На заседании Комиссии сейма Польши по национальным меньшинствам заместитель руководителя лемковского общества «Руська бурса» Дамьян Трохановский упрекнул польские власти в нарушении положений закона о национальных и этнических меньшинствах.
Нарушение, по мнению Трохановского, заключается в том, что в рамках поддержки лемковского меньшинства Варшава снабжает деньгами украинское меньшинство. Не имеют права на финансирование в рамках поддержки лемков те, кто не считает себя исключительно лемком, а «украïнство» должно быть выброшено из «лемкiвства», заявил Трохановский.
По его мнению, украинские организации в Польше работают на украинизацию лемков, уничтожение их самобытных черт и «обесценивают какие бы то ни было проявления функционирования лемковского сообщества». Они склоняют лемковские организации признать лемков субэтнической группой украинцев и официально выдвигают тезис, что лемковские организации – это разновидность украинских организаций, лемковская культура – разновидность украинской культуры, лемковский язык – разновидность украинского языка. В существовании лемков они видят для себя угрозу, констатировал Трохановский.
Ведущей украинской организацией, работающей на лемковском направлении, является Объединение лемков «Ватра» г. Здыня Малопольского воеводства. Лемков эта организация рассматривает так же, как поляки – силезцев. Силезия – самый западный регион Польши у границы с Германией. Часть местного население призывает Варшаву признать их отдельным народом, а силезский говор – отдельным языком. Варшава, понятно, отказывается это делать, считая силезцев силезскими поляками, и не более.
Для «Ватры» есть украинцы-лемки, но нет просто лемков. Так же, как для украинского национализма нет закарпатских русинов, а есть украинцы-русины, хотя ни один исторический документ не знает такого этнонима. Его выдумали киевские пропагандисты в 1990-х, и такого народа как украинцы-русины до ХХ века в природе не существовало.
В конфликт вступило министерство внутренних дел и администрации (Ministerstwo Spraw Wewnętrznych i Administracji) Польши, заявив, что закон о нацменьшинствах не ограничивает идентификацию одной идентичностью и признаёт двойную идентичность по типу украинцы-лемки. В «Руськой бурсе» считают это неправильным.
Кстати, о названии «Руська бурса». Организации с таким названием появились в восточных регионах Польши в конце XIX века, а буквально через несколько лет, в 1901 г., появилась так называемая бурса украинская. Она учреждалась в противовес «Руськой бурсе» для пропаганды украинского национализма среди лемковского населения. Все руские (с одним «с») бурсы были запрещены австрийскими властями в годы Первой мировой, многие студенты арестованы. Украинские бурсы продолжали работать.
Активным деятелем руских бурс был лемковский священник Василий Курилло, в будущем – деятель Русской Народной Республики лемков. В Первую мировую за своё русофильство он был брошен в застенки Талергофа, но это его не сломило. Примечательно, что Курилло был униатом, но считал униатство «руской верой». Полная украинизация униатства и превращение его в домашнюю религию украинских националистов произошли уже в ХХ в.
Современная «Руська бурса» возродилась в 1991 г. и является продолжательницей дела «Руськой бурсы» конца XIX в. Русскость членов «Руськой бурсы» вовсе не такая, как у жителя Вологды или Пензы, но эта русскость не позволяет им некритично принимать украинскую идентичность. Трохановский подчёркивает: лемков-украинцев создал сталинский режим. И это правда.
Уцелевших жителей нынешней Западной Украины, считавших себя русскими, кого не смогли добить польские мучители и австрийские каратели, ждало новое испытание. Взяв курс на создание хоть и дружественного, но отдельного от русских украинского народа (политика так называемой коренизации), Советы записывали в украинцев всех русинов, лемков, бойков без учёта их мнения. За чересчур активное сопротивление можно было угодить за решётку. Украинцы как нация были созданы большевиками, и это неоспоримый факт.
Сегодня в Польше и на Украине коммунистическая власть объявлена преступной. Значит, и создание ею украинцев не должно по логике вещей признаваться законным. Кого-то из карпатских русских тогда репрессировали, кому-то запретили писать и говорить о том, что в Карпатах живут тоже русские. Как, например, львовскому преподавателю Василию Ваврику, узнику австрийских застенков и видному галицко-русскому деятелю. Ему принадлежит стих «Я – русин»: «Я русин был и русским буду, пока живу, пока дышу…».
Лемки в Польше не хотят быть больше украинцами, потому что изначально их записали украинцами насильно. В ходе переписи населения в 2011 г. 10 тыс.граждан Польши назвали себя либо чистыми лемками (5,6 тыс.), либо украинцами-лемками. В 2021 г. перепись населения проведут опять, и лемковская община в Польше намерена максимально мобилизовать своих сторонников записываться исключительно лемками, а не лемками-украинцами.
Надо признать, что польские лемки действительно отличаются от польских украинцев. Во-первых, в письменном варианте лемковского говора есть буква «ы» как в современном русском языке, а иногда встречается буква «Ѣ» как в дореформенном русском языке. В украинском таких букв нет.
Во-вторых, некоторые лемки за свою верность Руси и православию отдавали жизни и причислены к лику святых. Например, священник Максим Горлицкий (Сандович). Его расстреляли австрийцы на глазах у отца и беременной жены. Перед смертью о. Максим крикнул: «Да живёт Святое православие! Да живёт Святая Русь!». Максим Горлицкий причислен к лику святых (Собор галицких святых). По иронии судьбы, он родился в Здыне, где сегодня организация «Ватра» убеждает местных лемков, что они не лемки, и уж тем более не русские, а проживающие в Польше самостийные украинцы.
На фото: Фестиваль «Лемківська ватра», г. Здыня в Польше
Валентин ЛЕСНИК
Комментариев нет:
Отправить комментарий