четверг, 4 июня 2020 г.

Франция: Париж не Миннеаполис, расходимся!


Протесты и стычки, прошедшие в Париже, привели к тому, что вчера Франция стала первой страной, официально запретившей выступления в поддержку американских негров, протестующих против полицейского произвола (а частично уже требующих и репараций за годы системного расизма)

Официальный повод для французского протеста столь простодушен, что в общем-то выглядит комично, несмотря на свою печальную сущность. В официозном исполнении это звучит как «французы, вдохновленные протестами в Соединённых Штатах, вновь обратились к делу Адамы Траоре, чернокожего француза, погибшего при задержании полицейскими».
Комичность тут, однако, в том, что Адама Траоре трагически погиб от проблем со здоровьем, не выдержавшим неудобств при задержании, в 2016 году. За прошедшие с тех пор годы в действительности в деле ничего не изменилось и не вскрылись никакие новые факты.
Единственной причиной, по которой о погибшем снова вспомнили — стала необходимость хоть как-то обосновать хайп, аналогичный американскому. Протесту понадобился повод, «собственному Black Lives Matter» понадобился и «собственный Джордж Флойд». Семью Траоре попросили обратиться за новой независимой экспертизой, та послушно показала в заключении «удушье в ходе ареста» — и во французских полицейских полетели предметы из двадцатитысячной толпы.
Такой накал социально-политического постмодернизма, да ещё на выходе из унесшей 30 тысяч жизней эпидемии, не вытерпел даже передовой во многих отношениях Франсуа Макрон. После разгона протестантов полицией со специальным разъяснением выступила официальная представительница президента Франции Сибет Нидайе (она, кстати, из Сенегала и получила французское гражданство в том же году, когда погиб Траоре) и заявила следующее:
— Франция не является расистским государством и не может быть приравнена к США.
— Во Франции нет институционализированного насилия.
— Во Франции бывают отдельные инциденты, но они все расследуются в законном порядке.
— Бунтовать просто не против чего, пусть протестующие расходятся.
По понятным причинам вряд ли этот призыв будет услышан. Дело в том, что и в случае американских протестов сам факт убийства Джорджа Флойда не является центральной темой недовольства — да и вообще ею не является произвол полиции в отношении чернокожего населения.
Американская полиция действительно склонна убивать скорее негров, чем белых — что вполне естественно в ситуации с меньшинством, составляющим 13% населения, совершающим более половины убийств в стране и вообще криминализованным примерно на две трети. Но центральной сутью и смыслом негритянского гнева в США является убеждённость большинства афроамериканцев, что им в принципе розданы по жизни худшие карты и потому белое государство обязано сделать какой-нибудь по-настоящему качественный жест, чтобы резко поднять стартовые возможности чернокожего населения. Отсюда, кстати, и пошедший по «афротвиттеру» хэштег о репарациях.
Репарации по понятным причинам — достаточно привлекательная тема не только для американских негров, но и для европейских. Французское чернокожее население, составляющее по разным оценкам 5-12% жителей республики, за очень редкими исключениями не является потомками невольников — однако точно так же, как американское, сгруппировано в бедных кварталах крупных городов, отчуждено, бедно и криминализованно. Поэтому требовать улучшения своего положения для него вполне естественно без каких-либо дополнительных обоснований.
Но дело в том, что Европа, уже и так принявшая историческое решение платить по долгам своих южных членов, пострадавших в наибольшей степени от пандемии коронавируса — вряд ли захочет вводить у себя ещё и «Безусловный чёрный доход». Во всяком случае, жёсткая реакция Елисейского дворца на попытку французского римейка протестов на это намекает.+


Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий