среда, 28 октября 2020 г.

Николай Стариков: Лукашенко и Белоруссия, политические реалии и уроки истории





В новом выпуске видеоблога, записанном совместно с общественно-политическим проектом «Политраша», речь зашла о Белоруссии. Поговорили про Лукашенко и визит к нему главы СВР России Сергея Нарышкина. Обсудили настоящее и вспомнили прошлое.

Как провалилась спецоперация ЦРУ по свержению Лукашенко

Как провалилась спецоперация ЦРУ по свержению Лукашенко

Одна из первых «цветных революций» на постсоветском пространстве готовилась в Белоруссии в 1996 году. Что же ей помешало?

Сегодня мы можем с уверенностью констатировать, что очередная попытка цветного переворота в Белоруссии потерпела полное фиаско. Продолжающиеся с 9 августа 2020 года протестные акции змагарской оппозиции постепенно идут на спад, анонсированная беглой экс-кандидаткой в президенты Светланой Тихановской «общенациональная забастовка» обернулась полным провалом.

Примечательно, что это далеко не первая попытка силового свержения президента Белоруссии Александра Лукашенко. Ещё с момента своего первого избрания на высший в стране пост в 1994 году он стал костью в горле для идейных наследников белорусских полицаев, готовых ради куска пожирнее не только по-лакейски прислуживать адептам «нового мирового порядка», но и ввергнуть свою страну в нищету и кровавый хаос. Примечательно, что за четверть века изменились, а точнее отошли на второй план только главные действующие лица. Сами кукловоды, их цели и методы остались прежними.

Так, масштабные протесты «бело-красно-белой» (по цвету флага) оппозиции сотрясли Белоруссию весной 1996 года. Поводом стал первый шаг к созданию Союзного государства с Россией, который был сделан лидерами двух стран.

«Бобики» и бандеровцы против союза России и Белоруссии

Так, инициатором травли Лукашенко внутри Белоруссии выступал блок прозападных сил, возглавляемый активными разрушителями Советского Союза и борцами за новый мировой порядок экс-председателем Верховного совета Белоруссии и подписантом Беловежских соглашений Станиславом Шушкевичем и лидером «Белорусского народного фронта» (БНФ) Зеноном Позняком. Примечательно, что в 1994 году Позняк и Шушкевич с треском проиграли президентские выборы, заняв в первом туре соответственно третье и четвёртое места. Как отмечал корреспондент газеты «Советская Россия», простые труженики в Белоруссии называли их и всех местных «демократов» не иначе как «бобиками» — во время Великой Отечественной войны такой презрительной кличкой партизаны и местные жители Белоруссии именовали прислуживающих немцам полицаев.

2 апреля 1996 года Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, предполагавший формирование единого экономического пространства и постепенный переход к единому законодательству. Также Москва и Минск договорились согласовывать свою внешнюю политику, вопросы безопасности, борьбы с преступностью и охраны государственных границ.

Накануне подписания этого соглашения в столице Белоруссии прошла целая череда акций, организованных БНФ Зенона Позняка. Самая масштабная состоялась 24 марта в канун так называемого «дня воли» — годовщины провозглашения независимости БНР. Её участники требовали немедленной отставки Лукашенко и даже организовали символичный сбор средств «на билет до Москвы» для президента. После того, как митингующие предприняли попытку захвата телерадиокомпании и совершили нападение на здание КГБ, их разогнал белорусский ОМОН.

Примечательно, что сам Позняк к тому времени уже сбежал в Польшу якобы из-за угрозы ареста. Последний раз он появился в Минске 26 апреля 1996 года на акции своих сторонников «Чернобыльский шлях», которая собрала от 30 до 60 тысяч участников. Вместо того, чтобы почтить память жертв трагедии 10-летней давности белорусские националисты и прибывшие к ним на помощь из Украины боевики УНА-УНСО (запрещённая в России организация) устроили настоящий погром, переросший в столкновения с сотрудниками правоохранительных органов. В результате пострадали более 200 сотрудников ОМОНа и Внутренних войск. В конечном итоге, радикалов разогнали. Наиболее активных участников и подстрекателей арестовали и посадили, за исключением главного организатора и вдохновителя беспорядков Позняка, которому удалось вовремя сбежать за кордон.

Несостоявшийся «белорусский август»

Между тем, попытки силового свержения Лукашенко на этом не закончились. Демонстрационные шаги Лукашенко на сближение с Москвой были однозначно восприняты на Западе как угроза и едва ли не первый шаг к восстановлению Советского Союза.

Согласно тогдашней стратегии национальной безопасности США, закреплявшей формирование однополярного мира и концепцию американской гегемонии в нём, происходило «стирание разделительной линии между внешней и внутренней политикой» Вашингтона. Американцы произвольно присвоили себе право для защиты собственных интересов вмешиваться вплоть до применения военной силы в ситуацию в любой стране мира. Не была здесь исключением и Белоруссия.

27 июля 1996 года в газете «Советская Россия» был опубликован материал Жанны Касьяненко «Белорусский август». В нём сообщалось о прошедшей пресс-конференции председателя Комитета по безопасности Государственной Думы РФ Виктора Илюхина, на которую моментально ополчились все российские либеральные олигархические СМИ.

Илюхин предал достоянию общественности сенсационную информацию о подготовке американскими спецслужбами государственного переворота в Белоруссии.

Так, в июне 1996 года группа высокопоставленных офицеров ЦРУ из 18 человек во главе с полковником Полом Гейбертом прибыла в Варшаву с целью подготовки специальных подрывных операций в Белоруссии.

Их первоначальной целью было создание в Минске, Орше, Витебске и Могилёве забастовочных центров по типу польской «Солидарности». Интересно, что незадолго до этого Лукашенко выдворил за пределы Белоруссии целую когорту активистов польской «Солидарности», которые на деньги ЦРУ и Ватикана создавали в Белоруссии ячейки сопротивления законной власти.

Эти забастовочные центры 1-9 августа 1996 года должны были спровоцировать первичную волну политических и экономических забастовок во всех крупных городах Белоруссии. В это время БНФ должен был организовать в Минске масштабные акции протеста, выведя на улицы десятки тысяч человек. Примечательно, что в демонстрациях должны были принять участие около 200 боевиков из УНА-УНСО, которые должны были заблаговременно приехать в Минск из соседней Украины. Кульминацией акций протеста должно было стать убийство одного-двух лидеров белорусского национального движения, которым отводилась роль «мучеников». В организации убийства немедленно обвинили бы президента Александра Лукашенко (здесь «Советская Россия» делает примечание, что этот сценарий хорошо нам знаком по августу 1991 года).

Освещать происходящее должны были 14 общеевропейских и американских СМИ, а также принадлежащие российским олигархам «НТВ», «Вести» и «Зеркало». Всего же на эту акцию американцы выделили 254 тысячи долларов.

Заключительной частью американской спецоперации должно было стать объявление импичмента Александру Лукашенко, который инициировали бы оппозиционные депутаты Верховного совета Белоруссии (в это время в стране как раз обострился политический кризис, вызванный противостоянием президента Александра Лукашенко и спикером Верховного совета Семёном Шарецким, который впоследствии уехал в Литву и даже некоторое время признавался там «президентом Белоруссии»). Отмечается, что консультации по этому поводу велись приблизительно с 50 народными избранниками.

По словам Илюхина, планируемые акции были направлены не только против Белоруссии и планов по созданию Союзного государства с Россией, но и непосредственно по самой России.

«России постоянно навязывается на обсуждение вопрос о допуске американских специалистов на наши атомные электростанции, другие атомные объекты, а фактически – о контроле за их работой. Как внутри страны, так и извне – и подготовка акции в Белоруссии находится в ряду этих фактов – стимулируется своеобразный процесс экономической и политической «автономизации» регионов. В случае её реализации это представляет реальную угрозу суверенитету и целостности России», — писала газета «Советская Россия» в номере от 27 июля 1996 г.

Утечка в Лэнгли

Даже спустя без малого четверть века, этот сценарий не может не вызывать чувства дежавю. Ни планы по превращению Белоруссии в антироссийский плацдарм, ни методички по их реализации за это время не изменились. Разве что выросло новое поколение змагарских националистов и украинских бандеровцев, которые действуют под патронатом всё тех же выдрессированных ЦРУ ветеранов польской «Солидарности» и литовского «Саюдиса».

Не вызывает удивления и последовавшая реакция на заявление Илюхина со стороны тогдашних российских либералов, которые наперебой бросились опровергать Илюхина и обвинять его во всех смертных грехах (напомним, что Виктор Иванович Илюхин, будучи заместителем генерального прокурора СССР, в ноябре 1991 года возбудил уголовное дело в отношении президента Горбачёва за измену Родине, за что поплатился должностью). Особенно усердствовали небезызвестные и сегодня Евгений Киселев (в 1996 году работал на принадлежавшем олигарху Гусинскому телеканале «НТВ», ныне – высокопоставленный украинский пропагандист), Николай Сванидзе, Эдуард Сагалаев и др. Как отмечал в интервью «Советской России» сам Илюхин, российские демократы выступили в унисон с ЦРУ, в штаб-квартире которой после пресс-конференции депутата Госдумы возник настоящий переполох, сопровождавшийся поиском «нового Эймса», который допустил утечку секретной информации о готовящихся провокациях в Белоруссии.

Стоит напомнить, что всё это происходило на фоне серьёзного политического и экономического кризиса внутри самой России. Тогда Соединённым Штатам и их ставленникам в РФ удалось не допустить победы на президентских выборах выступавшего за скорейшее создание Союзного государства с Белоруссией лидера коммунистов Геннадия Зюганова. В то же время происходит резкое обострение обстановки в Чечне, которая закончилась подписанием для России позорных Хасавюртовских соглашений.

В Белоруссии же план ЦРУ по приведению к власти откровенно нацистских, русофобских и прозападных сил с треском провалился. Опирающийся на поддержку народного большинства Лукашенко провёл в ноябре 1996 года референдум, на котором белорусы высказались за внесение в Конституцию поправок, увеличивающих полномочия президента, после чего распустил угрожавший ему импичментом Верховный совет, заменив его двухпалатным Национальным собранием+

(по материалам газеты «Советская Россия» №86 от 27 июля 1996 г., №87 от 30 июля 1996 г., №88 от 1 августа 1996 г.)

Дмитрий Павленко, специально для News Front



Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий