Кто-то в западных СМИ уже назвал Ту-160М2 «Чёрным лебедем». Поэтично, хотя и достаточно спорно из-за двойного значения английской версии этого словосочетания. Впрочем, Ту-160М2 может действительно стать «чёрным лебедем» для всей современной системы ПРО США и НАТО.
Не секрет, что стратегические бомбардировщики — один из самых консервативных видов авиации, Там до сих пор остаются актуальными машины, сконструированные в 50-х годах прошлого века, а каждая новая разработанная модель, в итоге пошедшая в серию, становится даже не событием года, а скорее, целого десятилетия. И чем дальше от времени появления этого типа авиации, тем путь до серии таких разработок становится всё труднее. Очевидные проблемы имеются у новейшего американского бомбардировщика Р-21 «Райдер». Его уже заведомо представили как самолёт будущего, но пока так и катают от ангара до цеха под светом софитов, даже примерно не объявляя, когда таки состоится первый полёт. Явные задержки с вводом в строй и у российской новейшей разработки, в рамках программы ПАК-ДА. В 2020 году без особой помпы начали собирать первый лётный экземпляр, под кодовым названием «Посланник», и в 2023 году он должен был совершить первый полёт. Но потом вокруг самолёта возник информационный вакуум. И только в нынешнем июле стало известно, что концу этого года отечественный комплекс дальней авиации «пятого поколения» должен выйти на статические испытания, и его полёт состоится не позднее 2025 года. Будем надеяться, что здесь наши информационные службы больше напускают тумана войны, потому как британские источники утверждают, что «Посланник» находится в очень приличной стадии готовности.
Один из эскизных проектов будущего ПАК-ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации) «Посланник». Известно, что в этом году успешно испытана система спасения экипажа для него и полностью оформлен внешний облик самолёта.
Как бы то ни было, новых серийных образцов в этой области не появлялось со времен премьеры безумно дорогого и мало летающего В-2″Спирит», сделанного в количестве 21 экземпляра (-3 на сегодняшний день). И основная причина, что и старые машины вполне себе закрывали потребности в стратегической авиации. Созданные в начале «Холодной войны» «Медведи» и «Стратокрепости», и более поздние В-1В и Ту-160 имели достаточно конструктивного резерва, чтобы становится приемлемыми платформами для любого перспективного оружия, в том числе и гиперзвукового. Сейчас многие любители авиации и просто читатели стали задавать вопросы, почему в последнее время так мало летают наши лучшие стратегические ракетоносцы Ту-160 «Белый лебедь», фактически не упоминаемые в последних военных сводках. Заметили это и западные источники, естественно не упустив случая поспекулировать на данной теме. Дескать, возможно какие-то из них могли быть потеряны в результате ударов дронов на родных авиабазах. На счёт потери, это очевидная чушь, поскольку скрыть такое, при нынешних возможностях электронной разведки, физически невозможно. И эта жирная жареная информация моментально разлетелась бы, в сопровождении тысячи спутниковых снимков в высоком разрешении. А в целом, тут ответ достаточно прост.
Сейчас все 18 действующих машин такого класса проходят полную модернизацию по программе М-М1-М2, а ещё десять «Белых лебедей» будут произведены «с нуля» по программе М2, про которую говорят, что это будет новый самолёт в старом, хорошо зарекомендовавшем себя планере. Первый из этой десятки уже приступил к государственным испытаниям, начиная с января 2022 года, и в следующем году поступит на вооружение. Второй борт модификаци и М2, на базе строевого «Белого лебедя», тоже проходит тесты в Жуковском. Обновление этих машин достигнет 80%, включая знаменитые двигатели НК-32 второй серии. Модернизацию нашего лучшего «стратега» планируется закончить в 2026-2027 годах. Тогда же, когда по оптимистичным расчётам можно ждать появления первых серийных экземпляров в рамках программы ПАК-ДА. Ну и вторая причина, это конечно, желание приберечь ценный стратегический ресурс на случай более серьезной опасности нашему суверенитету.
Основная новация «Белых лебедей» состоит в достаточно кардинальной смене основного калибра, стратегических крылатых ракет. Обновленные Ту-160М уже получили на вооружение новейшую ракету Х-БД. За счёт повышенной дальности и умению закладывать хитрые маневры она способна обходит все современные и перспективные системы ПРО, вроде американской NORAD и европейской European Sky Shield Initiative (ESSI). Но основная интрига, это конечно же вопрос, стоит ли ждать перевооружения Ту-160 на гиперзвуковые ракеты. В качестве нескольких версий, в западных источниках фигурирует либо воздушная модификация ракеты «Циркон», либо продвинутый вариант совместной российско-индийской ракеты «БраМос» третьей серии, которую в скором времени обещают научить летать со скоростью 9 Мах, либо перспективный воздушный комплекс Х-95. Новости об этой разработке впервые прозвучали в августе 2021 года и с тех пор появляются только у иностранных изданий, чаще всего, в виде слухов и домыслов. Так что выбор здесь вроде как есть, хотя он не очевиден.
Первый полет построенного с нуля ракетоносца Ту-160М2. Не считая различных прототипов, за долгое время это был первый заново произведенный «стратег» не только в России но и в мире.
Сейчас и Х-БД достаточно хороший проект для «Белых лебедей», давший нашему лучшему ракетоносцу ещё более «длинную руку». Ракета способна нести как обычную боеголовку, так и специальную боевую часть до 1 Мт, на расстояние до 8000 км, и наносить высокоточные удары с направлений, не защищенных противоракетной обороной. Это то, что есть здесь и сейчас. Гиперзвуковые ракеты непременно появятся, причем достаточно скоро. И пусть это будет ещё одним милым сюрпризом разным нашим недоброжелателям. Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий