Почти весь июнь продолжалось большое украинское наступление, которое все давно и с большим нетерпением ждали - одни с надеждой, что дойдут до Крыма, а другие с уверенностью, что никто никуда не дойдет.
Киев для этого наступления получил огромное количество западной военной техники на общую сумму, сопоставимую с военными бюджетами некоторых стран. Включая "великие и ужасные" Леопарды и Брэдли, появления которых на передовой давно и с большим волнением ожидали, гадая, будут ли они гореть, как и любые другие или не будут, вундерваффе они или не совсем?
При помощи стран Запада была подготовлена "гвардия наступа" в количестве 10 бригад, которая...
Начнем с хорошего:
Июньский натиск ВСУ российская оборона в целом выдержала.
Хотя на некоторых участках противник все-таки смог продвинуться и занять российские позиции на первой линии обороны. Но это пока не критично.
В первые дни наступления шли очень тяжелые бои за Новодонецкое на восточной части Времьевского выступа. Подразделениям ВСУ даже удавалось несколько раз заходить в населенный пункт, но российские войска и ОБТФ "Каскад" оборону удержали, противника отбросили.
Западнее на том же выступе противник смог занять Ровнополь.
В районе Орехова российские войска продолжают удерживать Работино.
В направлении Васильевки поселок Пятихатки стал переходным. На протяжении месяца ВСУ много раз заходили в него, попадали под огонь российской артиллерии, после чего российские войска выбивали оттуда противника и это повторялось снова и снова. Пятихатки находятся в низине и окружены высотами, поэтом удерживать поселок тяжело для каждой из сторон.
На херсонском направлении ВСУ удалось переправить небольшие отряды в районе разрушенного Антоновского моста и они закрепились под уцелевшими пролетами. Российским войскам пока не удается их оттуда выбить.
Но это всё действительно не критично.
Пока российская оборона держит удар.
Одним из главных факторов успешной обороны стало обильное минирование подходов, в частности применение комплекса "Земледелие" для удаленного минирования.
Большая часть потерь техники ВСУ стала как раз результатом плотного минирования и постоянного восстановления минных полей после того, как противник делал в них проходы.
При каждой попытке наступления механизированными колоннами техника ВСУ подрывалась, теряла подвижность, препятствовала движению следующих за ней, после чего по наступающим войскам работала российская артиллерия и авиация. Так удавалось останавливать и отражать большинство атак.
Именно это привело к появлению фотографий, обошедших все каналы и мировые СМИ, на которых рядом стоит несколько единиц подбитой украинской техники, включая хваленые Леопарды и Брэдли.
Были заявления, будто все эти фотографии сделаны на одном участке и на них одна и та же подбитая техника, снятая с разных сторон. Но это не совсем так. Были, конечно, и "дубли" - фотографии одного места с разных сторон, но были и фотографии разных участков.
Сколько всего ВСУ потеряли техники и личного состава в ходе июньского наступления - пока трудно сказать.
По данным министерства обороны Шойгу потери ВСУ за период с 4 по 21 июня составляют 246 танков и бронемашин и 13 тысяч человек личного состава.
Однако к оценкам украинских потерь, которые дает министерство обороны, нужно относиться с осторожностью и, образно выражаясь, делить пополам.
К примеру, по оценкам министерства обороны за время СВО было уничтожено 450 самолетов - это почти вдвое больше, чем стояло на вооружении ВСУ до начала спецоперации. Даже с учетом поставок самолетов из Польши и Словакии получается, что уничтожено больше, чем было возможно. И что самое интересное - украинские самолеты продолжают летать.
Проблема в том, что министерство обороны очень часто считает уничтоженной ту технику ВСУ, по которой нанесен удар, посчитанный как точный, хотя не всегда этот удар действительно является точным и приводит к уничтожению техники. Нередко техника ВСУ, которую минобороны считает уничтоженной, на самом деле просто повреждена. А то и вовсе покинула позицию до нанесения удара, но кто-то отчитался о ее уничтожении.
Примерно то же самое с личным составом.
Поэтому сколько из посчитанных ведомством Шойгу 246 украинских танков и бронемашин и 13 тысяч человек личного состава действительно уничтожены, а сколько просто повреждены или ранены - можно только гадать.
Но для первого месяца результат в любом случае неплохой.
Теперь о нехорошем:
Самое нехорошее не то, что российские войска в июне были вынуждены уступить некоторые позиции или что министерство обороны считает потери противника по принципу "пишем больше, чего их фашистов жалеть".
Самое нехорошее - то, что наступление ВСУ не только не закончилось, но в каком-то смысле даже и не начиналось толком. Во всяком случае не начиналось в полную силу.
Всё, что было в июне - это еще не основная фаза наступления, а лишь подготовительный этап, попытка "размять" российскую оборону, нащупать слабые места и выработать эффективную тактику по преодолению оборонительных рубежей.
Это что-то вроде разведки боем, только очень мощной, массированной.
Разведка боем силами нескольких бригад с потерями 13 тысяч бойцов за месяц может показаться дикостью, но если учесть, что это лишь 10-20% от всех подготовленных для наступления войск и принять во внимание, что Киев вообще не очень-то жалеет украинские войска, а Вашингтон и Лондон тем более - тогда ничего удивительного нет, для них это нормально.
Тем более, что выше уже было сказано - 13 тысяч потерь ВСУ является очень оптимистичной оценкой ведомства Шойгу, реальные потери могут быть существенно меньше.
Действия ВСУ в июне некоторыми экспертами были охарактеризованы также как тактика волновых атак. Это совсем не новая тактика, она известна чуть ли не со времен Второй мировой и заключается в том, что наступление ведется не сразу большими силами, а как бы волнами, каждая из которых относительно невелика.
