Главный итог выборов 25 октября на Украине — это провал партии президента Зеленского «Слуга народа», которая получила рекордно низкое число голосов
В крупнейших городах кандидаты от Зеленского в мэры даже не вышли во второй тур. За полтора года «зеленцы» нивелировали все свои феерические результаты, полученные на президентских выборах.
То есть изначальный цивилизационный раскол Украины не преодолен. Страна возвращается к противостоянию двух полярных сил — партии войны и партии мира, представленных сейчас порошенковской «Евросолидарностью» (ПЕС) и «Оппозиционной платформой — За жизнь!» (ОПЗЖ). Запад и Юго-Восток (иными словами Новороссия). Берег правый, берег левый.
Есть и исключения — в основном в центральной Украине, где в ряде областных центров «слуги» получили хороший результат. Также хороший показатель у «Слуги народа» в Ужгороде. Но и в этих городах у них много голосов отобрали партии вроде «За майбутне» и местные проекты.
Похожая ситуация и в родном для Зеленского Кривом Роге — там вырвавшиеся на первое место «слуги» набрали почти столько же, сколько конкурирующий с ними блок местного городского головы Юрия Вилкула.
Специалисты, экстраполирующие нынешние результаты на возможные выборы в Верховную раду, приходят к выводу, что зеленские «слуги» становятся лишь третьей партией в стране, уступая и «ОПЗЖ», и «Евросолидарности».
Косвенно о разгроме партии власти говорит и рекордно низкая явка, около 37%. На местных выборах 2015 г. она составляла 46,6%. Это свидетельствует о разочаровании избирателей — прежде всего в партии, которой чуть больше года назад доверилось более 70% населения (тогда явка была 49%). В основном именно ее избиратели голосовать и не пришли.
Вес и значимость новоизбранных мэров и депутатов местных советов будут велики. Голосование, прошедшее 25 октября, стало первым после того, как в стране прошел первый этап реформы децентрализации. В рамках этой реформы Киев передал органам местного самоуправления немалые полномочия и ресурсы.
Для проведения местных выборов по всей Украине было открыто 29 тыс. избирательных участков. В ходе голосования украинцы избрали 22 областных совета из 24 (без Донецкого и Луганского), 119 районных советов, а также советы почти полутора тысяч объединенных территориальных общин — базовых административных единиц Украины.
Действующий мэр Харькова Геннадий Кернес одержал в первом туре победу на выборах главы города с результатом 57,9%. На втором месте — кандидат от партии «ОПЗЖ» крупный бизнесмен Александр Фельдман, набравший чуть больше 12% голосов избирателей.
Необычность харьковской ситуации состоит в том, что с момента экстренной госпитализации мэра 14 сентября его никто не видел и не слышал.
Тогда стало известно, что на фоне осложнений, вызванных коронавирусом, Кернес находится в коме в берлинской клинике «Шарите». С тех пор от лица Кернеса выступает его первый заместитель Игорь Терехов, периодически заявляющий о стабильном состоянии Геннадия Адольфовича. Терехов заявил, что действующий мэр Харькова уже уведомлен о том, что он вышел в лидеры на прошедших выборах. Вскоре харьковчанам обещают показать видеообращение переизбранного городского головы, а затем и явить возвращение Кернеса в Харьков.
Некоторые наблюдатели сочли, что Кернес набрал голосов меньше, чем бывало прежде, однако «мэр в коме» жителями Харькова по-прежнему явно считается эффективным управленцем и хозяйственником с сильной профессиональной командой, поскольку при нем, несколько лет сидящем в инвалидной коляске, городское хозяйство работает как часы, город становится все краше и признан лучшим для проживания.
А вот действующий мэр Одессы Геннадий Труханов не смог одержать победу на выборах градоначальника в первом туре, получил 34,4% поддержки избирателей. Во втором туре конкурентом Труханова станет кандидат от партии «ОПЗЖ» Николай Скорик, который получил 17,93% голосов избирателей. Кандидат в мэры от Зеленского, комик-патриот из «Джентльмен-шоу» Олег Филимонов (помните это лицо в одесской команде КВН?) — «в далеком пролете».
В Одесском горсовете вообще расклад интересный. «Партия Шария» заняла пятое место, чуть отстав от «Европейской солидарности» Порошенко. Зеленские «слуги» — на третьем месте с результатом в 15%. А первое и второе места буквально поделили партия Труханова «Доверяй делам» (23,77%) и «Оппозиционная платформа» (22,38%).
Локальные партии — их еще называют «партии мэров» — показали хороший результат. Единственными крупными городами, где на первое место вышла общенациональная политсила, оказался Львов (там победила порошенковская «Евросолидарность»), Николаев (там победила «ОПЗЖ») и Кривой Рог (там на первом месте «Слуга народа»).
В Харькове лидирует политическая власть действующего мэра Г. Кернеса, за которой следует политсила Медведчука:
Блок Кернеса — 39,52%;
«ОПЗЖ» — 16,99%;
«Слуга народа» — 12,39%;
«ЕС» — 9,17%;
«Партия Шария» — 6,41%;
«Блок Светличной» — 5,42%.
Показательна реакция свидомитов на результаты голосования в устойчиво несвидомом Мариуполе. Уже в комментариях к публикации результатов экзитполов «патриоты» обвинили мариупольцев и жителей двух крупных городов Юго-Востока в предательстве и выборе «жидвы и ваты». «Мало бомбили!» — пишут про мариупольцев свидомые.
Меж тем следует иметь в виду, что региональные партии в основном не смогут самостоятельно сформировать большинство в горсоветах и облсоветах. Нужно будет работать с общенациональными партиями. Хотя есть и исключения — например, в Винницком горсовете «Европейская стратегия Гройсмана» набрала 50%.
А если говорить о перспективе парламентских выборов, то ситуация для них сложная, потому что следующую Верховную раду будут избирать по пропорциональной системе. И местные элиты не смогут, как раньше, двигать своих людей по мажоритарке. Значит, им нужно будет вливаться в общенациональные партии. И это уже сейчас будет создавать базу для коалиционных слияний — пока что на уровнях местных советов.
Среди кандидатов в мэры Киева лидировал действующий городской голова Виталий Кличко с результатом 47,8%. Второе место с результатом 9,62% — у экс-главы города Александра Попова, который представляет партию «ОПЖЗ».
Попов был киевским мэром во время президентства Януковича — в 2010–2013 гг. В свое время для Майдана он был одним из главных врагов, а после 2014 г. стал фигурантом уголовного дела о его разгоне. Сегодня вменяемые люди вспоминают, как во время его руководства КГГА открывались станции метро, строились новые развязки. То есть при Попове делалось все то, что практически не делается при Кличко.
Логичен был бы второй тур с Кличко и Поповым, однако в связи с низкой явкой на избирательных участках осталось много неиспользованных бюллетеней и были опасения, что их «вбрасывали» на протяжении ночи «специально обученные спортсмены», дабы протянуть Кличка в мэры уже в первом туре. Подозрительные «подсчеты» шли в Дарницком, Соломенском и Шевченковском районах Киева. Из избирательного штаба Кличка был вброс информации об «альтернативном подсчете», по которому боксер набрал 50,9% голосов.
В киевский горсовет проходят семь партий. Лидирует кличковский «УДАР» с результатом 21,3%. «Жена Порошенко, ставшая рекламным лицом кампании своего невменяемого супруга», то есть «ПЕС», — 18%. «Слуги» набрали меньше 9%. «Оппозиционная платформа» впервые преодолевает пятипроцентный барьер в Киевсовет (7%).
Итак, впервые со времен Майдана в столице Украины появится политическая альтернатива нынешнему курсу. И, кстати говоря, в Киевсовете уже не будет партии «Свобода», которая ранее была флагманом националистического крена в столице.
И все же в связи с очень высоким процентом голосов за Кличко можно, пожалуй, говорить об углублении интеллектуальной и духовной деградации киевлян.
Украинский политик и блогер Анатолий Шарий отмечает: «Я знал, что столица Украины по своим политическим пристрастиям давно превратилась в часть Львовской области, но я не думал, что настолько. Поражает, как эти “киевляне” в первом поколении идут голосовать за Кличко-мэра, а потом еще рассказывают тем из горожан, кто поддерживает других кандидатов, что им стоит уехать из столицы».
Меж тем Шария порадовало, что «Нацкорпус» и прочие подобные политические силы, вроде «Правого сектора» (запрещен в РФ), получили по 0,3% голосов. «Это показательно. Я всегда говорил, что радикалы на Украине в подавляющем меньшинстве. Их мало, но они вонючие. Теперь подождем, когда “Нацкорпус”, наконец, начнут сажать».
Неожиданностью стал результат «Партии Шария», которая прошла в местные советы в 90% районов, где участвовала, — в Одессе, Харькове, Николаеве и так далее.
По итогам кампании можно сделать вывод, что «слуг» «Оппоплатформа» на Юго-Востоке обыграла. «ОПЗЖ» взяла весьма приличный процент и потому может претендовать на вхождение в правящую коалицию в советах многих городов.
Отдельно скажем про социологический опрос по пяти вопросам, предложенным народу Зеленским, также проходивший в день выборов. И хотя соцсети множественно наводнили фотоснимки этих испорченных бюллетеней, с матерными комментариями избирателей, все же в целом четырем из пяти вопросов народ сказал «да». Согласно данным, 81% респондентов поддержал идею пожизненного заключения за коррупцию в особо крупных размерах. 95% проголосовали за сокращение количества нардепов в Верховной Раде с 450 до 300.
70% поддержали легализацию каннабиса в медицинских целях. Поддержали право Украины на использование гарантий безопасности, определенных Будапештским меморандумом, для восстановления ее государственного суверенитета и территориальной целостности — 78%. А вот создание свободной экономической зоны на Донбассе поддержали лишь 45%.
Политолог Александр Зубченко делает три вывода из результатов прошедших выборов.
Первый: от Зеленского устали еще быстрее, чем от Порошенко. Продолжение политики «гетьмана» привело к закономерному результату. Теперь «слуги» имеют непропорционально большое представительство в Раде, которое вообще не соответствует реальным раскладам. «Зеленские» и «порохоботы» превращаются в электоральных аутсайдеров.
Второй: весьма вероятная победа «Оппозиционной платформы» в номинации «Партийные местные выборы» и над «слугами», над «порохоботами» говорит о возвращении «политического маятника». Не очень уверенно, но он таки качнулся в другом направлении.
И третий: Киев остается самым упоротым мегаполисом нации, опережая даже Львов. Почти половину мест в городском совете поделили между собой «ударовцы» и «порохоботы». Это диагноз. И Кличко, скорее всего, останется мэром на второй срок, что заставляет задумываться об особенностях распространения олигофрении в мегаполисах с высокой плотностью населения.
Еще один украинский политолог, Владимир Скачко, итог выборов видит в том, что «слуги народа» хоть и треснули, а в их среде наметился очередной раскол, но происходит это пока в рамках парадигмы, заданной внешними кураторами и их политтехнологами.
И у власти на Украине и в центре, и теперь на местах все равно сохраняются так называемые «майдауны» — политсилы, которые отвечают за неоколонизацию страны и так или иначе выполняют поставленную кураторами задачу — превратить «демократию на Днепре» в покорный и безропотный лимитроф коллективного Запада. Со всеми вытекающими из этого последствиями — от распродажи собственности в «нужные» руки до использования страны в качестве возможного полигона для провокаций (в том числе военных) против России.
Сам раскол майдаунов на порохоботов Порошенко и «слуг» Зеленского в 2019 году — это был первый такой хорошо спланированных раскол майдаунов, чтобы обновить их политический «интерфейс» и убрать из него одиозные хари.
Сейчас наблюдается та же картина — нужен новый раскол и обновление с вливанием свежих кадров. Люди уже плюются при упоминании Зеленского и его собачьих парикмахеров, но голосуют за него по привычке и от безысходности. В итоге случился новый апгрейд уже на местном уровне. За исключением редких городов и регионов местные советы не будут иметь монобольшинства, и все победители вынуждены идти на создание правящих коалиций. Но с обязательным участием либо ПЕСа порохоботов, либо «слуг», либо и тех, и других. С одной целью — пока не допустить реванша «ОПЗЖ». Такова пока установка внешних кураторов — сдерживать «путинских пророссийских». Вот и будут коалиции с одинаковыми участниками, но в разной пропорции и конфигурации: местные силы, ПЕС и «слуги».
Кураторы наметили и готовят уже и обновление в среде «слуг», — убежден аналитик. Он заключает: еще страшнее для Украины, что на этих выборах и особенно после них в жизни страны столкнутся две взаимоисключающие тенденции. Центр в Киеве, ведомый внешними кураторами, будет стремиться по их заказу и себе во благо построить действенную неоколониальную вертикаль власти сверху донизу, а ему будут противостоять региональные элиты, заинтересованные в ослаблении влияния центра. В тех регионах, где «зеленые слуги» потерпели заметное поражение, началась явочная, если хотите, ползучая федерализация. Не так спасение, как стремление регионов, городов и даже сел выжить самостоятельно, без обычно дурацких директив из Киева. И ориентируясь на тех партнеров внутри страны и за ее пределами, которые реально выгодны.+
Внешние же кураторы продолжают строить неоколониальную власть на Украине по франшизе демократии в несколько этапов. Сейчас начался заключительный этап — нужно закрепить свою победу и создать неоколониальную вертикаль сверху донизу. Чтобы никто и рыпаться не смел. А не получается — регионы сопротивляются.
И потому внешние кураторы сегодня пытаются снова сбить свой «актив» из напуганных порохоботов, колющихся «слуг», соросят, ветеранов, патриотов и прочих уличных отморозков.
Михаил Слободской, Столетие
Комментариев нет:
Отправить комментарий