Согласно опросу, проведенному Центром «Социальный мониторинг», больше половины жителей Украины выступают против запрета российских артистов, фильмов, сайтов, телеканалов и соцсетей. Запросы в поисковиках украинцы в 2020 году писали на русском языке и музыку слушали в исполнении русскоязычных музыкантов. Все это — проявления отмечаемой украинскими социологами и политологами тенденции к провалу политики тотальной украинизации и дерусификации Украины.
Запрет многих артистов и российских фильмов на Украине не поддерживают 50,1% участников опроса. Отключение в кабельных сетях российских телеканалов полагают ошибочным 47,3% респондентов. Невозможность без VPN попадать на «Одноклассники», «ВКонтакте» и «Яндекс» не нравится 48,1% опрошенных.
Запрет на посещение этих ресурсов был введен в 2017 году указом президента Петра Порошенко.
Несмотря на то, что в период президентской избирательной кампании Владимир Зеленский назвал эти ограничения глупостью, в мае 2020 он не только продлил запретный список предшественника, но и значительно дополнил его.
Впрочем, это уже не очень расстроило жителей страны. Во-первых, эти действительно глупые запреты легко можно обойти; во-вторых, украинцы уже привыкли к тому, что нынешний президент не выполняет данные им обещания.
Самые популярные запросы в поисковиках жители Украины писали на русском языке.
На YouTube в 2020 году украинцы смотрели в основном клипы российских исполнителей, а из отечественных музыкантов их интересовали только русскоязычные.
Все это, видимо, печалит поборников тотальной украинизации во главе с «языковым надсмотрщиком» Тарасом Кремнем. Кстати, шутники саркастически подтрунивают над ним, сообщая о том, что падающие во время тотального гололеда граждане Украины матерятся исключительно по-русски.
Результаты опроса «Социального мониторинга» свидетельствуют о двух процессах, одинаково неприятных как для Украины, так и для России, отмечает политический эксперт Владимир Скачко.
«Для Украины неприятность в том, что ее граждане по-прежнему остаются в российской, по крайней мере, русскоязычной культурной парадигме. И говорит это лишь о том, что Украина и ее культурно-попсовые деятели и прочие "мытци" (деятели культуры — укр.) не могут создать что-либо путное и конкурентоспособное, что может перебить такую же российскую продукцию.
А для России главное иное: насильственно-принудительная украинизация реально бесполезна, но она, увы, работает.
Потому что на Украине уже выросли поколения, которые думают и говорят по-русски, но, как и бандеровцы, считают Россию агрессором и своим заклятым врагом, причиной всех бед и несчастий, постигших Украину.
До 90% солдат, воюющих в Донбассе, — русскоязычные жители юго-востока. Бандеровцы с Западной Украины, где уклонение от военной службы составляет 90%, добились своего — "москали" уничтожают друг друга. И при этом слушают российскую попсу по российским же телеканалам», — резюмирует Скачко.
Процесс украинизации как раз идет, и притом слишком быстро. К тому же любое государственное насилие в этой сфере контрпродуктивно. И поэтому нынче имеем подобный итог, хотя в 2013 первая десятка наиболее популярных на Украине музыкальных композиций состояла в основном из украинских песен, в том числе на украинском языке, напоминает политтехнолог Василий Стоякин.
Многие жители Незалежной хотели бы видеть любимых российских артистов кино и эстрады (немалая часть которых — выходцы из Украины), но за прошедшие годы запрета потребность эта снижается, утверждает политический эксперт Андрей Кислов.
«Если внимательно посмотреть на результаты упомянутого опроса, становится ясно, что за последний год недовольство запретом отдельных артистов и некоторых российских фильмов сократилось на 5,5%, а поддержка запрета выросла на 6%. Это при том, что российские телеканалы доступны со спутника — запрет действует только в кабельных сетях больших городов. На месте россиян я бы не строил иллюзий — время берет свое.
Если усилия по защите русского языка со стороны РФ будут прежними, то россиян скоро перестанут понимать не только на Украине, но и на остальном постсоветском пространстве.
Пока российский контент, конечно же, смотрят, читают и слушают. Кроме родного для многих русского языка, срабатывает и то, что украинский контент просто меньше по объему, и больше российского он никогда не станет. А вот язык — иное дело: с 2014 по 2020 год количество школ с русским языком обучения сократилось в 5 раз. За это время подросло новое поколение. А с сентября 2020 года на Украине вовсе не осталось ни одной русскоязычной школы», — констатирует Кислов.
В 2017 украинское общество буквально взорвала новость о том, что президент Петр Порошенко своим указом заблокировал украинцам доступ к ряду российских сайтов, в том числе к «Одноклассникам», «Вконтакте», «Mail.ru», «Яндексу» и многим другим. Под запрет попали также бухгалтерская программа «1С», «Парус» и ряд антивирусов. «Но нет ничего невозможного: при желании запрещенные каналы украинцы ловят на спутник, а в российские соцсетях продолжают общаются, легко обходя запрет через VPN», — обращает внимание аналитик KyivStratPro Дмитрий Кочергин.
«Но вот российским артистам въезд заказан — тут "шлагбаум" не обойти. И здесь украинцы задаются справедливым и логичным вопросом: если мы хотим максимально отстраниться от соседа, несущего нам опасность, то почему Россия входит в тройку наших главных торговых партнеров?
Объяснение простое: экономические запреты грозят убытками многим отечественным олигархическим группам, а вот медийные и информационные запреты безущербны и стали благодатной темой для политического пиара.
Радикальные патриоты полагают это победой в информационной войне, а другие политические силы считают эти указы нарушением свободы слова и прав граждан».
По иному не могло и быть: украинизация в необандеровском исполнении привела к шароваризации и крайней примивитизации самой украинской культуры во всех направлениях: фильмы, литература, театр, музыка. На эти убогие, с позволения сказать, "стандарты" пропаганды ориентируются и телевидение, и социальные сети с их провластными блогерами», — отмечает политик Александр Голуб.
«Однако современный мир не может существовать в абсолютной изоляции. Хочешь не хочешь, но потребитель получает доступ к запрещенному или ограниченному контенту. Их качество, уровень, достоверность не выдерживают никакого сравнения с украинским продуктом.
За все это время в Незалежной так и не появилось сколько-нибудь интересных конкретных проектов, исполнителей, произведений. Гордиться нечем.
На самом деле проценты поддержки гораздо больше приведенных "Социальным мониторингом". Просто Украина не является свободным демократическим государством, и многие люди даже при анонимных опросах опасаются высказывать свое реальное мнение. Насильственная дерусификация получила распространение на официальном уровне, но терпит закономерный и неизбежный крах на уровне общественного восприятия», — поясняет Голуб.
Как видим, усилия говорящих на суржике «патриотов» не приносят желаемых результатов. Впрочем, есть сомнения, что они, собственно, им необходимы.
Поиски внешних врагов и культивирование тотальной украинизации — это элементы политического пиара и давления на инакомыслящих.
При этом Киев и юго-восток, несмотря на эти ограничения, остаются в своей массе русскоязычными. В том числе молодежь. Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий