воскресенье, 9 декабря 2018 г.

Валентин Катасонов. Россия, не жалея сил, помогает своему противнику

Анализ платежного баланса РФ за три квартала 2018 года

Против России с 2014 года Западом ведется жесткая гибридная война, которая в любой момент может перерасти в горячую. Москва делает вид, что отвечает на выпады Запада различными контрмерами. Но именно делает вид. 
По крайне мере на фронте экономической войны я вижу, что Москва играет в поддавки. Я не очень доверяю разного рода заявлениям российских политиков и чиновников, угрожающих Западу теми или встречными санкциями и различными «асимметричными» мерами. Преобладает дешевая риторика, если не сказать словоблудие. Предпочитаю больше полагаться на статистику.


Даже сильно сфальсифицированная российская статистика свидетельствует о том, что мы помогаем Западу деньгами нас уничтожать. Опубликованная Банком России статистика платежного баланса РФ за три квартала текущего года показывает, что игра в поддавки продолжается, причем масштабы явной и скрытой помощи нашим противникам даже нарастают. Возьмем первый раздел платежного баланса, называемый «Текущие операции». В нем самая главная позиция — платежи и поступления по внешней торговле товарами. За три квартала 2018 года товарный экспорт России составил 320,1 млрд долл. Между прочим, за аналогичный период предыдущего года он был равен 305,4 млрд долл. Прирост составил 14,7 млрд долл., или без малого 5%.
Но может быть, форсированный вывоз товаров (60% которого в первые три квартала этого года пришлось на нефть, нефтепродукты, природный и сжиженный газ) был обусловлен тем, что стране надо было закупать машины, оборудование и другие инвестиционные товары, необходимые для индустриализации страны и укрепления ее военно-экономического потенциала? Увы, анализ структуры товарного импорта России опровергает эту версию. При этом общий объем товарного импорта в первые три квартала текущего года составил 183,7 млрд долл.
Получается, что у России положительное сальдо торгового баланса составило гигантскую сумму в 136,6 млрд долл. Зачем России такой избыток? Если говорить коротко, то это деньги, которые из страны разными способами выводятся и представляют собой явную или не очень явную поддержку наших геополитических противников.
Существует три основных канала (или «дыры») вывода этих денег. На одну из таких «дыр» наши СМИ время от времени обращают внимание. Речь идет об экспорте частного капитала из страны. Посмотрим на второй раздел платежного баланса, отражающего трансграничные операции с капиталом (этот раздел называется «Финансовый счет»). Капитал в страну ввозится и вывозится. Разница между ввозом и вывозом образует сальдо движения капитала. Оно у России из года в год (за редкими исключениями) складывается в пользу вывоза капитала. Три квартала текущего года не стали исключением. Чистый вывоз (вывоз минус ввоз) капитала составил 44,2 млрд долл. Примечательно, что за три квартала предыдущего (2017) года имело место некоторое превышение ввоза над вывозом капитала, чистый ввоз составил 1,7 млрд долл. Правда, благостную картину трех кварталов испортил четвертый квартал 2017 года, в результате по итогам прошлого года чистый отток капитала составил 14,2 млрд долл. Парадоксально, но ужесточение экономических санкций против России не стимулирует беглый российский капитал возвращаться на родину, но наоборот, активизирует его бегство из страны. Напрашивается аналогия: крысы бегут с тонущего корабля.
Второй «дырой», через которую деньги утекают из страны, является такая позиция, как «инвестиционные доходы» (они отражаются в первом разделе платежного баланса). Российские экспортеры капитала получают доходы от своих зарубежных инвестиций (инвестиционные доходы к получению).
Иностранные инвесторы в России также получают доходы (инвестиционные доходы к выплате). На протяжении всех лет составления Банком России платежных балансов данная позиция всегда характеризуется существенным (в отдельные годы многократным) превышением инвестиционных доходов к выплате над инвестиционными доходами к получению. Три квартала текущего года не стали исключением. Доходы к получению составили 33,6 млрд долл., доходы к выплате — 63,8 млрд долл. Чистые потери России по этой позиции платежного баланса составили 30,2 млрд долл. Удивительно, но почему-то российские СМИ (даже те, которые специализируются на проблемах финансов и экономики) редко вспоминают об этой «дыре» российского платежного баланса (и всей российской экономики).
Третьей «дырой» является прирост валютных резервов регулятора. Следует иметь в виду, что такой прирост означает вывоз капитала, но не по каналам банков и нефинансовых компаний, а по каналам денежных властей. Размещение валютных средств осуществляется в виде их размещения на счетах иностранных банков и в виде покупки долговых иностранных бумаг. Это, по сути, долгосрочное (или даже бессрочное) и почти беспроцентное (или низкопроцентное) кредитование наших «заклятых друзей».
По итогам первых трех кварталов прирост валютных резервов составил 35,6 млрд долл. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года прирост резервов составил 25,4 млрд долл. И на этом направлении мы видим активизацию процесса вывода финансовых ресурсов за пределы России. В конечном счете в интересах наших «заклятых друзей». Да, СМИ представили как сенсацию тот факт, что Банк России резко сократил свой портфель американских казначейских бумаг (в конце прошлого года было около 100 млрд долл., а летом этого года уже осталось около 14 млрд долл.). Но, как говорится, «от перемены мест слагаемых сумма не меняется». Часть высвободившихся валютных резервов перекочевала на депозиты американских банков, часть — в долговые бумаги американских союзников, часть — в другие финансовые инструменты, содержание которых раскрывается не всегда.
Итак, по трем основным позициям мы получаем сумму оттока финансовых средств из России за три квартала текущего года, равную 110 млрд долл. Это более 80% всего положительного сальдо торгового баланса России за тот же период. Есть еще некоторые, более мелкие «дырки», через которые валюта утекает из России. Например, можно обратить внимание на отрицательное сальдо баланса услуг, которое составило 22,7 млрд долл. Конечно, импорт каких-то услуг на мировом рынке обоснован. Но надо иметь в виду, что часто контракты по услугам, которые российские банки и компании заключают с иностранными фирмами, являются лишь способом выведения денег из страны.
Есть еще такая позиция платежного баланса, как «Ошибки и пропуски». По итогам трех кварталов отток средств по этой статье составил 4,4 млрд долл. Эта статья отнюдь не «техническая», как это пытаются представить финансовые чиновники. Она отражает некоторые операции по нелегальному выведению средств из страны. Из года в год мы наблюдаем, что отклонения в этой так называемой «технической» статье происходят в одну сторону, а именно в сторону оттока капитала (а общая сумма таких односторонних отклонений за многие годы измеряется десятками миллиардов долларов).
Если предположить, что в четвертом квартале текущего года масштабы чистого оттока валютных средств по трем основным выше названным каналам будут соответствовать среднемесячным значениям первых трех кварталов, то мы получим годовую величину оттока, равную 146,7 млрд долл. Я уже на протяжении ряда лет провожу расчеты суммарного оттока валютных средств из России по трем основным каналам (чистый отток частного капитала + чистое сальдо инвестиционных доходов + прирост официальных валютных резервов). У меня в среднем на год получалась сумма около 100 млрд долл. В этом году даже по итогам трех кварталов она уже превзойдена. По итогам всего года будет весьма значительно превзойдена. Очевидно, при такой ситуации трудно надеяться на то, что Россия сумеет эффективно противостоять давлению Запада.
Впрочем, чтобы остановить эту вакханалию разграбления России, не так уж много требуется.
Во-первых, необходимо установление жесткого контроля над трансграничным движением капитала.
Во-вторых, следует прекратить практику наращивания денежными властями страны валютных резервов.
В-третьих, надо переориентировать внешнюю торговлю страны на решение долгосрочных задач экономического развития.
С учетом текущей ситуации в мире России как никогда необходимо проведение индустриализации с тем, чтобы экономика страны была самодостаточной и способной создать надежный военно-оборонный щит. Сохранение нынешних гигантских масштабов экспорта нефти, нефтепродуктов, природного газа, других природных ресурсов может быть оправданно лишь в том случае, если экспортные доходы будут направляться на импортные закупки машин, оборудования, других инвестиционных товаров в целях индустриализации.
И здесь нам есть чему поучиться у самих себя. Напомню, что девяносто лет назад (1 октября 1928 года) стартовала первая пятилетка, которая положила начало индустриализации СССР. Советский Союз, находясь в жесткой финансово-экономической блокаде, тем не менее умудрялся осуществлять на мировом рынке закупки необходимых для индустриализации машин и оборудования. И такой курс оказался верным: к началу Великой Отечественной войны в стране было построено 9600 предприятий. И в экономическом, и в военном отношении СССР оказался готов к отражению врага.
Валентин Катасонов
https://svpressa.ru/economy/article/218401/


Как работает американская система платных информаторов

Как работает американская система платных информаторов | Русская весна
Недавно в США был обнародован очередной доклад Комиссии США по ценным бумагам и биржам Конгрессу США о ходе реализации программы информаторов по итогам 2018 финансового года (SEC Whistleblower Program’s 2018 Annual Report to Congress).
Речь идёт о том, что после финансового кризиса 2007—2009 гг. в США был принят Закон о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей (Wall Street Reform and Consumer Protection Act), или закон Додда — Франка, вступивший в силу 15 июля 2011 г.
Одной из предусмотренных этим законом мер было создание в банках и иных финансовых организациях США института осведомителей (whistleblowers). Значительная часть взрослого населения страны рассматривает информирование государственных ведомств и организаций о нарушениях закона американскими гражданами и иностранцами своим священных долгом.
Резкий всплеск активности граждан США на фронте добровольного информирования властей произошёл после событий 11 сентября 2001 года. Принятый в 2002 году Патриотический акт (Patriot Act) всячески поощрял граждан к тому, чтобы они докладывали в государственные инстанции о фактах и людях, вызывающих подозрение.
Кроме гражданского имеется корпоративное доносительство: сотрудники корпораций докладывают начальству о нарушениях, совершаемых их коллегами внутри компании. Большое распространение в Америке получила категория информаторов, деятельность которых можно назвать бизнес-разведкой. Это сотрудники компаний, банков и иных коммерческих организаций, передающие ценную внутреннюю информацию организации конкурентам.
В конце 1990-х — начале 2000-х гг. в Америке произошла серия крупных скандалов, связанных с фальсификацией финансовой отчётности, злоупотреблениями по части использования забалансовых операций и внебиржевых операций. Особенно широкий резонанс имел скандал с крупнейшей энергетической корпорацией «Энрон», в котором были замешаны многие лица из высших эшелонов власти США.
Реакцией на эти скандалы стало принятие в 2002 г. закона Сарбанеса — Оксли (The Sarbanes — Oxly Act). Закон повысил требования к внутреннему контролю в компаниях, зарегистрированных в США.
Закон 2002 г. не определяет порядок материального поощрения информаторов (whistleblowers), но предусматривает их защиту от руководства компании.
Кроме этого, имеется информирование, осуществляемое агентами государственных организаций. Только разведывательное сообщество в США включает в себя 17 ведомств и организаций (АНБ, ЦРУ, ФБР, разведка министерства финансов и др.). Сведения об этой категории информаторов и об их деятельности засекречены.
Важной разновидностью информирования в США является финансовое доносительство. Самая ранняя форма финансового доносительства — налоговая.
Практика сотрудничества налоговой службы США с добровольными информаторами была узаконена в 1867 г. Всем информаторам гарантирована конфиденциальность за исключением случаев, когда необходимы их показания в суде. В случае перечисления по сигналу информатора недоплаченных налогов в казну информатору выплачивалось вознаграждение.
В 2006 г. в американское налоговое законодательство были внесены поправки, существенно повысившие вознаграждение налоговых информаторов: до 15–30% от перечисленной в бюджет суммы недоплаченных налогов (раньше — от 1 до 15%). Активность налоговых информаторов сразу резко возросла.
Первая попытка поощрения лиц, сообщавших информацию о нарушениях законов участниками финансовых рынков органам, регулирующим эти рынки, была сделана в США ещё в 1930-х гг. 
Законом о фондовой бирже 1934 г. (The Securities Exchange Act 1934) предусматривалось, что лица, предоставлявшие в Комиссию по ценным бумагам и биржам информацию об инсайдерской торговле, могут рассчитывать на вознаграждение в 10% от суммы наложенного на компанию штрафа.
В 1986 г. конгресс принял закон о фальсифицированных требованиях (False Claims Act), позволяющий частным лицам подать от имени государства в суд, в случае если им известно о мошенничестве с бюджетными средствами со стороны подрядчика (фальсификации требований об оплате выполненных работ или оказанных услуг).
Истец (он же информатор, располагающий сведениями о мошенничестве) подаёт заявление в суд с целью защиты интересов заказчика, т. е. федерального правительства.
Правительство проводит расследование всех обвинений, а министерство юстиции анализирует перспективы иска. Если к доказательной базе нет претензий, к производству дела подключаются государственные юристы (что снимает с истца бремя оплаты услуг собственных юристов). В случае положительного исхода дела ответчик обязан возместить государству потери в тройном размере, а также выплатить штраф 5–11 тыс. долл. за каждый факт нарушения закона. Истец имеет право получить от 15 до 25% выигранной при помощи Минюста суммы.
