовались за подобное решение, посчитав происходящее усилением обороноспособности государства. В России и вовсе заявили, что обращать внимание на заявления западных стран не собираются.
При этом стоит заметить, что подобно отношение Минска и Москвы к Западу основывается не только на собственном понимании новой модели системы международной безопасности, но и позиции дружественных Белоруссии и РФ стран, в первую очередь Китая. В Пекине, который ЕС и США безуспешно пытаются склонить на свою сторону, крайне спокойно отреагировали на решение Путина и Лукашенко, не осудив своих партнеров.
В свойственной себе манере Китай лишь отметил, что «все стороны должны сосредоточиться на дипломатических усилиях для мирного урегулирования украинского кризиса и работать вместе, чтобы способствовать разрядке ситуации». Подобная «нейтральная» позиция Поднебесной вполне может свидетельствовать о том, что в Пекине прекрасно понимают, для чего Москва и Минск приняли своё решение.
В целом же, западная позиция на решение Белоруссии и России была вполне предсказуема и в очередной раз подтвердила, что на международной арене царят лицемерие и двойные стандарты. Поэтому Минску и Москве абсолютно не стоит обращать внимание на поднявшийся на Западе вой, а продолжать действовать в интересах национальной безопасности двух стран.
Игорь Смолич
Комментариев нет:
Отправить комментарий