вторник, 31 июля 2018 г.

Трамп – деглобализатор?


Когда-нибудь мир скажет спасибо нынешнему американскому президенту


Похоже, что Трамп совсем озверел от своей торговой политики. Он не только донельзя огорчил Евросоюз, который, по правде сказать, ничего лучшего и не заслуживает, потому что всегда был и по-прежнему остается вопреки воле 90 процентов европейцев сборищем покорных вассалов, но еще и умудрился привести в ярость Китай.

Но для Китая это вовсе не так важно потому, что у него имеется множество других рынков, включая почти всю Азию и, возможно, во все большей степени Европу, ведь она все сильнее ощущает необходимость отделения от США.

Удивительно, однако, то, что на саммите «Двадцатки» в Буэнос-Айресе трамповские министры дали ясно понять, что если Европа не отменит все свои субсидии (речь идет главным образом о сельскохозяйственных) и не снимет недавно введенные ответные пошлины на импорт, то новые торговые сделки даже не обсуждаются. И ничего, что самые высокие субсидии для сельского хозяйства действуют именно в США.


Со стороны и издалека это выглядит как самая бессмысленная торговая война, которую США посредством Трампа ведут против всего остального мира в стиле «Сделаем Америку снова великой».

Сработает ли? Может быть. Динамику нынешних событий предсказать нельзя. Уж во всяком случае ее нельзя предсказать в неолиберальном западном мире, который ранее жил линейно, что по определению всегда было неверно.

Запад и его ключевые финансовые институты – МВФ, Всемирный банк, Федеральная резервная система и Европейский центробанк – осознанно и целенаправленно обманывают общественность, заставляя ее верить в свою статистику и свои предсказания. А они, если заглянуть в историю, всегда были неверны.

Вся жизнь динамична. Но чтобы понять это требуется мыслить независимо. А Запад давно от этого отказался, к сожалению. Поэтому в ответ на последнее продвинутое Трампом торговое фиаско «Группы двадцати» в Аргентине МВФ засучил рукава и заявил, что в результате этого события мировой ВВП снизится как минимум на 0,5 процента. Если даже так и будет, ну и что?

В действительности разыгрывается совершенно иной сценарий, о котором никто не осмеливается говорить. А именно: что может дать мировой экономике возобновленное местное производство и монетарный суверенитет? Ведь это как раз то, что, по словам Трампа, он хочет внедрить для США: местное производство для местных рынков и ради торговли с теми странами, которые уважают взаимную выгоду.

Последнее, конечно, не относится к тем вопросам, которые легко решить при заключении любой торговой сделки с США. Но вот первое представляет собой гигантскую экономическую бомбу. Стимулирование местных экономик через внутренний кредит является наиболее мощным средством увеличения и местной занятости, и ВВП.

Но есть же еще и игра в санкции. Она становится все агрессивнее. Новые санкции против России, против Венесуэлы. Новые тяжелые-претяжелые санкции против Ирана. А европейские марионетки следуют этому примеру, хотя именно они больше всего страдают от тех санкций, которые США вводят против других стран. Это особенно усугубляется из-за глупости или страха. Они просто не могут перестать хвататься за все разрушающую империю, находящуюся на последнем издыхании.

А может быть, все дело в том, что эти фальшивые лидеры в Брюсселе просто куплены с потрохами? Да, я имею в виду – куплены за деньги или за услуги. Это «не от сего мира», поскольку те члены Европейской комиссии, которые отвечают за принятие решений, никем не избирались. А потому они ни перед кем не несут никакой ответственности.

Возьмите пример с Ираном. Трамп и его поденщики – Болтон и Помпео – выступили в адрес каждой нефтяной компании мира с угрозами ввести тяжелые санкции, если те после ноября 2018 года продолжат закупать углеводороды у Ирана. Особенно озаботились нефтяные гиганты Европы – Total, ENI, Repsol и другие. Как следствие они расторгли свои контракты с Ираном буквально на миллиарды евро, лишь бы защитить себя. И, конечно же, акционеров.

У меня была беседа с высокопоставленным руководителем из Total. Он сказал: «У нас нет выбора, поскольку мы не можем доверять нашим людям в Брюсселе. Мы не верим, что они защитят нас от санкций Вашингтона. Поэтому нам придется обратить свои взоры еще куда-нибудь, чтобы выполнить наши обязательства перед клиентами… Но мы не стали покупать американскую дрянь, получаемую в результате гидроразрыва. Мы ведем переговоры с Россией». Вот и все.

Нефтяной рынок Европы оценивается в 20 процентов всего иранского производства. Это то количество, которое с легкостью может принять Китай и другие страны, достаточно крупные (и достаточно смелые), чтобы империя ввела против них санкции. Кое-кто сможет на самом деле перепродавать иранские углеводороды «через заднюю дверь» тем же европейским нефтяным корпорациям, дрожащим от страха перед санкциями.

У Тегерана есть еще одно сильное оружие. И он уже дал ясно понять, что его применит, если США попытаются всерьез ввести блокаду против кого-то, кто будет покупать иранские нефть и газ. Речь идет о перекрытии Ормузского пролива, через который ежедневно транспортируется примерно 30 процентов всех углеводородов, используемых миром.

Примерно половина этого объема идет в США. Это может привести к экспоненциальному росту цены на бензин и разрушить экономики многих стран. Однако более высокие цены будут выгодны для России, Китая и Венесуэлы, именно для тех стран, которые Вашингтон хочет покарать.

Спровоцирует ли этот шаг Ирана прямую агрессию со стороны Вашингтона? Никто не знает, что на уме у тех, кто там греет руки на войне. Ясно только, что такая интервенция не пройдет без соизмеримого ответа со стороны Китая и России.

Но представьте себе и другую часть описываемого сценария. Страны, погрязшие в глобальном хаосе с ярлыком made in the USA, начнут вновь отыскивать свой внутренний интерес, стремиться к суверенитету, к отказу от глобалистской зависимости. Они начнут проводить экономическую политику, имеющую своей целью самодостаточность, полагаться на собственные силы.

Все начнется с производства продуктов питания. Затем они сосредоточатся на научных исследованиях, создадут собственные передовые в технологическом отношении производственные парки.

Яркий пример – Россия. После того, как были введены санкции, Россия отошла от пути страны, тотально зависимой от импорта (это, правда, началось сразу после распада СССР), и перешла на путь самообеспечения продуктами питания и производственной продукцией. Как сказал Путин, санкции были лучшим из того, что случилось с Россией после падения Советского Союза. На протяжении последних двух лет Россия – крупнейший в мире экспортер пшеницы.

Европейцы начали потихоньку возобновлять свою деловую активность на востоке. Европейцы, возможно, наконец-то заметили – не элитарные марионетки из Брюсселя, а большой бизнес и общественность в целом, что их трансатлантическому партнеру доверять нельзя, как и самозваной центральной администрации ЕС в Брюсселе.

Они ищут свои пути. Каждая из европейских стран стремится постепенно отдалиться от ядовитых клыков Вашингтона. В конце концов это будет означать отход от господства доллара, поскольку они замечают, что с точки зрения бизнеса экономика, основанная на долларе, является проигрышным предложением.

А тут еще и BREXIT, наиболее явный шаг в сторону от европейского диктата, «ограничивающего свободу», который представляет собой не что иное, как копию с доллара, пока остающегося главной резервной валютой и средством расчета в международных контрактах.

Движение «Пять звезд» в Италии было создано с теми же целями – отколоться от Брюсселя, освободиться от наручников политики евро. При первой же попытке отойти от евро они были исхлестаны другом евро – итальянским президентом Серджио Маттареллой. Он отказался принять от партнера «Пяти звезд» по коалиции «Лиги Севера» кандидатуру евроскептика Паоло Савоны в качестве министра финансов. Ранее Савона называл вступление Италии в Еврозону исторической ошибкой.

На этом стремление Италии восстановить монетарный суверенитет ни в коем случае не закончилось. Наоборот, это стремление усиливается и обретает большую решимость.

В том же направлении движется и Германия, потихоньку открывая двери Москве и Пекину.

К сожалению, эти шаги имеют мало общего с человеческими отношениями и осознанными намерениями сохранить мир. Они, скорее, диктуются интересами бизнеса. Но возможно, осознание опасности мало-помалу породит изначальную искру в человечестве, объединенном солидарностью.

А что если, приняв во внимание движение в сторону нового самоопределения народов, безумные прыжки Трампа, его скачки из хаоса в хаос, к бесконечной санкционной игре, наказаниям, угрозам в адрес друзей и врагов без разбору поведут к настоящей деглобализации всего мира?

Если это произойдет, тогда мы, 90 процентов населения планеты, должны быть очень благодарны г-ну Трампу, показавшему и открывшему путь свету – свету деглобализации.

Питер Кёнигэкономист (США)
Перевод Сергея Духанова
Справка


Питер Кёниг – экономист и геополитический аналитик, 30 лет проработал во Всемирном банке. Читает лекции в университетах США, Европы и Южной Америки. Его статьи публикуются в Global Research, ICH, RT, Sputnik, PressTV, The 4th Media (China), TeleSUR, The Vineyard of The Saker Blog и других ресурсах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий