Лайнер Ангелы Меркель срочно прекратил полёт и приземлился в Кёльне. Вспоминаем наиболее драматические происшествия и катастрофы с участием самолётов «первых лиц».
«Достанем ублюдка!»: охота на Ямамото
Самый талантливый японский стратег, адмирал Исороку Ямамото, угодил в хитрую засаду заокеанских гайдзинов. Восемнадцатого апреля 1943 года его воздушный конвой перехватили над Соломоновыми островами дальние истребители P-38 «Лайтнинг».
Японцы не ожидали, что вражеские самолёты смогут совершить тысячемильный полёт ради единственной цели — убить Ямамото. Но благодаря взлому шифров разведчики США смогли заранее узнать о том, что Ямамото планирует посетить Соломоновы острова. Адмирал Хэлси обрадовался: «Давайте достанем ублюдка!»
Всего для невероятной миссии отобрали 18 машин, из них четыре — в ударной группе. Причем из-за секретности даже сами пилоты не знали, кого они летят сбивать. С самого старта все пошло не так: один самолёт ударной группы пропорол шину на взлете, у другого топливо не шло к моторам. Но Ямамото все же нашли и сбили. Помимо лучшего адмирала, японцы потеряли два бомбардировщика со всеми, кто был на борту. Американцы — один истребитель.
«Это личная заслуга Леонида Ильича»: как французы не сбили Брежнева
Девятого февраля 1961 года лайнер Ил-18 с Леонидом Ильичом Брежневым (тогда ещё Председателем Президиума Верховного совета, а не генсеком) мирно летел над Средиземным морем в Марокко. Но у побережья Алжира к нему подлетел французский истребитель. И открыл огонь! Причем дважды! В Алжире, тогда французском департаменте, вовсю шла война. Нервы у французов были на пределе. А тут ещё разлетались всякие!
Опытный пилот Борис Бугаев (впоследствии ставший министром гражданской авиации) успел вывести лайнер из-под огня. А срочная радиограмма предотвратила дальнейшие атаки. Брежнев в это время спокойно сидел в своём кресле.
СССР заявил протест, французы назвали случившееся «достойным сожаления инцидентом» и добавили, что «проводят расследование». Однако далее никаких внятных комментариев не последовало. Судя по всему, дело взаимно спустили на тормозах. А ведь вся история мира могла пойти другим путём…
«Год генсеков»: кто убил Дага Хаммаршёльда?
Восемнадцатого сентября того же 1961 года лайнер DC-6B с генеральным секретарем ООН Дагом Хаммаршёльдом на борту разбился в Северной Родезии (современная Замбия) при заходе на посадку. Сейчас всё больше склоняются к мнению, что самолёт был намеренно сбит.
Африка тогда была очень «весёлым» местом — и миротворцев ООН не любил никто. В частности, богатая медью, ураном и алмазами провинция Катанга хотела отделиться от Конго. Западные горнодобывающие компании были в восторге от этой идеи, а миротворцы мешали осуществлению заманчивого проекта. И вполне возможно, что некий боевой самолёт сбил из-за этого «всего лишь» генсека ООН.
Никсон: дорога на Дамаск
В июне 1974 года президент США Ричард Никсон чуть не разделил судьбу Брежнева, а то и Хаммаршёльда. Недавно закончилась очередная война между Израилем и арабскими соседями. В воздухе прямо витало напряжение. Поэтому когда пилот «Боинга-707», на котором Никсон летел в Дамаск с официальным визитом, увидел приближающуюся четвёрку истребителей, он, недолго думая, резко спикировал. Реакцию ничего не подозревавших пассажиров в салоне нетрудно представить.
Оказалось, что это был всего лишь почётный эскорт. Никсон благополучно посетил Сирию и отбыл восвояси. Следующие 20 лет, вплоть до Клинтона, президенты США Дамаск почему-то избегали. Да и теперь не торопятся с визитами.
Тайна Драконовых гор: мозамбикский Ту-134
Девятнадцатого октября 1986 года мозамбикский лайнер Ту-134 с президентом страны Саморой Машелом на борту при посадке в аэропорту Мапуту по непонятным причинам изменил курс и врезался в Драконовы горы, на границе с ЮАР. Из 44 человек на борту погибли 34, включая президента.
Причина произошедшего до конца не ясна — самолётом управлял опытный советский экипаж, все системы были исправны. Ходят слухи, что в районе будущей катастрофы спецслужбы ЮАР установили ложный радиомаяк, и причиной трагедии стал именно он.
«Восток — дело тонкое»: гибель Зия-уль-Хака
Семнадцатого августа 1988 года возле города Лахор в Пакистане разбился C-130 «Геркулес». На его борту находился президент страны Мухаммад Зия-уль-Хак, целая группа высокопоставленных военных и посол США. Выжить не удалось никому. Самописцев на борту самолёта, как ни странно, не оказалось.
Поэтому о причинах катастрофы приходится только гадать. Благо врагов у Зия-уль-Хака внутри страны было предостаточно — от свергнутого им президента Бхутто до националистов и террористов. Однажды его самолёт даже пытались сбить ракетой.
Меркель и саммит
Наконец, 29 ноября 2018 года канцлер ФРГ Ангела Меркель опоздала на саммит G20. Её лайнер уже летел в Буэнос-Айрес, но внезапно развернулся обратно и экстренно приземлился в Кёльне. Оказалось, что системы связи вышли из строя.
К счастью, фрау канцлер избежала участи своих менее везучих коллег. Авиация и политики — убойная смесь. Надеемся, что в будущем полёты как высших лиц государств, так и простых смертных станут безопаснее.
Евгений Белаш
«Достанем ублюдка!»: охота на Ямамото
Самый талантливый японский стратег, адмирал Исороку Ямамото, угодил в хитрую засаду заокеанских гайдзинов. Восемнадцатого апреля 1943 года его воздушный конвой перехватили над Соломоновыми островами дальние истребители P-38 «Лайтнинг».
Японцы не ожидали, что вражеские самолёты смогут совершить тысячемильный полёт ради единственной цели — убить Ямамото. Но благодаря взлому шифров разведчики США смогли заранее узнать о том, что Ямамото планирует посетить Соломоновы острова. Адмирал Хэлси обрадовался: «Давайте достанем ублюдка!»
Всего для невероятной миссии отобрали 18 машин, из них четыре — в ударной группе. Причем из-за секретности даже сами пилоты не знали, кого они летят сбивать. С самого старта все пошло не так: один самолёт ударной группы пропорол шину на взлете, у другого топливо не шло к моторам. Но Ямамото все же нашли и сбили. Помимо лучшего адмирала, японцы потеряли два бомбардировщика со всеми, кто был на борту. Американцы — один истребитель.
«Это личная заслуга Леонида Ильича»: как французы не сбили Брежнева
Девятого февраля 1961 года лайнер Ил-18 с Леонидом Ильичом Брежневым (тогда ещё Председателем Президиума Верховного совета, а не генсеком) мирно летел над Средиземным морем в Марокко. Но у побережья Алжира к нему подлетел французский истребитель. И открыл огонь! Причем дважды! В Алжире, тогда французском департаменте, вовсю шла война. Нервы у французов были на пределе. А тут ещё разлетались всякие!
Опытный пилот Борис Бугаев (впоследствии ставший министром гражданской авиации) успел вывести лайнер из-под огня. А срочная радиограмма предотвратила дальнейшие атаки. Брежнев в это время спокойно сидел в своём кресле.
СССР заявил протест, французы назвали случившееся «достойным сожаления инцидентом» и добавили, что «проводят расследование». Однако далее никаких внятных комментариев не последовало. Судя по всему, дело взаимно спустили на тормозах. А ведь вся история мира могла пойти другим путём…
«Год генсеков»: кто убил Дага Хаммаршёльда?
Восемнадцатого сентября того же 1961 года лайнер DC-6B с генеральным секретарем ООН Дагом Хаммаршёльдом на борту разбился в Северной Родезии (современная Замбия) при заходе на посадку. Сейчас всё больше склоняются к мнению, что самолёт был намеренно сбит.
Африка тогда была очень «весёлым» местом — и миротворцев ООН не любил никто. В частности, богатая медью, ураном и алмазами провинция Катанга хотела отделиться от Конго. Западные горнодобывающие компании были в восторге от этой идеи, а миротворцы мешали осуществлению заманчивого проекта. И вполне возможно, что некий боевой самолёт сбил из-за этого «всего лишь» генсека ООН.
Никсон: дорога на Дамаск
В июне 1974 года президент США Ричард Никсон чуть не разделил судьбу Брежнева, а то и Хаммаршёльда. Недавно закончилась очередная война между Израилем и арабскими соседями. В воздухе прямо витало напряжение. Поэтому когда пилот «Боинга-707», на котором Никсон летел в Дамаск с официальным визитом, увидел приближающуюся четвёрку истребителей, он, недолго думая, резко спикировал. Реакцию ничего не подозревавших пассажиров в салоне нетрудно представить.
Оказалось, что это был всего лишь почётный эскорт. Никсон благополучно посетил Сирию и отбыл восвояси. Следующие 20 лет, вплоть до Клинтона, президенты США Дамаск почему-то избегали. Да и теперь не торопятся с визитами.
Тайна Драконовых гор: мозамбикский Ту-134
Девятнадцатого октября 1986 года мозамбикский лайнер Ту-134 с президентом страны Саморой Машелом на борту при посадке в аэропорту Мапуту по непонятным причинам изменил курс и врезался в Драконовы горы, на границе с ЮАР. Из 44 человек на борту погибли 34, включая президента.
Причина произошедшего до конца не ясна — самолётом управлял опытный советский экипаж, все системы были исправны. Ходят слухи, что в районе будущей катастрофы спецслужбы ЮАР установили ложный радиомаяк, и причиной трагедии стал именно он.
«Восток — дело тонкое»: гибель Зия-уль-Хака
Семнадцатого августа 1988 года возле города Лахор в Пакистане разбился C-130 «Геркулес». На его борту находился президент страны Мухаммад Зия-уль-Хак, целая группа высокопоставленных военных и посол США. Выжить не удалось никому. Самописцев на борту самолёта, как ни странно, не оказалось.
Поэтому о причинах катастрофы приходится только гадать. Благо врагов у Зия-уль-Хака внутри страны было предостаточно — от свергнутого им президента Бхутто до националистов и террористов. Однажды его самолёт даже пытались сбить ракетой.
Меркель и саммит
Наконец, 29 ноября 2018 года канцлер ФРГ Ангела Меркель опоздала на саммит G20. Её лайнер уже летел в Буэнос-Айрес, но внезапно развернулся обратно и экстренно приземлился в Кёльне. Оказалось, что системы связи вышли из строя.
К счастью, фрау канцлер избежала участи своих менее везучих коллег. Авиация и политики — убойная смесь. Надеемся, что в будущем полёты как высших лиц государств, так и простых смертных станут безопаснее.
Евгений Белаш
Комментариев нет:
Отправить комментарий