Автор: Владимир Добрынин
Европа боится. Этот рефрен слишком часто повторяется в СМИ и читателя, возможно, утомил. Но куда деваться от действительности? Тем более, что новое утверждение о существующей (и все увеличивающейся) боязни Европы – не голословное заявление на пустом месте. Страх на Брюссель нагоняет приближающаяся инаугурация 47-го президента США.
Дональда Трампа в ЕС опасались и раньше. Но во времена его первого президентства он был для евросоюзных политиков и государственных деятелей чем-то вроде куклы вуду – на свой страх, вызванный попытками главы Белого дома придавить Европу (экономически, политически, финансово) всегда можно было ответить втыканием иголок в виде разгромных статей в прессе. Причем, совершенно безнаказанно: Трампу в то время было не до кардинальных и радикальных шагов – единственной его задачей было политически выжить, отбиться от многочисленных обвинений в связях с Москвой.
Месть – блюдо, которое подается холодным. Дональд Трамп охлаждал его долгие четыре года, уворачиваясь все это время от «выстрелов» СМИ, а в конце периода, когда стало ясно, что прессой Рыжего Дональда не свалить, и от выстрелов из снайперской винтовки.
Оправдывать страхи Европы Трамп начал с первой же минуты, как почувствовал, что избран. Нарисовал массу неприятных перспектив: тут и предложение купить у Дании Гренландию (а не захотите продать, так «я не исключаю применение военной силы» в деле «добровольного» присоединения острова к США). И далее – все по классике: «отключим газ» (российский, разумеется), заставим платить увеличенные взносы в НАТО, освободив себя от исполнения 5-й статьи устава в отношении злостных неплательщиков, введем стопроцентные пошлины на импорт европейских товаров, переложим финансирование Украины с американских на европейские кошельки и т.д. И вообще, судя по видеосюжету, снятому во время недавнего посещения Дональдом Трампом-младшим Гренландии, население оной разразилось выражением симпатий Дональду-старшему и идее пожить за счет американского спонсирования.
Для Европы, которая формально балансирует на грани скатывания в рецессию, а фактически имеет минусовые показатели по ВВП, это означает надвигающийся крах. США своими действиями (запрет на покупку российских энергоносителей) уже добились роста стоимости электричества, что повлекло переезд сотен, а то и тысяч средних и крупных компаний из Старого света в Новый. Европа, привыкшая к тому, что она создала общество потребления, не готова вернуться назад к выживанию – это чревато народным взрывом. Как удовлетворить потребности населения в товарах, если их производство дома подорожало, а Америка взамен предлагает свои, но еще дороже? Где деньги взять?
Вариантов, в общем-то, немного.
1. Занять (во Всемирном банке или у МВФ), увеличив при этом государственный долг. Размер его в среднем по «Содружеству двадцати семи» составляет почти 90% ВВП. Напомню, что Пактом стабильности и роста, заключенным странами ЕС в 1997 году допускается уровень госдолга, не превышающий 60% ВВП. Антилидером здесь является Греция (177%), далее следуют: Италия (144%), Португалия (116%), Испания и Франция (по 111%), Бельгия (105%). Выше предельных 60 процентов государственный долг также у Кипра, Австрии, Венгрии, Финляндии, Хорватии, Словении, Германии. Удешевления стоимости электроэнергии это не принесет, но даст возможность поддержать социальные выплаты населению. Рост долга в нынешней ситуации будет способствовать только дальнейшему росту долга.
2. Покупать у Соединенных Штатов. Если на основе правил Всемирной торговой организации, то приемлемо, но Вашингтон ставит условие «ограничить закупки товаров народного потребления у Китая». Иначе – см. выше про «отключим газ». Введение пошлин на импорт европейских товаров противоречит кондициям членства в ВТО, но когда американцев останавливали какие-то договоры? Международное право уже заменено правилами. Главное из которых «Америка всегда права». И имеет право на все по принципу «что твое – то мое, а что мое – то не тронь».
