Во время прощального рукопожатия Си Цзиньпин, как сообщается, сказал Владимиру Путину: «Мы должны вместе продвигать эти изменения, которых не было на протяжении ста лет. Берегите себя». Си имел в виду последние сто лет современной истории, когда Соединенные Штаты превратились из страны, расположенной в Западном полушарии к северу от Мексики, в сверхдержаву и глобального гегемона.
Это был достойный финал государственного визита, начавшегося накануне вечером, когда Си выразил уверенность в том, что россияне поддержат Путина на президентских выборах в следующем году. Одним махом он «отменил» западную демонизацию Путина, продемонстрировав всю абсурдность выдачи ордера на арест кремлевского лидера, чтобы отвлечь внимание от их переговоров в Москве.
Китай строго придерживается политики воздержания от комментариев в отношении внутренних дел других государств. Однако в этом случае он сделал исключение, выразив заинтересованность в активном лидерстве Путина в нынешние неспокойные времена. Большинство мировой общественности, особенно на Глобальном Юге, согласится с этим.
Несомненно, время государственного визита Си в разгар войны на Украине говорит об огромной важности, которую Китай придает отношениям с Россией. Дело в том, что и Китай, и Россия оказались в состоянии нарастающей напряженности в отношениях с Соединенными Штатами.
В Пекине резко изменились настроения после хамского поведения Байдена 7 февраля, когда он заявил в обращении к Конгрессу: «Назовите мне мирового лидера, который захотел бы поменяться местами с Си Цзиньпином». В восточной культуре подобное поведение считается абсолютно непростительным. В течение нескольких недель после того как США сбили китайский метеозонд и оклеветали страну на международной арене, Пекин отверг несколько попыток Белого дома организовать телефонный разговор между Байденом и председателем Си.
Визит Си Цзиньпина стал прекрасным поводом для России и Китая подтвердить свое «партнерство без ограничений» и пресечь попытки Запада внести раскол в их отношения. По словам профессора Грэма Эллисона, «необъявленный союз между Москвой и Пекином стал гораздо более значимым, чем большинство официальных альянсов США». Ни Россия, ни Китай не намерены объявлять о формальном альянсе, потому что он неизбежно требует принятия на себя обязательств и ограничивает возможности отстаивания своих интересов в соответствии с коллективной повесткой.
Напрашивается вывод, что стратегические планы Путина на Украине будут в гораздо большей степени зависеть от ситуации на поле боя, чем от каких бы то ни было усилий Китая, о чем свидетельствует и реакция Москвы на китайский мирный план.
Как только китайский лидер отбыл из Москвы, Путин заявил: «Уровень производства в России и в ее ВПК растет быстрыми темпами, что стало неожиданностью для многих». Пока многочисленные страны Запада будут поставлять Украине боеприпасы, «Россия за тот же период произведет в три раза больше боеприпасов», добавил он.
По его словам, поставки вооружений Украине вызывают озабоченность России только потому, что они являются «попыткой затянуть конфликт» и «приведут лишь к еще большей трагедии».
Однако это не умаляет огромного значения российско-китайского партнерства в политической, дипломатической и экономической сферах. Как ни парадоксально, война на Украине играет роль тревожного звонка. Она может предупредить новую мировую войну, а не породить ее. Китай понимает, что Россия в одиночку справилась с «коллективным Западом» и показала, что является более чем равным противником.
Эта оценка в Пекине не может ускользнуть от внимания Запада и окажет влияние на его стратегическое мышление в среднесрочной и долгосрочной перспективе – не только для Евразии, но и для Азиатско-Тихоокеанского региона.
Бывший главный редактор ежедневной газеты КПК Ху Синзнинь написал в Global Times, что конфликт на Украине «превратился в войну на истощение между Россией и Западом. Хотя принято считать, что НАТО намного сильнее России, ситуация на местах свидетельствует об обратном».
Он сделал поразительный вывод: «На западе знают, что Китай не оказал никакой военной помощи России, и вопрос, который не дает им покоя, состоит в следующем: если с одной Россией так трудно справиться, что, если Китай действительно начнет ее оказывать. Если они заставят Китай и Россию взяться за руки, какие изменения произойдут в мире?»
Нет никаких сомнений в том, что стратегия обеих стран заключается в том, чтобы свернуть «порядок, основанный на правилах», в котором доминируют США, и вернуться к международному порядку, основанному на международном праве, в центре которого находится ООН. Речь не идет о том, чтобы сместить США с трона и заменить их Китаем, а о том, чтобы удерживать Вашингтон от запугивания небольших и более слабых государств, тем самым возвестив о новом международном порядке с приоритетом мирного развития.
Перевод Игорь Абрамов
Комментариев нет:
Отправить комментарий