
Чтобы возродиться и снова стать великой (как сказал новоявленный американский классик), Америке нужна война. Необходимое и достаточное условие – война должна быть на своей территории и максимально разрушительной.
Примечание: любое разрушение, любой катаклизм, любая масштабная модернизация инфраструктуры тянут за собой рост ВВП, так как часто заставляют шевелиться целые отрасли. Пишу об этом регулярно, невзирая на лица и интересы. Но есть нюанс: сказанное относится к государству, у которого есть собственные средства на строительство, восстановление и масштабную модернизацию. Как вариант, могут быть внешние и внутренние инвестиции под госгарантии, которые не придут, если есть сомнения в их возврате. Согласно логике нормального инвестора, гарантии государства, обременённого неподъёмными долгами, являются ненадёжными. Но это в нормальном рынке, где нет политической составляющей, которую рассматривать не буду, как, впрочем, и много чего ещё, сосредоточившись на главном.
Поехали.
Разрушительная гражданская война в США в середине 19 века позволила стране избавиться от непроизводительного рабского труда и окончательно встать на индустриальные рельсы. Это был первый звонок. Впереди ещё были долгие полвека, где было много чего, но главное – старт масштабных инфраструктурных проектов, например, сети автомобильных и железных дорог (к ним мы ещё вернёмся), ну и, конечно, фабрики, заводы, пароходы и прочие инженерные чудеса, которыми, впрочем, баловался и весь остальной прогрессивный мир, потому и не очень ждал заокеанского вторжения в свои дела.
Наконец, терпение лопнуло и в мае 1916 года президент Вильсон заявил, что США перестали быть провинциальной державой и требуют участия в мировых делах наравне с другими странами. Заявление прозвучало в разгар Первой мировой войны, где Америка открыла традицию наблюдения за противоборствующими сторонами и делала ставки на победителя, а когда определилась, то вступила в войну на её завершающем этапе, ровно за год до окончания. Не сказать, что сказочно, но разбогатела, в том числе на поставках оружия. Это второй звонок.
Третий звонок, думаю, нам хорошо известен. Однако его необходимость была продиктована, в первую очередь, тем, что мирная жизнь 20-30-х годов настолько развратила, что вся страна рухнула грандиозную депрессию с её разрухой, голодом, холодом и прочими привходящими. Так что, Вторая мировая война была предопределена, ибо никакой другой возможности «встать с колен» у США тогда не было. Потому и взрастили в Европе монстра и только когда поняли, что СССР побеждает, открыли второй фронт и вновь за год (даже меньше) до окончания. Я сейчас не о формальных объявлениях войны, так что двигаемся дальше.
Согласно статистики, США в 20 веке и в начале 21 века вторгались и проводили спецоперации на территориях других стран в среднем один раз в 1,5 года. Это, по сути, традиционный американский государственный терроризм, который, впрочем, глобальной пользы Америке не принёс, разве что держал в страхе полмира. В результате, разбросанные по регионам военные базы и гигантский военный бюджет, подъели внутренние резервы и загнали страну в неподъёмные долги. Бытовавшая многие годы уверенность, что «маленькая победоносная война» решит все проблемы, затрещала по швам и впереди замаячила новая депрессия.
В настоящее время США находятся перед классическим выбором: что делать и кто виноват? То, что у Трампа во всём виноваты демократы – это само собой, в их мире временщиков так принято испокон века. На это не обращаем внимания, ибо вопрос серьёзней на порядки. Проблемы гораздо глубже и диктуют совсем нетривиальные решения. Лично я, если честно, в замешательстве, потому как, будь на месте президента США (чур меня), сразу, после ознакомления с состоянием дел, ушёл бы в православный монастырь (кое-где в Америке они есть). Но это так себе выход, потому, не будучи в центре событий, а будучи далеко за океанами, картину маслом нарисовать попытаюсь.
Как обещал выше, про сеть железных дорог.
А вы заметили, что два-три года назад ж/д катастрофы (сходы, столкновения, крушения…) мы наблюдали в ежедневном режиме? Думаете, сейчас что-то изменилось? Ничего подобного, просто тема эта в новостной повестке себя отработала и внимание уставшего зрителя уже так не привлекает. А зря.
Начнём с того, что в США самая протяжённая в мире сеть железных дорог – 220.000 км. Основные вложения были произведены в том самом 19 веке, во второй половине, после разрушительной гражданской войны. В те времена, надо отдать им должное, строители делали на века, надёжно и с большим запасом прочности. Вся эта сеть верой и правдой служила стране, перевозя огромные потоки грузов и пассажиров. Однако кому-то когда-то пришло в голову отдать эту инфраструктуру (фактически кровеносную систему государства) в частные руки, посчитав их более ответственными и эффективными. На фоне конкуренции с автомобильными перевозками и авиацией, результат оказался предсказуем: минимум инвестиций и максимум извлечения прибыли. Но это тоже в идеале, так как компания Amtrak, владеющая инфраструктурой, с некоторых пор стала хронически убыточной из-за изношенности путей, приводящей к ежедневным происшествиям, часто катастрофическим.
В итоге, сложно даже представить, сколько потребуется средств на полную модернизацию, а по сути, на полную перекладку – всё остальное полумеры. Попробуем прикинуть, что нам никто не может запретить: переложить 1 км железнодорожного полотна в России стоит от 35 до 60 млн руб. Итоговая цена сильно зависит от сложности, типа рельсов, использования новых или старых, но ещё годных материалов, а также наличия стрелочных переводов. Возьмём среднюю – 47,5 млн, или $620 тыс. Однако это в России, а в США, согласно открытым источникам, стоимость 1 км от $2 до $5 млн, то есть, в среднем $3,5 млн. Итого, на 220 тыс км потребуется порядка $850 млрд. К этому всему прибавляются реконструкции бесчисленного количества мостов и тоннелей, также находящихся в ветхом состоянии, и прочей сопутствующей инфраструктуры. Итого получим сильно больше триллиона, но это в идеале, ибо никто в здравом уме и памяти не рискнёт браться за подобное без распилов, откатов и прочей сопутствующей высокоприбыльной деятельности. Сколько лет понадобится на подобные затраты, даже представить сложно. Во всяком случае, это выходит за горизонт президентства любого хозяина Овального кабинета, что ставит всю схему под один большой вопрос, ибо для начала нужна политическая воля, чтобы развернуться на 180⁰ и национализировать то, что было в «высокоэффективных» частных руках, а затем оставить всё это в недоделанном состоянии следующему президенту. Кстати, в США ни одной высокоскоростной дороги, что теперь вполне становится понятным. И да, по оценке стоимость 1 км ВСП в США может достигать $20-$30 млн.
Ещё одна глобальная проблема – это электросети. Как известно, в США напряжение в сети 110/120 В – так сложилось исторически, со времён Томаса Эдисона, который топил за постоянный ток, напряжением 110 В. По напряжению он победил, но хотя бы ток стал переменным. Что из этого следует? По сравнению с напряжением 220 В следует вот что:
- Эффективность: при той же мощности сила тока вдвое больше, чем при 220 В, что повышает нагрев проводов и увеличивает потери энергии до 20%;
- Мощность: ниже КПД бытовой техники (стиральные машины, электроплиты, электромобили);
- Экономия: требуется использование кабелей с большим сечением и, как следствие, больший расход меди и алюминия (толще проводка). Для примера, кабель к американскому дому – сечение до 70 мм2, кабель к европейскому дому – сечение до 25 мм2. То есть, расход дефицитных меди и алюминия в три (и больше) раз выше;
- Масштаб: в США всего порядка 60-80 млн трансформаторов (это на порядки больше, чем в любом регионе мира), выдающих напряжение 110/120 В, из которых примерно 55% старше 33 лет и приближаются к пределу своего срока службы. По сути, на каждый дом требуется один трансформатор, вместо одного трансформатора, выдающего 220 В на несколько десятков домов, как в Европе и в России;
- Потребности: в связи со ставкой на ИИ и строительством Дата-центров, резко возрастает потребность в увеличении электропотребления.
- Преимущество одно: безопаснее в случае случайного касания и риск летального исхода ниже, хотя и есть;
В общем, как не старайся, а физику не обмануть.
Что это нам даёт в цифрах и в перспективе?
В перспективе – это, не побоюсь сказать, смертельный приговор американской энергетике. Даже просто замена миллионов трансформаторов 110/120 В, находящихся на грани ресурса, каждый из которых, в зависимости от мощности, стоит от $1 до $7 тыс (берём в среднем $4 тыс), даёт $280 млрд. А есть ещё изношенные распределительные сети – это порядка 9,5 млн км, одни из самых протяжённых в мире, которые также давно пора модернизировать, я уж не говорю о том, что Дата-центры уже сейчас требуют резкого увеличения генерации электроэнергии, что тянет за собой эту модернизацию, иначе потери будут колоссальными. И всё это на фоне растущего дефицита цветных и редкоземельных металлов, которые в жирные годы никто особо не считал.
Замечу, что и Европа, и Россия (СССР) перешли на стандарт 220/240 В после Второй мировой войны, когда электросети лежали в руинах, в том числе в нашей европейской части, где переход занял 20 лет. И всё это вновь на фоне того, что более 80% энергетической инфраструктуры США, включая производство и распределение электроэнергии, находится в частной собственности (крупнейшие компании (Duke Energy, Southern Company, и др.). То есть, масштаб необходимых работ в США несопоставим даже при простой замене оборудования, а переход на более прогрессивный стандарт напряжения и вообще практически невозможен ни по срокам, выходящим далеко за пределы каденции любого президента, ни по колоссальным суммам. И надо ещё, как водится, всё это хозяйство национализировать. Вряд ли кто-то из хозяев Овального кабинета способен решиться на подобный шаг. Лучше уж оставить всё, как есть и переложить проблему на светлое будущее, которое просто рухнет под тяжестью толстых проводов.
Ещё одна проблема, о которой я писал ранее. Выглядит она примерно так: до 2018 года США были лишены возможности наработки плутониевых сердечников, без которых нет современных ядерных боеголовок. В настоящее время, с 2014 года, спустя почти 30 лет после остановки производств, в США срочно и со скрипом начали возобновлять производство плутониевых сердечников для ядерных боеголовок в Лос-Аламосской лаборатории в штате Нью-Мексика, а также в Национальной лаборатории Саванна-Ривер в Южной Каролине. Всего планируется к 2030-му нарастить ежегодное производство до 80-ти сердечников в год. И это при том, что всего боеголовок, требующих обновления и модернизации, в Америке более 6000. Теперь понятно, откуда растут ноги заявлений о необходимости возобновления ядерных испытаний. А также понятно, почему Трамп запросил в Конгрессе дополнительных $5 трлн на эти цели.
В общем, ситуация такая:
- Не может быть и речи о сокращении госдолга США обычными, нормальными средствами, только о его увеличении, причём взрывном;
- Поскольку госдолг уже находится на пределе, Америке необходимо «окно возможностей», которое может предоставить только очень крупная война, на грани мировой;
- Крупная мировая война за пределами США не сможет решить внутренние проблемы, так как не способна покрыть потребности не только в средствах, но и, что важнее, в массовых компетенциях, во многом утерянных за жирные годы;
- Единственный вариант, способный полностью перезагрузить страну –война на территории самих США (та самая гражданская война, о которой разговоры всё чаще), которая, после тотальных разрушений, может стать триггером возрождения на новой технологической базе, а заодно и начать с чистого листа после списания долгов.
Впрочем, это всё гипотетические размышления, но основанные на исторической логике, показывающей раз за разом, как и за счёт чего США выбирались из кризисов. Так что, удачи им, жаль только, что нет у них своего молодого «Путина», способного за 20-30 лет планово и без истерик вытащить страну из потенциальной бездны.
Кстати, война как окно возможностей - это не только для США, но и для всех. Вопрос лишь в целях, средствах и масштабах.
Александр Дубровский
в MAX Спокойно Z Маша
Комментариев нет:
Отправить комментарий