Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ об отставке действующего правительства. Что же толкнуло главу соседнего государства на такой шаг, да еще в столь непростое в политическом и экономическом отношении время? Меняет, так сказать, коней на переправе...
Как известно, 9 августа 2020 года в Белоруссии должны пройти президентские выборы. Лукашенко еще в мае заявлял о том, что хочет сформировать новое правительство до выборов, назначив нового исполняющего обязанности премьер-министра. Если тот будет хорошо работать, президент пообещал утвердить его в должности сразу после выборов.
Задача – сохранить власть
В среду 3 июня Лукашенко провел совещание по вопросу состава нового кабинета министров. Кандидатуры премьера и глав министерств он предпочел обсудить с председателем Совета Республики Натальей Кочановой, председателем палаты представителей Владимиром Андрейченко, государственным секретарем Совета безопасности Андреем Равковым и главой президентской администрации Игорем Сергеенко.
При этом сам Лукашенко отметил, что ждать каких-то революционных преобразований в кадровом составе правительства не стоит. То есть, это, по крайней мере, как пытается представить президент, сугубо техническое решение. Обновление правительства, по словам президента, потребовалось для того, чтобы избиратель видел, кто будет в кабинете министров после выборов президента.
Вместе с тем, незадолго до решения по правительству Лукашенко заявил о том, что перед президентскими выборами в Минске якобы собираются устроить «майдан». Вероятно, именно это обстоятельство заставило президента распустить правительство и назначить нового исполняющего обязанности премьер-министра. Им стал Роман Головченко, которого уже называют «загадкой для России».
Он сравнительно (с Лукашенко) молод – родился в 1973 году, значит младше президента на 19 лет, образование получал в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО), а затем длительное время служил на важных государственных должностях в Совете безопасности Белоруссии, в военно-промышленном комитете, был послом в ряде арабских государств.
Роман Головченко - выходец из силовиков, возглавивший правительство
Сохранение власти сейчас становится для Лукашенко задачей номер один. Белорусский президент уже является однозначным старожилом среди глав государств постсоветского пространства. Он пришел на пост президента, когда в России еще правил Борис Ельцин, и с тех пор упорно не желает отпускать вожжи. Но времена меняются, «бацьке» становится все сложнее лавировать между Западом и Россией.
Отношения с Москвой уже не отдают былым духом союзничества, а полны взаимных упреков. Но и для Запада Лукашенко никогда не станет «своим»: при первой же возможности США с удовольствием избавились бы от неуправляемого «бацьки» и перетянули бы Белоруссию, по примеру Украины, под свое внешнее управление.
О том, что рано или поздно, но придется покидать президентский пост, задумывается и сам Лукашенко. Единственный наиболее подходящий, с его точки зрения, вариант – обеспечить транзит власти своему старшему сыну – 44-летнему Виктору Лукашенко, который в настоящее время занимает пост помощника президента по вопросам национальной безопасности. Но пока «батька» еще чувствует себя полным сил и освобождать президентское кресло не собирается даже для сына.
Либерализация экономики отменяется?
Он намерен укреплять правительство и администрацию президента доверенными выходцами из силовых структур. Так, администрацию президента возглавил выходец из Комитета государственной безопасности Игорь Сергеенко. Не исключено, что это объясняется не только страхом перед «майданом», но и вероятностью появления новых кандидатов, которые могли бы, конечно, не победить на выборах, но заявить о себе как о подлинных оппонентах несменяемого главы государства.
Свою роль в решении об отставке правительства, конечно, сыграла и эпидемия. Лукашенко оказался в числе лидеров мировых «ковид-диссидентов», отрицая необходимость жестких карантинных мер. Вероятно, что кто-то в правительстве все же не был столь оптимистичен как «бацька», и это могло не понравиться главе государства.
Ухудшение экономической ситуации в связи с пандемией может потребовать от белорусского правительства более жестких мер, в том числе повышения роли государственного сектора. Если прежде, при премьере Сергее Румасе, Минск брал курс на постепенную либерализацию экономики, то в изменившейся ситуации может потребоваться движение в обратном направлении, а его как раз и проконтролирует экс-председатель военно-промышленного комитета Головченко, человек из силовиков, привыкший к подчинению «верховному» и явно ориентированный на большее «огосударствление» экономики.
Лукашенко понесло...обвинил Россию в чём только можно
Лукашенко считает, что Россия «оттяпала Крым»
Президент Белоруссии Александр Лукашенко фактически обвинил Россию в силовом захвате Крыма.
Об этом он упомянул, перечисляя проблемы стран СНГ, которых избежала Белоруссия.
«Вы видите, что нас на части разрывают. Единственная постсоветская страна, которая не видела горя.
И некоторым белорусам кажется, что это далеко Украину разрушили. Идет война. Оттяпали часть территории. Где-то далеко Молдова, которую разделили напополам: Приднестровье и западная часть…
Забыли, что Грузия потеряла почти треть своей территории: сначала Абхазию, потом Южную Осетию», – сказал Лукашенко.
Он позитивно оценил опыт среднеазиатских республик по силовому подавлению народных волнений и пообещал, что тоже «не отдаст страну».
«Никто не знает, как мой друг Рахмон с пулеметом наперевес входил в столицу Таджикистана Душанбе для того, чтобы навести порядок. Сколько погибло там людей. Как с бородачами боролись. Забыли, как бывший президент Каримов в Андижане подавил путч, расстреляв тысячи человек. Все осуждали его, когда умер — на коленях стояли, рыдали, плакали.
Мы этого не пережили, поэтому мы этого понимать не хотим. Некоторые. Ну, так мы напомним!» – сказал Лукашенко.
Лукашенко распорядился в отместку сократить белорусский экспорт в Россию
Президент Белоруссии Александр Лукашенко обвинил Россию в запрете на импорт белорусского горючего.
Об этом он заявил сегодня на представлении нового состава правительства.
«Посмотрите, как Россия поступила. Взяла и закрыла границу, чтобы туда никто не ввозил ни солярку, ни бензин. Закрылась от импорта. Это что, правильно? Да плевать! Пандемия все спишет», – сказал Лукашенко.
В отместку он распорядился сократить белорусский экспорт в Россию.
«Проблему зависимости рынка одной страны нужно решить окончательно. Мы не можем даже от братской России зависеть на 50-55%. Мы должны диверсифицировать рынки», – сказал Лукашенко.
Напомним, что премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о приостановке ввоза импортного топлива на территорию России до 1 октября 2020 года.
Эта мера направлена главным образом против импорта белорусского топлива, который в апреле вырос в 200 раз по сравнению со всем прошлым годом. Белоруссия поставила в Россию четверть производимого топлива.
Возросшие поставки на российский рынок, который для белорусских производителей оказался более маржинальным, чем европейский, были единственным путем к спасению отрасли. Особенно если учесть, что с украинского рынка российские производители белорусских вытеснили.
Публицист Иван Лизан отмечает, что это не первая регуляторная мера в отношениях между союзными государствами. Избежать их, по его мнению, возможно только путем более углубленной интеграции.
«Пока у двух государств – России и Белоруссии – не будет единой системы налогообложения, правительства продолжат отделять свои рынки друг от друга с помощью различных ограничений. И никакие временные договорённости не смогут изменить главного: дружба дружбой, а табачок врозь», – написал Лизан в своем телеграм-канале.
В конце прошлого года президент Белоруссии Александр Лукашенко отказался подписать так называемую 31-ю карту по интеграции с Россией, которая предусматривала создание единого эмиссионного центра и унификацию налогового законодательства.
Лукашенко: На деньги российских олигархов ведут к власти отмороженных радикалов
Президент Белоруссии Александр Лукашенко считает, что «российские олигархи», проплатив его оппонентов на выборах, вынуждены иметь дело все с той же националистической оппозицией, которая митингует против его власти на деньги Запада последние 20 лет.
«Это все те же люди, и количество их то же, что и было. Не появилось нового протестного движения. Но они не хотят себя связывать с радикальной оппозицией, которая всегда воевала с нами на площадях. А не получилось. На Комаровке развернули «бел-чырвона-белы» и европейский флаг. И те, кто сегодня финансируется за счет российских олигархов, четко поняли, что на деньги российских олигархов они к власти ведут вот эту отмороженную, так называемую радикальную оппозицию Беларуси», – сказал Лукашенко.
Он считает фейком сообщения о многотысячных очередях желающих поставить подписи за альтернативных кандидатов.
«Поменьше вы смотрите в инстаграмах, стограммах или каких-то телеграм-каналах на эти длинные якобы очереди. На фотографиях, сделанных с квадрокоптеров, видна совсем другая картина», – сказал Лукашенко.
По его словам люди ходят по кругу: поставив подпись, вновь становятся в конец очереди. Кроме того, одних и тех же подписантов возят на автобусах по городам. Лукашенко назвал это «большой и малой каруселью».
«И они сразу заявили: так а мы и не собираемся в выборах участвовать, наша главная задача – раскачать страну и расчистить дорогу для кого-то. Вы знаете для кого», – резюмировал Лукашенко.
«Перевернуть страну и дестабилизировать обстановку»
Он отметил, что после всех этих заявлений складывается впечатление, что люди идут на выборы, чтобы «перевернуть страну и дестабилизировать обстановку».
— Не буду долго на этот счет говорить. Запомните вы и кто меня услышит: страну они не получат. Мы ее два с лишним десятка лет, собирая крохи, создавали цветущую страну не для того, чтобы они ее приватизировали и пустили по миру вот этих бедолаг, которые всегда под плеткой ходили. Мы им не позволим разделить Беларусь, как это было в 39-м году. Вспомните, там были «свядомыя-незалежныя», воевали за «незалежнасць». Под Минском граница была западная, восточная часть находилась, вы знаете, в российской империи, а нам осталась полосочка. И мы воевали за незалежнасць? За якую незалежнасць? За эту полосочку боролись?
Тем не менее, отметил Лукашенко, есть категория людей, которые не видят или не хотят видеть достижений Беларуси.
— Они становятся в очередь, где-то кто-то кричит, демонстрирует что-то и так далее. Правда, на некоторых посмотрели в Гродно, так они хорошо устроились. «Лукашенко плохой» — а сами живут во дворцах. Какая-то 80-летняя женщина кричала, орала. Прислали мне фотографию: особняк сына и ее особняк на одной площадке. Чего тебе не хватает? — задал он риторический вопрос.
Сейчас наступил момент, когда страну надо отстоять, а с неба нам ничего не свалится, еще раз повторил Лукашенко.
— Некоторые думают: вот сейчас с неба все свалится. Смотрите, чтобы в Сирию не поехали воевать и в Ливию. И не дай Бог за свои куски земли придется воевать, отстаивая их. Хочу обратить внимание некоторых белорусов на это. Любые решения мы должны принимать здесь, в интересах белорусского народа, и у нас есть все возможности для этого.
Лукашенко заявил, что никому не отдаст страну.
— Чтоб над ней издевались? Чтобы ее дестабилизировали каждый день, порвали на куски и кому-то отдали. Я хочу, чтобы это все услышали. И чтобы вы, те, кто еще как-то там шевелится-шатается, запомнили это. В этой стране моя жизнь и многих из вас.
По материалам «ПолитНавигатора»
Комментариев нет:
Отправить комментарий