Кризис 2007—2009 гг., который был спровоцирован мошенничествами на рынке ипотечных бумаг, вновь заставил вспомнить об опыте привлечения платных информаторов для стабилизации финансового рынка в 1930-е гг. В законе Додда — Франка предусмотрено, что информатор получает вознаграждение не только за сведения, касающиеся инсайдерской торговли, но и за сведения, раскрывающие любые нарушения участника финансового рынка.
Примечательно, что информатор имеет право не уведомлять о нарушении своё начальство, а действовать сразу напрямую, отсылая сведения в государственные инстанции.
Предусмотрена защита информатора. Он может действовать анонимно, в том числе через юриста, представляющего его интересы. Вознаграждение информатора устанавливается в размере от 10 до 30% суммы, которая будет установлена надзорным органом или судом (компенсации ущерба и штрафы). Есть одно «но», сдерживающее активность потенциальных информаторов: поощрение полагается в том случае, если назначаемая нарушителю сумма превышает 1 млн. долл. Мелкие нарушения финансового регулятора не очень интересуют.
За 2017 финансовый год сумма назначенных нарушителям выплат составила 1,0 млрд. долл., а в истекшем 2018 финансовом году она выросла до 1,7 млрд. долл. Растёт армия информаторов. В 2018 финансовом году было зафиксировано 5282 заявки от информаторов, что на 67% превысило их число в 2012 финансовом году (первый полный год, когда система начала функционировать).
Сумма вознаграждений, полученных информаторами в 2018 году, оказалась рекордной — 168 млн. долл. Для сравнения: в 2016 году она была равна 57 млн., в 2017 году — 50 млн. долл.
Три самых крупных вознаграждения в истекшем финансовом году составили суммы 50 млн., 39 млн. и 33 млн. долл. Все три номинанта имеют отношение к одному нарушителю. Они помогли вывести на чистую воду банк State Street, который был обвинён в покупке валюты клиентами по завышенным ценам.
Всего за период 2012—2018 гг. общая сумма вознаграждений составила 326 млн. долл., а их получателями стали 59 информаторов. С момента запуска системы в 2011 году Комиссии США по ценным бумагам и биржам получила в общей сложности 28 тысяч заявок от информаторов. То есть примерно лишь одна из 500 заявок заканчивалась получением вознаграждения.
Многие из заявок помогли финансовому регулятору лучше понять, что происходит в тех или иных организациях и в ряде случае предотвратить нарушения, инициировав проверки. В 2018 году появилась новая категория заявок, касающихся криптовалют (мошенничество, манипуляции, введение в заблуждение клиентов и т. п.).
География заявителей очень широкая. Основная часть заявок пришла из штатов Калифорния, Нью-Йорк, Техас, Флорида, Нью-Джерси. На информаторов, находящихся за пределами США, пришлось 12% заявок.
Особенно их много из Великобритании, Канады и Австралии. Есть заявки и из России. Среди информаторов, получивших вознаграждение, есть иностранные граждане, их 12 из 59.
И ещё одна особенность программы. Не все заявители являются действующими или бывшими сотрудниками тех коммерческих организаций, где обнаружены нарушения. Часть заявителей — внешние лица и даже те, кто относится к категории специалистов по электронной разведке (добывание информации путем подключения к базам данным и электронным коммуникациям компаний).
30 процентов вознаграждений за время функционирования программы было выдано таким «внешним информаторам». Имена части информаторов, получивших вознаграждения, остаются неизвестными; информаторы предпочитают действовать анонимно.
Дональд Трамп ещё на этапе предвыборной кампании обещал, что сделает всё возможное для того, чтобы ослабить закон Додда — Франка. Пока такого ослабления не произошло, но республиканцы в Конгрессе США готовят соответствующие поправки к закону. Поправки предусматривают отмену системы финансовых информаторов.
Организация финансового информирования в Америке стала предметом повышенного интереса со стороны российских банков и иных коммерческих организаций. Интерес обусловлен тем, что в начале лета 2018 года ЦБ России опубликовал документ «Основные направления развития финансового рынка РФ на период 2019—2021 гг.», где указывается, что Банк России намерен внедрить институт информаторов, аналогичный американскому.
Вот фрагмент этого документа: «Банк России уделяет пристальное внимание повышению доверия инвесторов к финансовому рынку за счет дестимулирования недобросовестного поведения.
В указанных целях планируется развитие соответствующего регулирования, направленного на наделение Банка России необходимыми полномочиями для сбора доказательной базы, внедрение института информаторов (whistleblowers), модернизация системы мер соразмерного наказания». Правда, если судить по документу «Основные направления…», планируемая система не предусматривает вознаграждения финансовых информаторов.
Валентин Катасанов

Комментариев нет:

Отправить комментарий