Относительно небольшие накаты волнами используются, чтобы разбить оборону противника, размягчить ее, нащупать слабые места и уже после этого вводить в бой основные силы, наносить главный удар. Или несколько главных ударов - такое тоже возможно.
И вот это как раз не очень хорошо, потому что у ВСУ осталось довольно много сил.
Всего для наступления ВСУ по имеющимся данным было подготовлено 10 бригад в составе 2 корпусов - это примерно 40 тысяч бойцов. Однако существуют оценки, что общая численность резервов украинских войск может достигать 100 тысяч.
Поэтому даже если потери ВСУ в июньском наступлении составили 13 тысяч, как утверждает министерство обороны Шойгу - это примерно треть от тех 10 бригад, которые были подготовлены.
Из первоначальных 10 бригад осталось еще 6-7.
Если же исходить из оценок, что резервы Киева составляли 100 тысяч - значит уничтожено было лишь 13% (в лучшем случае) и примерно 85-90 тысяч еще могут пойти в бой.
Другой вопрос, хотят ли украинские бойцы идти в наступление после того, как в июне погибли и были ранены 13 тысяч, причем без особенного продвижения. Но кто же их будет спрашивать, хотят они или не хотят...
Поэтому главный удар, который ВСУ по-прежнему еще не нанесли, может оказаться в 3 раза мощнее, чем все предыдущие атаки вместе взятые. А может оказаться и в 5 раз мощнее.
И по-прежнему остается открытым вопрос, где именно ВСУ будут наносить свой главный удар.
На всех каналах говорится о том, что свое наступление ВСУ будут пытаться развивать именно на запорожском направлении, чтобы выйти к Мелитополю и Азовскому морю, потому что это путь на Крым, ради которого вроде бы всё и затевалось.
Однако запорожское направление - это достаточно большой участок фронта, от Васильевки до Времьевского выступа.
ВСУ могут бросить свои главные силы в прорыв через Пятихатки на Васильевку, от Орехова на Токмак, на Пологи, на Времьевский выступ или даже на угледарское направление.
Нельзя исключать и того, что главный удар ВСУ нанесут вообще на другом направлении - на артемовском, северском или сватово-кременском.
В июне, пока всё внимание было приковано к наступлению ВСУ на запорожском направлении, пока все рассматривали фотографии уничтоженных Брэдли и Леопардов, наиболее ожесточенные бои шли... на донецком - в районе Артемовска, Авдеевки и Марьинки.
Если почитать сводки министерства обороны, то можно заметить, что почти каждый день потери ВСУ на донецком направлении были в 2-3 раза выше, чем на запорожском.
К методике подсчета потерь министерством обороны РФ есть вопросы, но здесь важно соотношение потерь противника на разных направлениях.
Если методика подсчета примерно одинакова по всем направлениям, то большие потери на одном из них означают, что там идут более ожесточенные бои.
Таким образом, в районе Артемовска, Авдеевки и Марьинки бои в июне шли более ожесточенные, чем на всем запорожском фронте, где ВСУ проводят свое большое наступление, о котором все говорят и пишут.
Поэтому совсем не факт, что главный удар ВСУ нанесут именно на запорожском фронте. Могут и на другом.
Поступает информация, что 6 бригад ВСУ сосредоточены в районе Северска.
Кроме этого, ожидается попытка переправки ВСУ через Днепр в районе разрушенного Антоновского моста или разрушенной Каховской плотины.
Несколько дней назад в районе Антоновского моста ВСУ уже смогли перебросить на левый (российский) берег небольшие подразделения, которые закрепились под уцелевшими пролетами и сейчас там ведутся бои - российские войска пытаются их выбить, но пока не могут.
Учитывая, что тяжелую технику переправить через Днепр будет затруднительно, главный удар на этом направлении маловероятен, скорее отвлекающий. Но всё же...
И еще не нужно забывать о северном направлении - Белгородской, Брянской и Курской областях.
Как показали майские события в Грайвороне и Шебекино, на границе Белгородской области серьезной линии обороны у России нет. Правда туда были переброшены отряды Ахмат, но вряд ли они смогут перекрыть всю границу. Что будет, если ВСУ решат пойти в наступление большими силами на Белгород - неизвестно.
Поход Пригожина на Москву показал, что при желании можно дойти до самой Тулы. И главная гарантия, что ВСУ этого не сделают, пока базируется лишь на твердой уверенности, что они не посмеют.
Хочется надеяться, что действительно не посмеют.
США заверили нас, что западная техника передана Украине "не для применения на российской территории" - крайне сомнительная гарантия, но более надежной пока нет.
На днях в приграничной зоне Сумской области украинское командование объявило эвакуацию - это говорит о том, что там могут начаться боевые действия. Хорошо, если это будут просто мелкие провокации или отвлекающие удары.
Подведем итоги:
Первый месяц волновых атак ВСУ российская оборона в целом выдержала. Украинские войска потеряли примерно 10-20% наступательных сил (13 тысяч по версии ведомства Шойгу).
Соотношение потерь по словам президента 1:10.
Но успокаиваться рано, самые серьезные бои впереди.
Обнадеживает тот факт, что в противостоянии Брэдли и Леопардов с российскими минами уверенно побеждают именно мины.
Зеленский, подводя итог июньского наступления со своей стороны, констатировал, что оно развивается "медленнее, чем хотелось бы".
Хорошо бы оно и дальше развивалось в таком же ключе. А потом и вовсе пошло в обратном направлении, чем планировал Зеленский...
https://amfora.livejournal.com...
Комментариев нет:
Отправить комментарий