Для Молдавии - таки да, точно!
Русофобия становится всё дороже и неподъёмнее для Республики Молдова. Только за 10 дней нового года принципиальная позиция официального Кишинёва по газовому вопросу обошлась стране в 15 млн евро.
Покупка электроэнергии в Румынии стала дорогим удовольствием, которое Кишинёв в целом вряд ли может себе позволить в текущем положении. Если все так и останется, то это обойдется нашей стране почти в 500,0 млн, дополнительных, долларов.
Но такова цена - нет, не “свободы”, как сейчас пытаются нас убедить представители власти – а тотальной зависимости Республики Молдова от внешних партнёров.
На данный момент – от руководства Еврокомиссии, потому что победа Дональда Трампа на президентских выборах в США переносит цитадель мирового либерализма и русофобии из Вашингтона в Брюссель.
Задушить в “дружеских” объятиях Экономический эксперт Вячеслав Ионицэ как-то назвал период 2011-2014 гг. “золотой эпохой внешней финансовой помощи”. Если брать в целом, это вообще была “золотая эпоха” взаимоотношений Республики Молдова с Европейским союзом. Именно 2011-2014 годы, а не 2022-2024-е, когда РМ получила статус страны-кандидата на вступление и официально начала переговоры о присоединении к ЕС.
Тогда европейские чиновники Молдову всячески обхаживали, одаривали милостями, восхищались “историей успеха”, предоставили наряду с Украиной и Грузией безвизовый режим, несмотря на неготовность этих государств, ну и, конечно, щедро подпитывали Кишинёв, Тбилиси и Киев финансово.
В 2011-2014 гг. РМ получила 13,1 млрд леев внешней помощи, из которых 71% были грантами, и только 3,76 млрд леев - кредитами. А в 2014 году гранты достигли рекордного уровня в 3% от ВВП. В Евросоюзе не скрывали причин своей щедрости – как заявил в 2015 году тогдашний председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, безвизом и соглашением об ассоциации после майдана в Киеве Брюссель сигнализировал России, что собирается высвободить бывшие советские республики из сферы влияния Москвы и привлечь их в свою орбиту.
Сейчас, когда Республика Молдова уже плотно зависла в этой “орбите”, а к власти в стране приведены “правильные” политики - воспитанники соросовских структур, отношение к официальному Кишиневу со стороны Брюсселя резко изменилось.
На публике это по-прежнему широкие улыбки, дружеские похлопывания по плечу и уверения во всесторонней поддержке, на деле – жёсткий политический диктат и полное переформатирование структуры внешней финансовой помощи, что трактуется режимом PAS как «свобода».
Согласно данным, которые, ссылаясь на официальные источники, представлял экономический эксперт Вячеслав Ионицэ, внешняя финансовая поддержка, полученная правительством Молдовы в 2022 году, возросла до 17,7 млрд леев (920 млн долларов), что стало новым рекордом по сравнению с предыдущим, установленным в 2021 году (на 400 млн долларов или на 80% больше).
Власти за рост зарубежной помощи себя хвалят и объясняют это “поддержкой внешними партнёрами проевропейского вектора политики правительства Молдовы”. Но из всей этой рекордной внешней поддержки гранты сейчас составляют только 20-25% предоставляемых сумм, остальные 70-75% - это кредиты. То есть молдавская модель дотационной экономики постепенно трансформируется в модель дотационной экономики с существенной долговой зависимостью. Что касается политического диктата со стороны Брюсселя и, до недавнего времени, Вашингтона, то достаточно вспомнить, как менялась позиция официального Кишинева в ходе военного конфликта между Россией и Украиной.
4 марта 2022 года президент Майя Санду объявила, что РМ не будет присоединяться к санкциям против России.
Она подчеркнула, что “Молдова осуждает агрессию Российской Федерации против Украины”, но “мы должны действовать хладнокровно и прагматично в этой ситуации, а не поддаваться эмоциям. Негативный эффект от санкций против России ударил бы по самой Молдове, санкции означали бы определенные потери для наших экономических агентов, которые экспортируют в Россию свою продукцию”.
1 апреля 2022 года Санду вновь подтвердила, что Кишинёв не будет присоединяться к санкциям, потому что “дестабилизация никому не поможет”.
“Оставив страну без энергоресурсов и дестабилизировав ситуацию здесь, в Молдове, мы не поможем никому: ни Молдове, ни Украине, ни нашим партнёрам на Западе”, - сказала президент.
Оценивая действия молдавских властей, международный эксперт Лев Вершинин тогда заявил: “Отдаю должное госпоже Санду – она до сих пор крутилась, как политическая супергимнастка, уступая, в чём может, чтобы это не навредило, конечно же, ей и её карьере, но и Молдове. Она всё понимает, но при этом она в тисках обстоятельства и обязательств”.
Однако уже через полгода молдавские власти начали колебаться.
А после 2023 года “обстоятельства и обязательства” оказались сильнее - официальный Кишинёв “прогнули”, и Республика Молдова присоединилась к большинству антироссийских санкций.
Позже Майя Санду объясняла это тем, что “если бы мы не присоединились к санкциям против России, то наша банковская система и сфера экономики подверглись бы изоляции на международном уровне”.
В итоге к 2025 году Республика Молдова – один из самых русофобских постсоветских прокси ЕС.
И если три года назад Майя Санду вполне разумно говорила, что присоединение к антироссийским санкциям может поставить под угрозу поставки газа Молдове, не причиняя при этом особого вреда России, а “мы не можем оставить нашу страну без природного газа и электричества – ради наших граждан, ради 100 тысяч беженцев, 50 тысяч из которых - дети”, то сегодня, сделав всё, чтобы разорвать соглашение с “Газпромом” и отказавшись вести переговоры с Киевом о продлении транзита природного газа, потому что “это неудобно по моральным соображениям”, власти даже поощряют нас сидеть без газа, света и тепла. Ведь так мы проявляем “солидарность” с воюющей Украиной, ну и платим цену “за свободу”. Потому что Еврокомиссия Урсулы фон дер Ляйен – куратора и наставницы президента Республики Молдова Майи Санду, личные тёплые отношения с которой так любит демонстрировать глава государства - выступает за полный отказ от поставок российского газа через Украину и за компенсацию этих объемов за счёт совместных закупок странами сообщества через Европейскую энергетическую платформу, которой управляет ЕК.
А раз Еврокомиссия против, полностью зависимому от неё Кишинёву остаётся только взять под козырёк, несмотря на все издержки в виде экономической и гуманитарной катастрофы в Приднестровском регионе, и возможного повторения сценария 2022 года с высокими тарифами на энергоресурсы, галопирующей инфляцией, обнищанием населения, банкротством бизнеса и серьёзными проблемами в госбюджете на правом берегу.
При этом мало кто говорит о том, что под угрозой гибели находятся уникальные промышленные и энергетические объекты левого берега Днестра, с которым мы планируем объединиться и которые в настоящее время, практически, составляют единое экономическое пространство Республики Молдова. К примеру, важнейшими компонентами молдавской строительной отрасли являются Рыбницкие металлургический комбинат и цементный завод.
Для строительства таких предприятий нужны инвестиции от 1,2 до 1,5 млрд долларов. В Днестровске находится одна из крупнейших в Европе Кучурганская ГРЭС. Для строительства подобной электростанции необходимы инвестиции от 2,5 до 3,0 млрд долларов.
То же самое касается уникальных тираспольских «Тиротекс» и «Электромаш», а также целого ряда других уникальных предприятий.
Мы, молдавский народ, это должны потерять из-за полной несамостоятельности и простого упрямства, а также стремления «доминировать» над кем-то актуальной власти Республики Молдова? ,
В не намного лучшем положении, вследствие резкого роста тарифов на электроэнергию и газ, находятся и предприятия на правом берегу Днестра.
Зайти не в ту дверь…
Окончательно и бесповоротно приняв сторону Брюсселя, даже в ущерб собственным национальным интересам (что после референдума 20 октября было закреплено в Конституции), официальный Кишинёв получил весь политический максимум от своей зависимости – статус страны-кандидата на вступление и начало переговоров о присоединении к ЕС.
Это потолок, выше которого, скорее всего, не перепрыгнуть, какие бы иллюзии о вступлении в Евросоюз к 2030 году не строили в Кишинёве.
Между тем мир стремительно меняется.
Происходит настоящий “переворот” в балансе сил. Россия запустила процесс ослабления гегемонии Запада, благодаря чему “Глобальный Юг” получил возможность стать важным актором формирования нового многополярного мирового порядка, в котором США останутся лишь одним из центров силы.
В этих условиях роль Евросоюза, не без собственных усилий теряющего три составных части своего процветания – дешёвый газ из России, дешёвые товары из Китая и военный зонтик США – как мирового игрока будет только падать.
И в ЕС это прекрасно понимают: как говорил бывший глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, Европейский союз рискует потерять способность быть полноправным игроком на мировой арене, превратившись в объект политики мировых держав. Чтобы не дать ЕС превратиться в объект глобальной политики, в интересах Брюсселя сейчас поддерживать напряжение на континенте - европейским элитам нужна война.
Поэтому Брюссель не слишком заинтересован в мирных планах Дональда Трампа и прекращении конфликта на Украине.
Война нужна европейским элитам и по другой причине: при урегулировании конфликта на Украине сразу на первый план выйдут внутренние острые проблемы ЕС, которые пока удается гасить, отговариваясь войной и необходимостью поддерживать Киев, “спасающий Европу от российской угрозы”.
Ни для кого не секрет, что сегодня во главе Европейского союза находится “партия войны”. О своих планах перевести ЕС на “режим военной экономики” председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен говорит давно, а ключевым пунктом её предвыборной программы при переназначении на эту должность был пункт о превращении Евросоюза в оборонный союз и значительное увеличение расходов на оборонные нужды.
По планам Еврокомиссии, переход ЕС от экономического союза к военному должен завершиться к 2029 году. И в этих планах есть место и Республике Молдова. “Пришло время для Европы вновь действовать коллективно. Это общая ответственность не только для европейских избирателей, но и для всех тех, кто выступает под европейским флагом – от Киева до Кишинёва, от Тбилиси до Западных Балкан”, - говорится в предвыборной программе Урсулы фон дер Ляйен
“Политические принципы для следующего состава Европейской комиссии 2024-2029”. Грузия от этих планов уже вежливо отмежевалась, попутно рассказав, что её в своё время усиленно подталкивали к открытию “второго фронта” против России.
А вот в Западных Балканах или в Молдове, если так решат европейские элиты и “глобальная партия войны”, вполне может рвануть.
Недаром РМ в последние годы так активно накачивают оружием. А из уст украинских и молдавских политиков, пропагандистов и провластных экспертов в последнее время опять звучит мысль, что сейчас наступил благоприятный момент, чтобы “деоккупировать Приднестровье”.
Пару лет назад международный эксперт Лев Вершинин говорил, что “реальность такова, что к Санду приезжают серьёзные гонцы от серьёзных сил. На неё давят и, как я смотрю, уже ломают, а запас прочности не так уж велик”.
Устоят ли молдавские власти, если на них будут давить на этот раз?
Под занавес 2024 года в прессе появилось сообщение Службы внешней разведки России о том, что Кишинёв якобы готовит военную операцию против Приднестровья.
Но учитывая, что при PAS Молдова, окончательно, потеряла свой суверенитет, эта операция (если такие планы действительно вынашиваются) готовится явно не в кишинёвских кабинетах.
Так что политические плюсы от безусловной преданности официального Кишинёва внешним партнёрам и его русофобии закончились.
Дальше – только минусы, которые при самых негативных сценариях могут обернуться войной и потерей молдавской государственности. Поэтому в обществе опять актуальным становится запрос на третью, “патриотическую” политическую силу.
Однако проблема в том, что, помимо того, что наше общество инфантильно и инертно, на эту политическую силу будут давить как изнутри (все инструменты для этого PAS себе законодательно уже подготовила), так и снаружи.
Брюссель просто отменит выборы в Молдове, если его не устроят их результаты, как это уже произошло в Румынии и, как это возможно, произойдет в ФРГ в феврале, если на них победит партия “Альтернатива для Германии”
****
Комментариев нет:
Отправить комментарий