Сионизм в свое время включал в себя много социалистических и светских элементов, пишет Figaro. Но сегодня, когда в Израиле почти не осталось "кибуцников", а религиозность "в тренде", сионисты почувствовали угрозу. От этого их стремление защитить Верховный Суд от Нетаньяху и "правых", уверен автор статьи.
Рено Жирар
Израилю угрожает арабская демографическая бомба, а также глубокий раскол его общества между светскими и религиозными евреями.
История приучила нас воспринимать Израиль как маленькую страну, которой угрожают извне. Как только Давид Бен-Гурион провозгласил его независимость в мае 1948 года, новое государство евреев было приговорено к смерти окружающими его арабскими государствами, которые начали против него войну. Ценой жертв и невероятного мужества новому государству удалось переломить ситуацию и выиграть войну. После принятия соглашений о перемирии в 1949 году Израиль существенно увеличил территорию, отведенную ему в соответствии с планом раздела, принятым ООН в ноябре 1947 года, увеличив свою долю с 58% до 78% площади бывшей британской колонии под названием Палестина под британским мандатом.
Существование страны снова оказалось под угрозой в мае 1967 года, когда президент Египта Насер закрыл залив Акаба, единственный выход Израиля к Красному морю. Оснащенные истребителями и французскими танками, израильтяне начали превентивную войну и за шесть дней разгромили армии Египта, Сирии и Иордании. Под израильским контролем оказались Синай, Голанские высоты и Западный берег Иордана. ООН предложила вернуть недавно оккупированные арабские территории в обмен на мир. Но, встретившись в Хартуме в сентябре 1967 года, три упомянутых выше арабских государства, к которым присоединились Ливан, Ирак, Марокко, Алжир и Судан, провозгласили доктрину "трех нет": нет миру с Израилем, нет признанию государства Израиль, нет переговорам с Израилем.
В октябре 1973 года существование Израиля снова оказалось под угрозой. Воспользовавшись еврейским праздником Йом Кипур, египетская и сирийская армии, оснащенные лучшей советской техникой, атаковали израильские позиции на Синае и Голанских высотах, добившись первоначального успеха. Израиль снова был спасен благодаря доблестным солдатам (из которых более 3000 пожертвовали собой) и дерзким решениям генералов. Америка, сменившая Францию в качестве главного сторонника Израиля, оснащала своего молодого протеже оружием и боеприпасами по воздуху.
Больше нет "великого арабского врага"
После трудной победы в октябре 1973 года Израиль, развивший собственную военную промышленность, резко увеличил свою военную мощь. В марте 1979 года Египет подписал в Вашингтоне сепаратный мирный договор с Израилем в обмен на возвращение Синая. Еврейское государство избавилось от серьезного соседа-врага с арабским населением, угрожавшего непосредственно южным границам Израиля. С тех пор Израиль провел несколько войн, например, в Ливане и в секторе Газа, но ни одна из них не носила экзистенциальный характер, речь не шла больше о жизни и смерти Израиля. Это произошло потому, что Израиль стал неприступным современным государством (предположительно с помощью Франции Израиль даже обзавелся ядерным оружием в начале 1960-х годов). Тем не менее, помирившись с Египтом, Израиль сумел расширить список арабских государств, с которыми он живет в мире: нет больше враждебных отношений с Иорданией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Марокко, Суданом. Что касается Саудовской Аравии, то окончательное замирение этой страны с Израилем — вопрос нескольких месяцев.
Нынешний израильский премьер-министр снова и снова повторяет, что его стране угрожает с Иран, но ему не удается убедить в этом мировое сообщество. У иранской молодежи нет никакой неприязни к Израилю, а шиитская ось (Тегеран-Багдад-Дамаск-Бейрут-Санаа) имеет большое преимущество. Израильско-иранский антагонизм искусственный, поскольку обе стороны руководствуются внутриполитическими мотивами.
Победа экономического либерализма
Сегодня Израилю гораздо больше угрожают изнутри, чем извне. Прежде всего ему угрожает арабская демографическая бомба. Если Израилю не удастся создать и отделить от себя арабское государство на Западном берегу Иордана, как это предусмотрено в "соглашениях Осло" от 1993 года, Израиль в конечном итоге получит контроль над территорией, где евреи составляют меньшинство. Есть и вторая угроза: Израилю угрожает глубокий раскол в обществе между светскими и религиозными евреями. Сионизм, идея приезда евреев на родную землю, стал источником образования государства Израиль. При этом исторически сионизм был еще и социалистическим движением, а также носил светский, а не религиозный характер. Так вот, социалистический и светский элементы сионизма вступили в конфликт с современностью: в наше время экономический либерализм возобладал над социализмом (лишь незначительное меньшинство израильтян все еще живет в киббуцах), а количество религиозных израильтян давно превысило количество равнодушных к религии.
А теперь именно левые и центристы активно выступают против закона, принятого Кнессетом 25 июля 2023 года националистами в тандеме с союзниками религиозных партий. Этот закон предусматривает изъятие власти у Верховного суда, что сделает власть религиозных и правых партий в парламенте ничем не ограниченной. Левые чувствуют угрозу своему светскому образу жизни.
При этом в меньшинстве оказываются экономически активные люди: две трети израильских стартапов договорились о переводе своих инвестиций за границу. Джо Байден раскритиковал положения нового закона. Но американских демократов мало кто послушает: они не могут одновременно осуждать правление судей у себя дома и защищать его у своих израильских союзников... Кризис, который переживает Израиль, тем более серьезен, что он затрагивает вопросы внутренней идеологии. Когда-то именно общая идеология способствовала сплочению израильского общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий