среда, 30 декабря 2020 г.

Условия нечеловеческие: лютый холод, ураганные ветра. Но русские туда возвращаются


Знаете все эти западные стереотипы про русских, которые могут в одних трусах в 50 градусный мороз (что для России дело обычное) водку пить? Так вот, иногда кажется что эти стереотипы не так уж далеки от истины. Не про водку, конечно, а про мороз и способность русского человека выдерживать жуткие холода.

О чем я? Есть в Антарктиде станция, так она и называется «Русская». Открыта она в 1980 году, хотя построить её пытались с 1973 года. И кажется название придумал человек без фантазии, то есть назвал станцию как ответ на вопрос: «Это чья станция? Русская».

На самом деле, если разобраться детальнее, то понимаешь глубокий смысл этого, с виду простого названия. Дело в том, что станция расположена в Западной Антарктиде на побережье Земли Мэри Бэрд, на небольшом выходе коренных пород у мыса Беркс. Это жуткое место!

Среднее число дней со скоростью ветра более 15 м/с в районе станции составляет 264 в году, причём более 30 м/с — 136 дней. То есть более трети года здесь дует ветер ураганной силы. А еще треть года тут всего лишь просто шторм (Принято считать, согласно шкале Бофорта, что шторм переходит в ураган при скорости ветра более 30 м/c). А шторм или буря это 15-20 м/c. Между строениями на станции натянуты стальные тросы, чтобы можно было относительно безопасно передвигаться во время сильных ветров.

Если вы думаете что я преувеличиваю суровость условий, то просто взгляните на карту антарктических станций мира.

Ни одной станции других государств поблизости, ближайшая станция Скотт-Бейс находится в 1607 км по прямой через море Росса, а по побережью намного дальше. Только русские могут жить в таких условиях.

Правда станция сейчас законсервирована. Она проработала с 1980 по 1990 год, но после развала СССР денег на поддержание её работы не было. Время от времени наши полярники наведывались на станцию, констатируя её ужасное состояние, кое как приводили в порядок, и снова оставляли на растерзание ветрам. В 2008 году там даже было установлено метеорологическое оборудование работающее автономно.

Но вот с февраля 2020 года на станции проводятся работы по подготовке Русской для дальнейшей эксплуатации на постоянной основе. Экспедицию, целью которой стало возрождение Русской, организовал Арктический и антарктический НИИ Росгидромета на судне «Академик Трешников». Идет восстановление инфраструктуры станции, включая различное энергетическое оборудование, например дизельгенераторной. Восстанавливаются постройки, в которых мощные ветра выдавили стекла, и кое где снесли крышу. Уже в 2021 году туда вернутся полярники на постоянной основе — около 15 человек.

Но зачем это нужно? Официальная версия — это единственное доступное для нас место в этой части Земли где возможна установка оборудования слежения за спутниками ГЛОНАСС с помощью которого планируется уточнять орбиты аппаратов российской навигационной системы, чтобы повысить точность сигнала отечественной глобальной навигационной системы. Это оборудование прибудет в 2022 году. Но там и научной работы хватает, этот район малоизучен, кроме нас, как вы видите, создавать там станции ни у кого желания нет.

Также, Русская это последнее звено в цепи наших станций, позволяющее охватить всё побережье континента.

После завершения рекогносцировочного периода освоения Антарктики было решено создать сеть наблюдательных станций по всему периметру шестого континента. Это позволяет вести широкий комплекс научных экспериментов во всех ландшафтных зонах. «Русская» — стратегически важный элемент этой сети, — рассказал Известиям экс-начальник Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин. Но мне кажется, дело не только в этом. Дело в русском характере. Это же просто вызов! Это просто дело чести вернутся туда, куда никто больше и сунуться не смеет. И мы туда возвращаемся.


Роман Ковригин


Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий