США потребовали от Ливана вернуть сброшенную на Бейрут бомбу

24 ноября во время удара по лидерам «Хезболлы» в Ливане израильская авиация сбросила восемь бомб GBU-39/B, и одна из них не взорвалась. Фото: af.mil/wikimedia.org
24 ноября во время удара по лидерам «Хезболлы» в Ливане израильская авиация сбросила восемь бомб GBU-39/B, и одна из них не взорвалась.
Сбой детонации – редкая история и практически худший сценарий для специалистов. Неразорвавшаяся GBU-39/B – это, по сути, конструктор из новейших американских технологий, к которым Вашингтон никого подпускать не собирался. Когда стало ясно, что бомба уцелела, в Белом доме попросили Бейрут вернуть ее незамедлительно. Заодно признав: если «Хезболла» (а значит и стоящий за ней Иран) доберутся до секретных компонентов боеприпаса, то очень скоро похожее изделие может появиться на вооружении иранской армии.
Но вся история – не только о технологиях. «Хезболла» тотчас представила инцидент как свидетельство очередного вмешательства США и Израиля в суверенные дела Ливана. В Бейруте же стоят перед нелегким выбором: вернуть бомбу – значит выглядеть вассалом Америки, оставить – значит рисковать получением санкций.
ПЕРВЫЙ ПОСЛЕ ГЕНСЕКА
Удар, вызвавший скандал с бомбой, наносился по южному пригороду Бейрута, где находились члены руководства шиитской группировки. Погибло четыре человека, 28 получили ранения. Главной жертвой стал начальник штаба «Хезболлы» Хейсам Али Табатабаи, фактически второй человек в движении.
Он вступил в «Хезболлу» еще в 1980-е годы, прошел все войны, прослыл опытным и решительным бойцом. В сирийском конфликте налаживал логистику на границе, потом в Дамаске вместе с иранцами руководил развертыванием ополчения и операциями против террористов. Фактически превратил движение в одного из ключевых игроков в Сирии.
Табатабаи также командовал элитным спецподразделением «Радван» и во многом сформировал его нынешний вид. После эскалации палестино-израильского конфликта в 2023 году стал главой оперативного отдела «Хезболлы»: под его командованием были все полевые командиры.
После гибели в прошлом году в результате израильского авианалета генсека «Хезболлы» Хасана Насраллы Хейсам Али Табатабаи оказался одним из немногих выживших лидеров организации и мог стать новым генеральным секретарем, но отказался. Табатабаи предпочел заняться восстановлением военной инфраструктуры группировки на юге Ливана и модернизацией арсеналов.
«Хезболла» почти сразу признала его гибель, заявив о нарушении договоренностей, но воздержалась от ответной атаки и не раскрыла, кто займет его место. Ливанские власти выступили куда жестче: они обвинили Израиль в игнорировании суверенитета и угрозе мирным жителям, напомнили о продолжающейся оккупации нескольких населенных пунктов и использовании силы в обход перемирия. Президент Жозеф Аун призвал мировое сообщество усилить давление на Тель-Авив, указав на его действия против мирной инфраструктуры и миротворцев ООН.
ЗАТРОНЕТ УКРАИНУ
GBU-39/B была принята на вооружение ВВС США в 2006 году. Ее главная особенность – раскладывающиеся крылья. Как только бомба отделяется от истребителя, она превращается в снаряд, несущийся со скоростью более 2000 км/ч, а затем, после раскрытия крыльев, переходящий в «тихое» планирование. При массе около 130 килограмм бомба пробивает почти метр железобетона и ложится в цель с точностью до нескольких метров.
Список стран, где она стоит на вооружении, не слишком велик: США, Израиль, Италия. Но потом GBU-39/B всплыла и на Украине. Когда американцы поняли, что свободных HIMARS под рукой немного, а запросы незалежной растут, в Пентагоне предложили использовать GBU-39/B. Но запускать ее не с боевого самолета, а с земли.
Для этого бомбу присоединили к списанному, но вполне рабочему ракетному двигателю. Эта связка летит на 150 км, после чего бомба отделяется и планирует планирует еще сотню километров. Главное – дешевизна. США наклепали около 30 тысяч таких бомб, по цене примерно 40 тысяч долларов за штуку: это в четыре раза меньше, чем самый простой боеприпас для HIMARS.
Именно тут и появляется неприятный вопрос, который беспокоит Белый дом: что если целая GBU-39 попадет через Иран или другие каналы в руки российских или китайских инженеров? Ее малозаметность, композитные материалы, систему коррекции можно копировать или использовать для модернизации собственных боеприпасов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий