суббота, 29 сентября 2018 г.

Цена за цирк: кораблям ВМСУ пришлось заплатить РФ за проход в Азов как барже на буксире

Поздно вечером 24 сентября морской буксир «Корец» и поисково-спасательный корабль «Донбасс» прибыли в Мариуполь. Так завершился четырехсуточный переход кораблей ВМСУ из Одессы в украинский порт на Азовском море. 

ВМСУ «задают тон»

Столь большой срок вояжа обуславливался тремя причинами. Во-первых, «Корец» буксировал лишенный хода «Донбасс». Во-вторых, главная энергетическая установка (ГЭУ) буксира находилась в неудовлетворительном техническом состоянии. В-третьих, уже после прохода Керченского пролива ГЭУ буксира вышла из строя, и украинцам пришлось потратить какое-то время на ее починку.
А «Корец» и «Донбасс» тем временем беспомощно дрейфовали в ночи посреди Азовского моря.
«Корец» и «Донбасс»
«Корец» и «Донбасс»facebook/Олег Крючков
Любопытна смена пункта назначения отряда украинских кораблей. Первоначально киевские СМИ заявляли, что «Донбасс» будет исполнять роли штаба и плавказармы при базе, которую ВМСУ развертывают в Бердянске. 
Означает ли приход буксира и поисково-спасательного судна в Мариуполь, что база ВМСУ будет создаваться именно здесь? Или же «Корец», тянувший «Донбасс» на 3—5 узлах, просто не смог ночью «выгрести» против ветра, и это заставило украинцев отправиться не в Бердянск, а в более удаленный от Керченского пролива Мариуполь? Ответы на эти вопросы пока отсутствуют. 
Уже на подходе к украинскому побережью «Корец» и «Донбасс» были встречены вышедшими им навстречу из Бердянска украинскими малыми бронированными артиллерийскими катерами «Лубны» и «Кременчуг». Тогда же прекратил сопровождение отряда ВМСУ и следовавший за ним от Керченского пролива корабль Береговой охраны Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации…
Федеральное агентство новостей уже озвучивало причины, побудившие Киев отправить два вспомогательных корабля ВМСУ на Азовское море. Поэтому остановимся на другом аспекте перехода украинских вымпелов из Одессы в Мариуполь, а именно — на том, как «Корец» с «Донбассом» на привязи миновали Керчь-Еникальский канал.
Если российская сторона первый в истории случай прохода кораблей ВМСУ под Крымским мостом восприняла как забавный аттракцион, то Киев поспешил объявить случившееся своей очередной перемогой.
«Донбасс»
«Донбасс»facebook/Олег Крючков
«Это, наверное, первый случай, когда ВМС Украины начали не просто реагировать на действия и шаги россиян, а сами стали «задавать тон игры»!» — ликовал, к примеру, руководитель «Украинского милитарного центра» Тарас Чмут.
Не отставал и пресс-центр командования ВМСУ.
«Военно-Морские Силы Украины не просили разрешения у страны агрессора, а реализовали свое право на свободное плавание Керченским проливом и Азовским морем согласно Конвенции ООН и международных соглашений», — со сдержанной гордостью вещал он. 
Другие киевские спикеры и вовсе договорились до «прорыва через Керченский пролив»…

«Прорыв» с российским лоцманом

Как «Корец» и «Донбасс» в плотной «коробочке» российских военных кораблей и катеров на трех узлах проползали под пролетами Крымского моста, думается, видели все. Так что с «прорывом» все ясно. 
Еще более забавно выглядит ситуация с заявлениями украинской стороны о кораблях ВМСУ, «не просивших разрешения у страны агрессора» на проход Керчь-Еникальским каналом. В реальности «Корец» и «Донбасс» запросили у российской службы движения судов разрешение на проход по Керчь-Еникальскому каналу и лоцманское обеспечение. 
Этот факт подтвердила не только пресс-служба Росморречфлота, но и глава Республики Крым Сергей Аксенов.
В сам канал корабли ВМСУ вошли только после получения вышеуказанного разрешения, в порядке живой очереди и в окружении российских военных вымпелов: «пограничника» проекта 10410, двух патрульных катеров «Раптор» проекта 03160 со спецназом ВМФ, двух патрульных катеров «Мангуст» проекта 12150, катера «Чибис» проекта 21850 и спасательного буксирного судна «СБ-739» проекта 22870.
Корабль-разведчик ВМФ «Приазовье» и «Донбасс»
Корабль-разведчик ВМФ «Приазовье» и «Донбасс»facebook/Тарас Чмут
С учетом того, что украинские вымпелы должны были пройти под стратегически важным для России объектом, столь плотная опека «соседей» со стороны российских силовиков выглядит полностью оправданной.
А еще на мостике морского буксира «Корец» стоял российский лоцман. И это обстоятельство выводит нас на еще один момент, упускаемый украинскими СМИ. 

Цена за цирк с баржей

Фокус в том, что проход судов по Керчь-Еникальскому каналу платный. Иными словами, владелец иностранного судна, желающего из Черного моря попасть в Азовское, платит лоцманский сбор, навигационный сбор, маячный сбор, а также канальный сбор, составляющий более 80% от всех перечисленных сборов. 
Ставки канального и маячного сборов утверждены приказом Федеральной антимонопольной службы №222/16 от 10 апреля 2016 года. Получателем канального сбора является Керченский морской торговый порт, на который возложены функции регулирования движения судов в Керчь-Еникальском канале и поддержания его в рабочем состоянии.
Не будем сейчас нырять с головой в столь волнительные подробности, как ставки сборов, их зависимость от валовой вместимости судов и пять применяемых для расчета сборов коэффициентов. Просто отметим сам факт: украинским кораблям не только пришлось просить разрешение на проход по Керчь-Еникальскому каналу, но и, очевидно, пришлось за этот проход заплатить. 
Причем заплатить заранее, то есть до входа в канал. Словом, цитируя классику: «Утром — деньги, вечером — стулья».
«Донбасс»
«Донбасс»facebook/Олег Крючков
Еще пара интересных моментов. 
«Донбасс» же не своим ходом шел, верно? Отлично — оплата прохода по каналу буксирно-баржевого состава обходится дороже, чем одиночного самоходного судна. Ну, и присутствие в ордере российского «спасателя» «СБ-739», если оно только не было вызвано приказом командования Черноморского флота, тоже должно было быть оплачено ВМСУ. 
Пикантность финансовых аспектов прохождения кораблями ВМСУ Керченского пролива трудно было не заметить. Поэтому первый заместитель командующего ВМСУ контр-адмирал Андрей Тарасов тут же поторопился сообщить украинским СМИ «верную интерпретацию» случившегося. 
«Да, мы приняли на борт лоцмана в связи с тем, что диспетчер, который регулирует движение судов в Керченском проливе, настаивал, что необходимо нахождение на борту лоцмана… Мы ничего [ему] не платили. Вопрос про оплату даже не стоял!» — заявил представитель многочисленной когорты украинских адмиралов.
То есть де-факто Тарасов признал: украинский запрос у российской службы движения судов разрешения на проход по Керчь-Еникальскому каналу и лоцманское обеспечение были. Выходит, заявление ВМСУ о том, что «Корец» и «Донбасс» «не просили разрешения у страны-агрессора», — это лишь пафосное заявление, не более. 
Так, может, и патетическо-адмиральское «мы ничего не платили» — тоже не совсем соответствует истине? Тем более что Росморречфлот касательно вояжа кораблей ВМСУ по Керченскому проливу прямо говорит: «Раз они брали лоцмана, то, конечно, лоцмана оплачивали»...
Очень на то похоже. 
А в остальном — да, «Корец» и «Донбасс» «прорвались» и «разрешения не спрашивали»!

Комментариев нет:

Отправить комментарий