четверг, 31 августа 2017 г.

Америку вылечит новый Вьетнам: кандидат — Украина

Министр обороны Украины Степан Полторак вручает награды американским военным. Фото: ukranews.com
Часть 3 (окончание)
В начале июня 2014 года на сайте Института Брукингса была опубликована статья его старшего научного сотрудника Клиффорда Гэдди и профессора экономики Университета штата Пенсильвания Барри Икеса «Могут ли санкции остановить Путина?». В те дни, когда против России вводились первые экономические ограничения, и за полтора месяца до введения секторальных санкций эксперты предсказали провал политики Запада.


Гэдди и Икес напомнили читателям о том, как русские раньше преодолевали экономические трудности, об их высоком болевом пороге, о мотивации на защиту жизненно важных национальных интересов, предупредили о мерах, которые предпримет Россия, и которые сделают ее более независимой, менее либеральной и менее уязвимой для «демократизации» по западному образцу. «С нынешним подходом мы проиграем битву и вряд ли выиграем войну», — заключили свой прогноз экономисты. Но было в их аргументации и нечто тревожащее.
«Да простят нам несколько уничижительную метафору, но экономика России напоминает таракана — примитивного и несовершенного во многих отношениях, но обладающего невероятной выживаемостью даже в самых враждебных условиях», — писали экономисты. Встревожило здесь то, что приведенная цитата полностью характеризует и… Украину. Экономика Незалежной также оказалась «неубиваемой».
Эта статья — третья и заключительная в серии, тему которой определяет общая часть названий всех трех: «Америку вылечит новый Вьетнам».
В первой части («Америку вылечит новый Вьетнам: Корея и другие кандидаты») мы остановились на трех странах: Северной Корее, Афганистане и Иране, которые сами США явно рассматривают как «кандидатуры» на театр полномасштабного вооруженного конфликта ради подтверждения статуса единственной сверхдержавы.
Во второй части («Америку вылечит новый Вьетнам: кандидаты — Грузия и Карабах») были названы два других государства: Украина и Грузия, а также конфликт вокруг Нагорного Карабаха, где в свою очередь США предложили России подтвердить статус «региональной державы». Предпринимаемые Россией шаги на карабахском и грузинском направлении (украинское подробно не рассматривалось) свидетельствуют о том, что РФ заинтересована в достижении своих целей преимущественно политическими методами. В нанесении США политического поражения, в победе «дипломатического Вьетнама».
В этой части рассматривается возможность аналогичного разрешения украинского вопроса.
Тем, кому сравнение с тараканом покажется оскорбительным, Гэдди и Икес предложили другое: «Возможно, более подходящее сравнение — автомат Калашникова, низкотехнологичный и дешевый, но работающий безотказно». А вот оно показывает, где заканчивается сходство между Россией и Украиной. Концерн Калашников предлагает сегодня не только стрелковое оружие, но также беспилотники и средства их подавления, штурмовые катера и электромотоциклы для полицейских, а таракан… ему и люди не особенно нужны.
Социально-экономическая деградация Украины, скорее всего, необратима. «Неубиваемость» будущей «великой ГМО-аграрной державы» обеспечивается тем, что после резкого обвала первых трех — четырех лет деградация будет продолжаться достаточно медленно. Достаточно для того, чтобы те, кто не вписывается в новую реальность, приспосабливались, уходя «в тень», эмигрировали, вымирали, наконец.
«Вишенками» на таком «торте» будут Киев и четыре — пять областных центров, еще не потерявших статуса «кормовой базы» элит — политиков-бизнесменов. При них, а также от международных фондов кормятся «активисты» всех видов от «антикоррупционеров» и «волонтеров» до «защитников мовы» и «ветеранов всех котлов», люто конкурирующие на «патриотической» ниве. Одни умудряются конвертировать «патриотизм» в окологосударственный статус, другие почти полностью мутировали в частные армии политиков-бизнесменов и в банальные «крыши» (разница между первыми и вторыми условна). Еще есть «внутренние экономические эмигранты», преимущественно IT-специалисты, занятые в собственных и большей частью в иностранных проектах. А также косвенная и прямая обслуга — от торговли автомобилями до торговли телом.
Продолжат худо-бедно существовать и атрибуты государства: законодательные, исполнительные и судебные органы. Во всяком случае до тех пор, пока в «серую зону» не уйдет хотя бы розничная торговля. Потому что важнейший атрибут государства — налоги: от 18% НДФЛ и 1,5% «военного сбора» до 20% НДС, заложенных в цену каждого товара на столе айтишников и остальных «элитариев».
При победившей концепции пенсионной реформы, при которой неработающие пенсионеры исчезнут как социальная группа, численность населения Украины ни в 30, ни 25, ни в 20 млн — не кажется нижним пределом.
Уменьшение пайки и устранение лишних ртов будет постоянно смягчать последствия падения экономики. Со времен древнего Рима почти все болезни лечили кровопусканием и пиявками. Сама гипертония или подагра при этом никак не лечилась, но симптомы на какое-то время отступали. И каждый раз пока не схлопнется сердце, можно будет говорить о наступившем «оздоровлении» украинской экономики.
Уже говорится. Как объяснил в начале августа глава Минсоцполитики страны, если немцы тратят на еду меньше 15% доходов, а украинцы — 50%, то причина вовсе не в том, что средняя зарплата немца в 10 раз больше, чем у украинца, а в том, что украинцы любят сытно поесть, культура питания низкая.
Важно, что на другие нужды помимо питания украинцы все еще тратят остальные 50% доходов. В таких условиях рассчитать, когда «схлопнется сердце» невозможно: ведь позволяет же себе средний украинец «Киевский торт» по праздникам. А можно перейти на немецкие торты — всего в пол-ладони: ресурс дальнейших «реформ» огромен. Вот такая «неубиваемость экономики» по-украински.
Миром принудить Киев к выполнению Минских соглашений невозможно. Новая жила, которую, кажется, начали прощупывать на Банковой для внешнего потребления: Порошенко будет тянуть с Минском-2 до президентских выборов (март 2019 года, «всего-то через полтора года»), но уж потом точно начнется выполнение. Но это сродни обещаниям Порошенко для внутреннего потребления — привести украинцев в НАТО и ЕС в течение второго срока.
Расчеты на «Майдан-3» также несостоятельны. Протест подавляется в зародыше, на Украине успешно сложилась так называемая «спираль молчания» («Я против, но поступаю и говорю так, потому что так поступает и говорит большинство»). Ее не могут прорвать отдельные, еще не криминализированные протесты украинцев.
Действительное отношение украинцев к тому, что они поддержали и чему позволили свершиться, стало понятно еще в первую годовщину «Евромайдана», когда отмечать «славную дату» вышел не пресловутый «миллион» киевлян, а всего 5 тысяч — столько теней в камуфляже насчитал телеканал ГромадскеТВ, впрочем, не показав ни одного крупного плана. Неудивительно, что произошло полное огосударствление «торжеств» в последующие годовщины. Неуважение к символам государства и к «героям АТО» (к тем из них, кто кичится статусом карателя) повсеместны.
На одном из событий такого рода следует остановиться подробнее. В середине июля этого года владелец кафе Trattoria Fabrizio в Запорожье опроверг сообщения о том, что он уволил работников за нежелание обслуживать гостей на украинском языке. Фабрицио Кошче объяснил украинским СМИ, что никого не увольнял, а лишь перерегистрировал предприятие, т. е. закрыл старое и открыл новое, куда и пригласил любимых работников. Пригласил с повышением зарплаты, но при условии обслуживания гостей на украинском.
«Они начали мне ставить свои условия и сказали: „Мы бы пришли к вам, если бы не вот это требование насчет украинского языка…“», — заявил ресторатор, и тут же добавил, что те, кому он только что предлагал остаться, «не подходили нам и по другим параметрам». Кошче, конечно же, смог набрать подходящий персонал и теперь «повалили клиенты». «На второй день нам заказали два банкета. Было такое, что пара стояла на входе и ждала, пока освободится столик», — похвастал ресторатор.
Что тут скажешь? Если бы глава СБУ Василий Грицак не был придурком (определение дано главой правительства РФ Дмитрием Медведевым ввиду заявления персонажа о взрывах в Брюсселе в марте прошлого года как об «элементе гибридной войны России»), то на следующий день мятежные официанты, повара и уборщицы публично признавались бы в том, что их уволили за кражу ложечек, за плевок в суп, за домогательства к клиентам, за криворукость, наконец.
Потому что эта коллективная акция может иметь только два объяснения. Либо в кафе Trattoria Fabrizio сплошь патриотичного Запорожья засела ячейка сепаратистов, которая своим демаршем глупо саморазоблачилась, либо неприятие политики этноцида в этом областном центре Новороссии носит массовый характер.
Дончанин, написавший на ступенях городского сада: «Мариуполь — русский город!», или те три подростка в Славянске (один из них львовянин), которые отказались встать при исполнении гимна, без преувеличения герои. Важность же события в Запорожье в том, что на акцию неповиновения пошел целый трудовой коллектив, вряд ли связанный родственными или особо дружескими отношениями. Это отражение общественных настроений типичного областного центра Новороссии.
А особенная важность — в реакции украинских СМИ, увидевших только наказание «сепаров», и СБУ, недооценившей политическое значение события. Произошло это потому, что и те, и другие подсознательно понимают: протест русских украинцев (украинцев с русской идентичностью) против этноцида — факт, а образование «украинской политической нации» — блеф неонацистов.
Вероятно, понимают это лучше многих российских аналитиков, опасающихся «украинского подполья», которое встретит «русские танки». Подполье есть, но не то, о котором говорят киевские пропагандисты. И не дай бог, если «русские танки» задержатся: в этом случае зачистка новороссийских и многих украинских городов от свидомой нечисти силами подполья примет очень грубые формы.
Но еще и еще раз: ни экономический коллапс, ни мирные протесты украинцев с преступным киевским режимом не покончат. Без военной составляющей данный конфликт не завершить.
Проблема в том, что именно здесь время работает против России.
Уже несомненно, что на Украине отрабатывается некая новая форма сближения с НАТО (или с планируемой военной структурой Евросоюза): натовские инструкторы плотно обосновались сначала на Яворовском полигоне Львовской области, а затем и на нескольких других до Харькова включительно. Департамент оборонной политики и планирования Международного секретариата НАТО каталогизирует силы и средства ВСУ с целью создания подробных рекомендаций по их приведению в соответствие со стандартами альянса. Создана «миротворческая» литовско-польско-украинская бригада — пока с раздельной дислокацией на территориях стран участниц, но с регулярными совместными учениями. В Очакове США строят «военно-морской оперативный центр» для несуществующих ВМС Украины. Реальные очертания приобретает сделка по поставке ВСУ американских «Джавелинов».
Нет смысла обсуждать, каковы могут быть следующие шаги в этом направлении: перенос штаба «миротворческой» бригады из Люблина во Львов (а почему тогда не в Киев или Днепропетровск?) или строительство «военно-воздушного оперативного центра» для ВВС Украины в Борисполе или в том же Днепропетровске. Направленность очевидна.

Критическая масса натовских объектов и военных, находящихся на территории Украины на законных основаниях, — например, в соответствии с соглашениями Киева, Варшавы и Вильнюса — создаст крайне опасную ситуацию. Даже если инициатором провокации против ДНР/ЛНР или России станет Киев (скажем, руками полка «Азов» или подобной неонацистской структуры), ответные меры, случайными жертвами которых станут польские или литовские военные, могут быть расценены как акт агрессии в соответствии со статьей 3d определения агрессии ГА ООН-1974 года: «Нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства». В 2008 году нападением на российских миротворцев агрессию совершила Грузия, а полторы сотни натовских служащих неслись к «Красному мосту» (граница с Азербайджаном), «давя кур и не щадя клаксонов». Побегут ли они на этот раз, большой вопрос.
Пронацистский режим на Украине — не помеха. Если кто-то считает верхом цинизма США обучение и вооружение в течение нескольких лет «умеренных оппозиционеров», которые сразу после пересечения границы Сирии переходили на сторону «неумеренной» (вариант: «нападали неизвестные, грязно ругались, больно били, а оружие отняли»), то он жестоко ошибается.
В мае этого года Конгресс США проголосовал за законопроект об ассигнованиях Пентагону, который предусматривает возможность предоставления военной помощи киевскому режиму на $ 150 млн. Одно из условий: «Средства, предоставляемые в соответствии с этим законопроектом, не могут быть использованы для поставок вооружений, проведения подготовки или оказания любой иной помощи батальону „Азов“».
В переводе на общепонятный язык: «Украина — страна демократическая, но в составе ее Национальной гвардии есть полк, подразделение специального назначения, воинская часть МВД № 3057, о котором мы, конгрессмены, знаем, что это нацисты, садисты и террористы. Поэтому мы вам даем деньги, но вы как-то так финансируйте свое МВД, чтобы именно эти деньги на „Азов“ не тратились. Мы проверим, у нас все номера банкнот записаны». О том, что «Азов» — фетиш, персонифицирующий проблему, тогда как такие же военные преступления совершали и совершают другие подразделения МВД и ВСУ, говорить излишне.
В 1949 году сооснователем НАТО стала салазаровская Португалия. Членом альянса в 1967 — 1974 годах была Греция при диктатуре «черных полковников», устроивших военный переворот и на Кипре. Членом блока была и остается Турция, где уж точно легче пересчитать годы «почти демократии», чем годы диктатур и авторитаризма. «Демократические стандарты» НАТО — миф. Единственный стандарт определяется готовностью подчиняться директивам. Тем более нет никаких препятствий для поиска «хитрых» форм взаимодействия НАТО и Украины без формального атрибута членства последней в альянсе.
Стратегия России в складывающихся условиях, возможно, станет понятна через три недели, по окончании учений «Запад — 2017», по тому, смогут ли Россия и Белоруссия наполнить статус Союзного Государства новым содержанием. Формально учения и возможное новое качество Союзного Государства никак не связаны, но определиться придется.
А еще через месяц грядет не менее важное событие: 17 октября истекает трехлетний срок действия закона Украины об особом статусе Донбасса. Самое понятное решение — продлить действие закона. 23 августа полпред России в контактной группе по урегулированию в Донбассе Борис Грызлов назвал именно этот закон «основой Минских соглашений», а не какой-то другой, который может быть принят в будущем.
«Особый статус — основа Минских соглашений. Поэтому, во-первых, российская делегация ставит вопрос о пролонгации данного закона. Во-вторых, саботаж Киевом вопроса введения этого закона в действие по „формуле Штайнмайера“ тормозит выполнение Минских соглашений в целом. Мы не раз подчёркивали, что сложно решать другие вопросы без прогресса в политическом урегулировании», — довольно резко охарактеризовал ситуацию полпред.
Это напоминает другую историю. 27 февраля этого года главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий поставили Киеву ультиматум, потребовав разблокировать транспортные артерии до 1 марта под угрозой установить внешнее управление на предприятиях киевской юрисдикции. У киевских властей было два дня, чтобы изобрести какую-нибудь внятную стратегию разгона «блокувальников», например, с помощью «третьей силы». Но на следующий день, 28 февраля, Грызлов выступил с настолько резкой критикой бездействия киевских властей, что выбил у них из рук любую возможность вмешаться и не быть обвиненными в «прогибе» перед Москвой. Спокойно наблюдая за беспределом «атошников» и считая, что он контролирует ситуацию, Порошенко попал в западню.
Теперь полпред России на Минских переговорах так же ультимативно требует пролонгации закона об особом статусе Донбасса, накрепко увязывая его с Минскими соглашениями. Остается наблюдать за тем, будет ли российская дипломатия продолжать давление на этом направлении и в каких формах. Насколько «истерично» Россия будет требовать пролонгации, чтобы затруднить ее киевским властям.
Впрочем, особых усилий не требуется: Киев семимильными шагами движется к развязке «минской проблемы».
28 августа представитель президента страны в Верховной раде Ирина Луценко заявила, что законопроект о реинтеграции Донбасса, который впервые на законодательном уровне называет Россию «страной-агрессором» готов «на 99,9%».
«На законодательном уровне будет введено понятие, что Россия является страной-агрессором. Это означает, что Украина имеет право самообороняться. Это еще раз — не война, а самооборона. И это для того, чтобы Международный валютный фонд давал нам средства, это для инвесторов», — заявила супруга такого же одаренного генпрокурора Украины Юрия Луценко.
Став законом такой документ безусловно уничтожит одобренные резолюцией Совбеза ООН Минские соглашения, поскольку в их тексте сторонами конфликта однозначно названы «правительство Украины» и «отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины» (соответственно на линии соприкосновения: «украинские войска» и «вооруженные формирования отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины»). Ни «сепаратисты», ни вооруженные силы третьей страны там не упоминаются.
Строго говоря, вступление в силу закона о «реинтеграции» станет моментом истины. В том самом изначальном испанском значении ‘El momento de la verdad', когда становится ясно, кто станет победителем — бык или матадор.
Россия может проглотить разрыв Киевом Минских соглашений, де-факто признать себя стороной конфликта и существенно ухудшить свое положение: сначала киевские власти, а затем и Запад будут требовать прямых переговоров в формате «Киев — Москва», разумеется, при посредничестве Вашингтона, Берлина, Парижа, поочередно принимающих собственные акты о «российской агрессии».
Но Россия может и в полной мере воспользоваться открывающимися возможностями — возможностями, которые предоставит «открывшийся» Киев.
А именно: заявить об объявлении киевским режимом войны России и предъявить требование немедленной отмены закона. (Мы частично коснулись возможности такого развития событий в материале «Киев объявит России «официальную гибридную» войну. Грузинские уроки«.)
В случае выполнения этого требования предъявить следующее — немедленное исполнение обязательств в соответствии с Минскими соглашениями и в том виде, который будет согласован с «отдельными районами Донецкой и Луганской областей Украины» — ДНР и ЛНР.
Темы следующих требований очевидны — вплоть до привлечения к уголовной ответственности лиц, причастных к развязыванию карательной операции в Донбассе, и лиц, совершивших военные преступления.
Если в Киеве не понимают, что обвинение в агрессии это объявление войны и если там не имеют целью ту, из анекдота («Объявить войну и немедленно сдаться»), то тем хуже для зарвавшихся авторов авантюры.
Поскольку на каком-то этапе требование России не будет выполнено (скорее всего, на первом) — признать независимость Новороссии в открытых границах, т. е. в границах тех областей бывшей Украины, которые в будущем пожелают войти в состав этого нового государства. Так как два региона, ДНР и ЛНР, такое желание уже высказали на референдумах — заключить с их правительствами договоры о взаимопомощи и потребовать немедленного вывода украинских войск с их территории в административных границах бывшей Украины.
Киев не выполнит? Объявить, на каких участках линии соприкосновения и какими средствами поддержки ВКС РФ через 6 часов 00 минут начнется операция Народной Милиции (НМ) ДНР и ЛНР с целью вытеснения агрессора за пределы территории народных республик (в случае активного сопротивления — и далее). В приоритете сохранение жизней не только гражданского населения и бойцов НМ ДНР/ЛНР, но и бойцов ВСУ: впереди у них сложный период переоценки ценностей.
Естественно, Россия, как цивилизованное государство, не сможет остаться безучастной и в том случае, если против антинародного режима выступит и подвергнется угрозе силового подавления население других регионов Новороссии, а также Северщины (Черниговская и Сумская области), русского города Киева, Украины (Полтавская и Черкасская области), Волыни, Подолии, Галиции, Закарпатской и Буковинской Руси.
Сегодня политикум Незалежной с азартом рассуждает о каком-то таком «переформатировании» Украины, при котором ей не пришлось бы выплачивать многомиллиардные долги (известная формула: «Это не мы брали», только уже в отношении не одной России, а всех кредиторов).
 Вопрос решаем: смотри карту. Ну какой изувер от Украины в составе двух-трех областей (Полтавская, Черкасская и возможно Белоцерковская) посмеет требовать $ 114 млрд (на апрель 2017 года)?! Абсурд. Внешний долг равномерно распределяется между территориями бывшего государства? Ну, тогда миру для начала придется признать эти изменения. А это история долгая.
А, ну да. Закон о реинтеграции. Малороссии, Малой Руси. По мере денацификации — сначала Украины, затем тех частей, что лежат за «Крыжопольским меридианом»: Волыни, Подолии, Буковины, Закарпатья и, конечно, Галиции. Больше никаких разделов русских земель с последующим наступлением на грабли.

Альберт Акопян (Урумов)_EADaily

Комментариев нет:

Отправить комментарий