3. Покупать у «мировой фабрики» (35% общемирового производства товаров) – Китая. Но чтобы не похоронить собственное производство, придется повысить ввозные пошлины. Китай против повышения, Америка – за. Европейскому обывателю больше нравится позиция первого, ибо обещает цены ниже имеющихся внутриевропейских. Европейская промышленность при этом может свалиться в убыток, это сильно волнует Брюссель, но ему приходится лавировать между интересами ЕС и Штатов с одной стороны, и евросоюзного населения с другой. Пока ситуация как в той скороговорке: «корабли лавировали, лавировали и не вылавировали».
Как выкручиваться в сложившихся условиях? Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен хотела бы расставить все точки над i в личном разговоре с Трампом как можно раньше. Но как это сделать – на инаугурацию 47-го президента США фрау Ляйен не пригласили. Однако она либо не поняла, что значит этот жест, либо поняла, но отступать ей некуда. Потому и по принципу «ты их – в дверь, они – в окно» навязывается в гости к Трампу домой. Прямо в резиденцию Мар-а-Лаго и непременно, чтобы до 20 января. В конце концов, принял же Дональд Трамп у себя на дому итальянского премьера Джорджу Мелони. И ее венгерского коллегу Виктора Орбана. Не принимать Урсулу Трампу важнее, чем открыть ей дверь: оставить напрашивающуюся в гости за порогом, значит, заведомо поставить ее в худшее положение перед началом переговоров с ЕС, которые рано или поздно состоятся.
Трампу Европа нужна для совместной борьбы против Китая. Европе нужна торговля с Китаем, чтобы удовлетворить потребности своего населения. Китаю нужна Европа как рынок сбыта, особенно в свете разворачиваемой Пекином программы «освоения Африки», в которую Поднебесная хочет инвестировать, чтобы превратить «черный континент» в новую мировую фабрику. То есть, проделать тот же трюк с африканцами, что когда-то Европа (и Штаты) проделали с Китаем.
Европе нужны США, чтобы совместно финансировать Украину (и войну на ослабление России), но Трамп хочет снять со Штатов денежные обязательства в этой сфере и переложить их на Брюссель. При уже имеющихся у ЕС проблемах, описанных выше, это будет широким и решительным шагом к новому кризису в европейской экономике.
Вот такой запутанный кубок, в котором для Евросоюза куда ни кинь – все клин.
Вечером 9 января фон дер Ляйен и председатель Европейского совета Антониу Кошта разместили в соцсетях одинаковые послания, в которых отмечается, что они полны решимости укреплять трансатлантические связи.
«Мы рассчитываем на позитивное взаимодействие с новой американской администрацией, основываясь на наших общих ценностях и интересах, – цитирует их Financial Times. – В сегодняшнем неспокойном мире Европа и США сильнее, когда они вместе».
Очень похоже на современное переложение восклицания Плохиша: «Возьмите меня с собой! Я же вам помог! Я же ваш, буржуинский!» Возьмут, конечно. Но, как говорил незабвенный Остап Бендер «за каждый скормленный вам витамин я потребую от вас множество мелких услуг».
Давайте будем реалистами: договор о гарантиях безопасности в Европе – не более, чем мечты. Не имеющие под собой никакой почвы. Договор этот подписан не будет, даже если Европа очень сильно этого захочет: действия Трампа говорят о том, что его план – разрушение ЕС. В западном мире должен быть один гегемон, формула Make America great again недвусмысленно указывает, кто это. Всем остальным странам Запада предписано, жертвовать собой ради поддержки его величия. Европейская экономика никогда больше не должна составлять конкуренцию американской, технологии, промышленность, мозги и финансы – все это из Европы должно бежать в США. Это – мысли и позиция Трампа, да и глобалистской элиты вообще. В руководстве ЕС об этом плане знают, понимают, что долго сопротивляться не смогут, но рассчитывают произвести сдачу так, чтобы выторговать себе какое-то теплое местечко. Только и всего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий