Дроны заметно изменили тактику боя в ходе СВО, только все быстро меняется
Российская армия значительно увеличила использование барражирующих боеприпасов: с начала СВО было задействовано более 2800 дронов-камикадзе «Ланцет», пишет бельгийское издание Army Recognition. Большинство «Ланцетов» нанесли удары по артиллерийским орудиям, в частности, гаубицам (760) и САУ (517).
«Ланцет» — одно из самых результативных видов вооружения у России: примерно 78% всех ударов попадают в намеченные цели.
Всего с начала СВО с помощью этого дрона Российская армия поразила 2182 украинские цели, из которых 738 были полностью уничтожены. Army Recognition также обращает внимание на всплеск использования беспилотников «Ланцет» в мае 2024 года (за месяц было зафиксировано 303 запуска).
Барражирующие боеприпасы, исходя из успешного опыта, могут поражать артиллерию, тяжелую бронетехнику, РЛС и даже инфраструктуру (командные пункты, склады вооружений, места дислокации). Для этого «Ланцет» оснащён несколькими типами боеголовок, в том числе осколочно-фугасными, кумулятивно-фугасными и термобарическими.
— Благодаря скорости полёта до 120 км/ч и продолжительности полёта до 40 минут «Ланцет» способен зависать над полем боя и автономно искать цели перед атакой. Это делает его идеальным инструментом для нанесения точных ударов по целям, требующим сверхбыстрого поражения, таким как артиллерия, — пишет Army Recognition.
Что отличает «Ланцет» от других дронов, так это его способность работать без постоянного участия человека после запуска. Эта автономная функция позволяет ему наводить на быстро движущиеся объекты даже в сложных погодных условиях.
Российские дроны-камикадзе (кроме «Ланцета» это также «Куб», «Скальпель» и «Герань») более экономичны по сравнению с обычным контрбатарейным оружием (авиабомбами и ракетами) и их сложнее перехватить, отмечает Army Recognition. И прогнозирует: автономные беспилотники, в том числе с искусственным интеллектом, будут все более частым оружием на поле боя.
Европейский совет по международным отношениям (ECFR) отмечает, что только ВСУ используют около 100 различных типов дронов, от наноботов типа Black Hornet Nano до ударных БПЛА с размахом крыльев почти 20 метров. Сбор разведданных и нанесение ударов, а также целеуказание — это важнейшие функции дронов. Но не единственные, БПЛА также служат в качестве ложных целей, передают сигналы, перевозят оборудование и устанавливают мины.
Старший научный сотрудник ECFR Ульрике Франке считает, что беспилотники с учетом опыта СВО будут развиваться по следующим направлениям.
Первое — это постепенное сокращение производства военных дронов. В настоящее время основными экспортёрами военных БПЛА являются Китай и Турция. Однако легкие коммерческие дроны, как показал опыт СВО, за счет массовости и доступности порой эффективнее.
Однако в будущих конфликтах количество беспилотников может быть меньше, чем во время СВО, если гражданские дроны нельзя будет использовать из-за погодных условий или больших расстояний (например, боях на море).
Второе — появление не только новых БПЛА, но и технологий борьбы с ними. Возможно, считает Франке, развитие РЭБ снова вернет спрос на дорогие тяжелые беспилотники. Которым, в отличие от легких коммерческих проще противостоять современным системам РЭБ.
Третье — отказ от накопления дронов на военных складах. Это не тяжелая бронетехника и артиллерия, которая может не устаревать десятилетиями. Эволюция БПЛА идет намного быстрее именно из-за появления современных антидроновых систем.
Скажем, в начале 2022 года турецкие беспилотники Bayraktar TB2 были настолько популярны в ВСУ, что им посвящали песни и даже граффити. А уже к началу 2024 года такие дроны стали почти бесполезны.
Таким образом, как говорится в статье ECFR, если бы европейские страны закупили около 100 тысяч квадрокоптеров в 2023 году, то уже сейчас они были бы абсолютно бесполезны.
Четвертое — снижение зависимости Запада от Китая. За счет низких цен китайские производители БПЛА вытеснили западных конкурентов с рынка, и к 2016 году на долю DJI приходилось две трети всех коммерческих дронов, произведённых на планете. Китай не только производит большинство коммерческих дронов, но и большинство компонентов, необходимых для их сборки. Критически зависят от китайских компонентов даже украинские «цеховики», якобы собирающие дроны сами.
Пятое — это краудфандинг вместо жесткой централизации. Как пишет ECFR, в России и на Украине множество инициатив по покупке дронов. Добровольцы разрабатывают новые модели, занимаются обучением операторов, помогают с модернизацией. Так что, как пишет ECFR, благодаря БПЛА в вооруженных конфликтах будущего гражданское население будет играть не менее важную роль, чем военные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий