Экзотическая концепция стратегического неядерного удара может сыграть ключевую роль в американских планах восстановления своего пошатнувшегося глобального доминирования
На состоявшемся накануне брифинге начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Валерия Герасимова для иностранных военных атташе была вновь поднята тема возрастания военной угрозы, которую российский представитель связал, в частности, с развитием «неядерных средств поражения».
«[Это] оказывает существенное влияние на баланс сил, давая одной из сторон преимущество в применении стратегических вооружений. Возрастает роль неядерных средств поражения, обладающих большой дальностью действия, высокой точностью и могуществом боевого оснащения», – отметил генерал. Применение этих средств позволяет решать задачи, которые ранее могли быть выполнены только с применением ядерного оружия, напомнил Герасимов.
Так совпало, что одновременно с этим брифингом В.Герасимова американский конгресс рассматривает доклад министерства обороны США, посвященный, по сути, той же тематике «неядерных средствам поражения» — «Доклад Конгрессу об обычных быстрых глобальных ударах и баллистических ракетах большой дальности».
Такое совпадение дает нам основания констатировать, что к данной тематике вновь привлечено повышенное внимание в двух главных мировых военных державах.
В этой связи следует подчеркнуть и явную разницу в подходах. Российский военачальник, упоминая об этом виде наступательного оружия, не стал говорить, что речь идет о системах стратегического назначения. И это вполне объяснимо. Россию, прежде всего, беспокоит угроза, связанная с развитием таких средств нападения на оперативно-тактическом уровне, непосредственно вблизи ее границ. И для этого есть серьезные основания в связи с предстоящим принятием на вооружение США и некоторыми их союзниками неядерных высокоточных баллистических и гиперзвуковых ракет театра военных действий.
Однако в американском докладе акцент сделан именно на стратегических неядерных вооружениях. И это вряд ли случайно. На первый взгляд, Пентагон, вроде бы, в очередной раз отправляется в забег по замкнутому кругу, притом, что все предыдущие попытки такого рода дали нулевой результат. Можно, конечно, сказать в этом связи что-нибудь «глубокомысленное» вроде – «Ну вот и пускай себе бегают, растрачивая попусту время и деньги».
И действительно, за почти двадцать лет «творческих изысканий» на почве «быстрого глобального неядерного удара», найти выход из тупика, порожденного самой сутью этой концепции, американцы так и не смогли. Именно поэтому они, например, были вынуждены отказаться от уже сверстанного в 2007 году плана переоснащения части своих баллистических ракет подводного базирования «Трайдент-2» неядерными боеголовками. Российские исследователи уже тогда констатировали заведомую несостоятельность этой идеи:
«У экспертов нет единого мнения о причинах отказа Соединенных Штатов от программы переоснащения БРПЛ «Trident-II». Существуют две точки зрения. Первая: удар подобными ракетами мог быть воспринят другими ядерными державами (прежде всего Россией) как начало ядерного нападения и вызвать ответный удар по США.. Вторая: боезаряды для таких МБР были маломощными и дорогими, что не отвечало формуле «стоимость — эффективность» (с этой проблемой столкнулась в ходе Второй мировой войны Германия, чьи баллистические ракеты «Фау-2», вызывая панику и поражая отдельные объекты, не могли причинить реального ущерба стратегическому потенциалу Великобритании ввиду маломощности используемых боезарядов). Решить подобные задачи можно было с помощью как КР, так и самонаводящихся на цели авиабомб, что обошлось бы значительно дешевле для бюджета США»
С тех пор, практически ничего не изменилось. Россия и Китай, по-прежнему, не станут разбираться, какие именно боеголовки (ядерные или обычные) запущены с американских подводных лодок и ответят всей своей ракетно-ядерной мощью. А эффект самого удара нескольких ракет с обычной взрывчаткой для таких гигантских стран, как РФ и КНР, и вовсе будет ничтожным.
Означает ли это что овчинка не стоит выделки и тему можно спокойно закрыть? Вроде бы, да. Одно только немного смущает.
«Бюджетный запрос Пентагона на 2021 финансовый год продолжает демонстрировать значительное увеличение финансирования программы обычного быстрого удара ВМС (CPS). В 2019 финансовом году эта программа, которая финансировалась через общий счет Министерства обороны, получила 278 миллионов долларов. Военно-морской флот получил 512 миллионов долларов на эту программу в 2020 финансовом году и запросил 1,1 миллиарда долларов на 2021 финансовый год; Конгресс санкционировал 1,03 миллиарда долларов. Бюджетный запрос свидетельствует о продолжающемся увеличении финансирования в течение следующих пяти лет, причем в период с 2021 по 2025 финансовый год на программу было выделено 5,3 миллиарда долларов. Это свидетельствует о растущем приоритете, придаваемом программе в Пентагоне и растущем интересе Конгресса к продвижению программы и её развертыванию.»
Америка, конечно, страна богатая. Но ведь там и деньги считать умеют! На этом фоне, пять с лишним миллиардов долларов, якобы выброшенных Пентагоном на ветер (а это только стартовый этап финансирования программы «обычного быстрого удара»), согласитесь, выглядят несколько странно. Что-то здесь явно не так.
Позволю себе в этой связи высказать некоторые предположения. Все равно ведь американцы нам всей правды не скажут.
Очень похоже на то, что выход из вышеупомянутого замкнутого круга в Пентагоне все же нашли. И заключается он в окончательном понимании категорической невозможности играть в такие неядерные игры с полноценными ядерными державами, вроде РФ и КНР, которые могут не понять специфического американского юмора и «жахнуть» в ответ главным ядерным калибром.
Иначе говоря, речь идет об использовании концепции «обычного глобального удара» исключительно против государств, заведомо не способных нанести по территории США серьезный ответный удар. То есть объектами такого нападения могут быть только неядерные государства с ограниченными военными возможностями.
Пока я никаких Америк не открываю. Ровно о том же самом говорят и доктринальные выводы российского министерства обороны:
«Политике «с позиций силы» давно привержены США. Недавно опубликованный ими «Обзор ядерной политики» еще раз это подтверждает… В нем еще раз подчеркнуто традиционное американское стремление доминировать на всех ступенях «лестницы эскалации», в том числе:
на глобальном уровне с опорой не только на стратегические наступательные силы (СНС), но и на растущие боевые возможности глобальной системы противоракетной обороны (ПРО);
на региональном уровне с возможным применением нестратегического ядерного оружия (НСЯО);
в локальных войнах с неядерными противниками с возможным нанесением быстрых / молниеносных глобальных ударов с использованием в том числе стратегического неядерного оружия (СНЯО).»
А вот теперь начинается самое интересное! Для чего нам необходимо ответить на два главных вопроса:
— Почему американский интерес к этой довольно старой концепции вновь так обострился именно в последнее время?
— Чего именно США намерены добиться, реализовав на практике концепцию «обычного глобального удара»?
Ответ на первый ключевой вопрос видится в том, что США в настоящее время переживают крайне болезненный процесс общей ломки своих, казавшихся ранее совершенно непогрешимыми, военно-стратегических «истин» и способов практической реализации соответствующих концептуальных доктрин. Не влезая слишком далеко в дебри, скажу только, что классическая для девяностых годов прошлого века схема наказания Америкой непокорного «государства-изгоя», в основе которой был массированный удар крылатыми ракетами «Томагавк» (Ирак, Югославия, Афганистан), в настоящее время уже, практически, не работает. Причин тому две:
— Резко возросшие за последние двадцать лет возможности большинства государств мира по уничтожению хваленых американских «Томагавков», которые как были, так и остались в основе своей тихоходными, низколетящими ракетами, которые нельзя сбить, разве что, из рогатки. Последние остатки былой славы этого «вундерваффе» сгорели на сирийском аэродроме Шайрат, который почти сто «Томагавков» не смогли вывести из строя больше чем на сутки. При этом, две трети из них вообще не долетели до цели.
Таким образом, бывшее главное стратегическое пугало американского империализма против большинства строптивых держав мира перестало кого-либо серьезно пугать. Между тем, это едва ли не главная дубинка США в любых региональных разборках! Так что повод призадуматься у американцев был.
— Кроме того, существенно возросшие возможности многих стран по обороне своих берегов сделали очень проблематичным приближение к ним американского флота, вооруженного этими «Томагавками». Дальность этих КР не превышает двух тысяч километров, что, с учетом необходимости держаться подальше от негостеприимного берега, делало их, мягко говоря, весьма неэффективным и недальнобойным оружием.
И это был второй повод для пентагоновского начальства схватиться за голову. Это я к тому, что их столь настойчивые попытки реанимировать «обычный глобальный удар» и очень серьезные деньги, выделенные на эту программу, на пустом месте возникнуть не могли. Ситуация явно оценивалась в Пентагоне как очень тревожная, если не сказать хуже.
Именно в этих условиях высшее руководство США вновь вернулось к идее размещать обычные боеголовки на стратегических ракетах. Нам, вроде бы, особо волноваться не о чем. Ибо для того, чтобы запустить такие сложносочиненные «девайсы» в нашу сторону, надо быть самоубийцей по вышеуказанным причинам.
Но есть как минимум одна страна, которая в этом смысле может представлять для Вашингтона очень большой интерес. Речь, разумеется, об Иране.
Во-первых, размещение на подлодках неядерного стратегического оружия позволит американцам наносить удары по этой стране вообще не подходя к ее берегам. при необходимости прямо от побережья США.
— Во-вторых, такая «Длинная рука» позволит Америке осуществлять такие удары в любой момент, не тратя подчас очень дорогого времени на обязательное прежние годы стягивание к его берегам большого количества надводных и подводных кораблей. Что же касается ограниченного количества таких неядерных МБР у США, то ведь и сам Иран не такой большой, как Россия и критически важных объектов у него намного меньше.
Оба этих фактора могут обеспечить американцам весьма существенные оперативные преимущества перед Ираном, особенно в начальной фазе конфликта, которая, во-первых, может застать Тегеран врасплох, во-вторых, может привести к практически мгновенному поражению ряда важных объектов управления и инфраструктуры и в, третьих, абсолютно безопасна для США в плане ответного удара по их территории. У Ирана таких военных возможностей просто нет.
И теперь о самом главном — о стратегических целях подобной войны. Речь в данном контексте не идет о давней и хорошо известной вражде в историческом треугольнике США-Израиль-Иран. Это само собой разумеется. Однако этот вечно враждебный фон сам по себе не может рассматриваться, как гарантия неизбежности такой войны. Все мы видим как указанные страны годами и десятками лет маневрируют вроде бы на краю пропасти, но никто пока туда не упал.
Более того и нынешние экстренные приготовления США к пресловутому «обычному глобальному удару» как то не очень вписываются в практически вечную израильскую и англосаксонскую нелюбовь к персам.
Здесь должен быть некий дополнительный драйвер, который действительно может оказать решающее влияние на стратегические планы США. И такой драйвер у них как раз сейчас обнаружился.
Речь о том, что США объективно слабеют. И соотношение сил в этом мире явно меняется не в пользу глобальной англосаксонской империи. Это фундаментальный факт, мириться с которым западные гегемонисты категорически не желают. И, следовательно, будут искать любую возможность, чтобы поправить свои дела и улучшить перспективы. Средство для этого известно с древнейших времен. То, что называется «маленькой победоносной войной».
В данном случае маленькая, конечно, относительно. Но фактом является то, что на действительно большую войну – с Россией и Китаем, или даже с ними по отдельности, Штаты уже явно не тянут. Но победная война им от этого становится только нужнее. Цель очевидна. Такая гарантированная победоносная военная кампания будет иметь колоссальное психологическое и. следовательно. военно-политическое значение. Ибо позволит Соединенным Штатам вновь продемонстрировать всему миру, в том числе Росси и Китаю, уже порядком подзабытое этим миром военное могущество, пускай даже в ограниченных масштабах. А это в свою очередь позволит Америке вновь навести железную дисциплину в рядах своих союзников и вассалов, которые, на фоне перманентных американских «фэйлов» последних лет, стали куда менее стройными, а разброд и шатание практически повсеместными. Между тем, «стройность» этих рядов едва ли не главное условие сохранения англосаксонского господств на этой планете.
И, конечно же, эта акция может задумываться как очень мощный и недвусмысленный сигнал Москве и Пекину о том, что с Америкой следует считаться всерьез и ставить под сомнения её полномочия глобального диктатора явно преждевременно. В общем, это может стать центральным событием в наверняка замышляемой Западом стратегической контратаке.
Так что игра для Америки явно стоит свеч. А Иран страна именно того формата, который позволит США показать свою военную мощь, не очень рискуя фатальными для себя последствиями. Вот тут-то американская концепция так называемого «обычного глобального удара» может оказаться просто незаменимой. Очень похоже на то, что именно из такого понимания состояния и перспектив развития обстановки в мире исходят Пентагон и американский конгресс, не жалеющие миллиарды на такое вроде бы пустое занятие, как оснащение межконтинентальных ракет неядерными боеголовками. Янки деньги считать умеют. И в данном случае также не намерены бросать их на ветер.+
Юрий Селиванов, специально для News Front
Комментариев нет:
Отправить комментарий