Телефонный разговор между президентами России и Соединенных Штатов, состоявшийся накануне и посвященный, как указывают официальные сообщения о нем, в первую очередь, «стабилизации ситуации на мировых энергетических рынках», вполне может стать первым реальным шагом к прекращению губительной для экономик обеих стран «нефтяной войны», заканчивать которую, грубо говоря, нужно было еще вчера.
Тем не менее, в этом противостоянии, как и в любом другом, не может не быть победителей и проигравших. Что ж, давайте попробуем разобраться в том, какую из сторон по состоянию на нынешний момент можно считать одерживающей верх и почему.
«Они сошли с ума!» А вы?
Прежде всего, определимся с точным перечнем участников конфликта, из-за которого, по мнению большинства аналитиков, «черное золото» сегодня превратилось в «черный хлам», во всяком случае – исходя из цен на него, выставляемых на мировых биржах. Сводить все дело к столкновению позиций ОПЕК (в первую очередь – полностью определяющей политику этой организации Саудовской Аравии) и России, как это пытаются делать сегодня некоторые эксперты на Западе, было бы совершенно неверно. Легче всего, подобно «умникам», имеющим для любой ситуации простой и неправильный ответ, возложить ответственность на «несговорчивость Москвы», отказавшейся в очередной раз снижать объемы добычи нефти в угоду Эр-Рияду. Первопричина катаклизмов, накрывших мировой рынок энергоносителей, кроется вовсе не в нашей стране и не на Ближнем Востоке. Это как раз Дональд Трамп, в своем стремлении «сделать Америку снова великой», принялся буквально «заливать» рынки совершенно несбалансированными объемами «черного золота», совершенно не задумываясь о возможных последствиях такой бурной экспансии. Да, будем объективны – «джинна» сланцевой нефтедобычи из бутылки выпустил не он, но именно нынешний глава Белого Дома создал для «сланцевиков» режим максимального благоприятствования. В частности, снимая и отменяя все ограничения на добычу полезных ископаемых, введенные его предшественниками: «Бурите, где хотите!» Опять-таки, курс на крайне агрессивную политику вытеснения конкурентов, инструментами которой становились откровенно неэкономические методы, вроде введения санкций и прочих методов политического и даже военного шантажа (как это было, допустим, с Ираном), создали у американских нефтетрейдеров иллюзию того, что более ни с кем они могут не считаться.
Почему бы не наращивать добычу «сколько влезет», рассматривая всех мировых потребителей нефти исключительно как собственных потенциальных покупателей? Именно так они и поступали. Следует вспомнить, что колебания цен на энергоносители начались задолго до эпидемии коронавируса – и именно из-за совершенно хамской и безответственной экспансионистской экономической политики США. Многочисленные попытки ОПЕК корригировать идущие из-за океана нефтяные потоки, снижая собственную добычу, приводили лишь к тому, что нахальные «сланцевики» захватывали все новые и новые рынки. Россия, некоторое время поддерживавшая эту игру, на определенном этапе убедилась в том, что никому, кроме Соединенных Штатов, выгоду она не приносит. Там за время с 2011 по 2019 год объемы выкачивания из собственных недр «черного золота» увеличились в два раза. Более того, обретение Соединенными Штатами статуса чистого экспортера нефти было обусловлено даже не так успехами тамошних «сланцевиков», как буквально вычеркиванию из списка экспортеров Венесуэлы и Ирана посредством введения против этих стран «драконовских» санкций. В Москве прекрасно понимали – кто следующий. Так оно и оказалось – введение ограничений против дочерних компаний «НК Роснефть» стало «первым актом» операции по выдавливанию с мировых рынков уже наших поставщиков «черного золота». В данной ситуации согласие на условия ОПЕК означало бы не просто сдачу позиций, а капитуляцию. На всем этом фоне просто замечательно звучат слова Дональда Трампа, сказанные недавно им в интервью телеканалу Fox News, о том, что «Россия и Саудовская Аравия обе сошли с ума в своей ценовой войне». Так и хочется спросить: а у вас, мистер президент, с психическим здоровьем все в порядке?! Ну с какого перепугу вы решили, что Москва и Эр-Рияд безропотно уйдут с рынков, оставив их в полное и безраздельное пользование вам? Манией величия попахивает, как минимум.
Мы все потеряли что-то на этой безумной войне...
Самое, пожалуй, важное: переговоры о «прекращении боевых действий» и «спасении рядового барреля» были инициированы Вашингтоном, а не Москвой. Кто-то может задаться вопросом: отчего сейчас Соединенные Штаты запросили мира, ведь первая попытка «задвинуть» их чрезмерно активную сланцевую добычу, предпринятая той же Саудовской Аравией в 2014 году, ни малейшим успехом не увенчалась? Ответ лежит на поверхности: пандемия коронавируса. Тогда выжить производителям сланцевой нефти помогла готовность инвесторов и дальше предоставлять им огромные займы, вливать все новые капиталы в добычу. Для того, чтобы сланцевая нефть была рентабельной, цена на ее баррель все так же должна оставаться в пределах между 40 и 60 долларами. Вот только в сегодняшних США, добиваемых эпидемией коронавируса, смерть от которого ста или даже двухсот тысяч человек, по словам того же Трампа, будут еще «неплохим результатом», инвесторы, желающие вкладывать в заведомо убыточный бизнес последние деньги, вряд ли найдутся. Если бы не свалившаяся на мир катастрофа, фактически, вселенских масштабов, «бои» на нефтяном «фронте» продолжались бы еще неизвестно сколько, перерастая от стычек местного значения в эпичные сражения. Противники брали бы друг друга измором, испытывая на крепость свои и чужие экономики, а США при всем этом еще бы и периодически выбрасывали бы на стол припасенные по-шулерски в рукаве «тузы» и «джокеры» в виде очередных санкций. COVID-19, в течение каких-то трех месяцев поставивший мир с ног на голову, попросту не оставляет времени для длительной «позиционной» войны. В своем нормальном состоянии планета Земля потребляет в среднем 100 миллионов баррелей нефти в сутки. Сегодня аналитики рынков склонны считать, что уже в ближайшее время (исчисляемое, максимум, неделями) это число сократится на 26 миллионов баррелей, или на 25%.
Причина предельно ясна: социальные меры, направленные на борьбу с пандемией (ограничение перемещений, остановка производств и прочие), негативно влияют на 92% мирового ВВП. Уже добытое «черное золото» попросту негде хранить – резервуары, расположенные на суше (доступ к которым, кстати говоря, имеют далеко не все производители), заполнены практически «под пробку». Сегодня излишки заливают в танкеры, в том числе и те, которые по прямому назначению давно не использовались. Дальше ее станет просто некуда девать. Из-за резкого снижения спроса в канадском Ньюфаундленде уже закрылся первый нефтеперерабатывающий завод в Северной Америке. В лучшем случае – на пару месяцев, в худшем – на полгода. Цена на канадскую нефть марки Western Canadian Select (WCS) упала до 3.8 долларов за баррель. В январе ее продавали за 37 долларов... За неделю с 16 по 22 марта, по данным правительства США, объем поставок нефтепродуктов в стране сократился на два миллиона баррелей в сутки. Впрочем, возможно, вы думаете, что дела идут наперекосяк только у американцев или у нас? Планы саудовского «нефтяного джихада» тоже терпят полнейший крах. По имеющимся данным, потребление сырья из Саудовской Аравии резко снизили нефтеперерабатывающие заводы Royal Dutch Shell и США, финская Neste и вовсе отказалась от намечавшихся ранее апрельских закупок ее нефти, польские и индийские НПЗ отбиваются от нее, что называется, руками и ногами. Более того, согласно информации транспортно-логистической компании Gulf Agency Company Ltd, та же Индия в рамках введенных жестких карантинных мер «закрыла», как минимум, 52 своих порта, которые в результате были вынуждены отменить заказы на покупку саудовской нефти по форс-мажорным обстоятельствам.
Самое интересное, что на фоне таких, прямо скажем, отнюдь не оптимистических новостей, Эр-Рияд уже заявил о намерении увеличить в мае экспорт нефти еще больше – до 10,6 миллионов баррелей в день, за счет переброски с внутреннего рынка на внешний до 600 тысяч баррелей ежесуточно! Они там у себя, видите ли, карантин объявляют, и всю невостребованную в стране нефть намерены «выбросить» на рынки. Более того, развернувшийся во всем мире «нефтяной беспредел» толкает на, мягко говоря, не слишком обдуманные действия все новых участников. Так, норвежская компания Equinor заявила о намерениях, опять-таки в начале мая, выйти на месторождении Йохан Свердруп в Северном море на уровень добычи в 470 тысяч баррелей в сутки. Вот только этих викингов, заявляющих, что их нефть будет рентабельна и при цене в 20 долларов за баррель, нам только в общей куче не хватало! Нет, с этим определенно нужно что-то делать, и срочно. По официальной информации, Владимир Путин и Дональд Трамп, в процессе длительного и весьма обстоятельного разговора, «достигли договоренности» о необходимости скорейшего наведения порядка на рынках энергоносителей. Также, по словам прокомментировавшего результаты беседы официального представителя Белого Дома Джадда Дира, президенты пришли к необходимости «тесно сотрудничать» в рамках организации G20 в целях более эффективной борьбы с пандемией коронавируса и «оживления мировой экономики». Но это, будем откровенны, уже вторично.
В чем здесь победа России, спросите вы? Ну, хотя бы в том, что первый шаг навстречу сделал Вашингтон. Именно по инициативе Белого дома состоялся разговор двух лидеров. В нынешней ситуации Соединенные Штаты находятся под двойным ударом – как нефтяного «обвала», так и COVID-19. Россия же пока переживает лишь последствия падения цен на энергоносители, и есть все основания надеяться, что болезнь не нанесет нам столь сокрушительного удара, как США. В кои-то веки мы оказались в более стабильном и сильном положении, чем наши геополитические противники и, простите за цинизм, грех этим не воспользоваться. Весьма позитивным моментом является то, что Вашингтон впервые за очень и очень долгое время обращается к Москве не с претензиями, угрозами или требованиями, а как к равной стороне, совместно с которой он намерен искать пути выхода из кризиса. Это, кстати, весьма неплохой урок для Эр-Рияда, который, похоже, зря надеялся на то, что поддерживать Вашингтон будет именно его. Вполне возможно (и даже весьма вероятно), что достигнутый консенсус – лишь краткое, чисто ситуативное перемирие, которое впоследствии будет нарушено США так же, как это делалось уже не раз. Ну, что ж – нам бы цены на нефть стабилизировать, да пандемию пережить. А там – посмотрим...
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий