пятница, 30 ноября 2018 г.

Война брендов: битва за автомат Калашникова



Россия — это зима, водка, медведь и «Калашников». Причём последний — не только автомат, но и всемирно известный бренд с многомиллиардной стоимостью. И за него тоже идут войны. Пока что, правда, только судебные.

Цена славы

Бренд, или товарный знак, — это нематериальное средство индивидуализации товаров. Его можно купить, продать, отдать в залог, инвестировать в него, а также увеличить или уменьшить стоимость хорошим или плохим управлением. Но главное, бренд — инструмент налаживания и поддержания прочных, длительных отношений с клиентами.

В СССР, конечно, существовали правовые механизмы регистрации и защиты товарных знаков, но названия товаров зачастую не пользовались правовой защитой. Ажиотаж начался в 90-е годы, когда многие производители, не успевшие подать заявление о регистрации товарного знака, остались за бортом. Основная рубка шла, конечно, на рынке товаров первой необходимости. Оружейники, полностью государственные, долгое время продолжали топтаться в тени.


Малой родиной автомата Калашникова был завод № 74 города Ижевска, он же Ижевский машиностроительный завод, а с 1975 года — научно-производственное объединение «Ижмаш». Про АК знают даже те, кто не отличает винтовки от карабина. Качество и количество произведённых экземпляров сделало этот автомат элементом культуры, именем нарицательным и, конечно же, узнаваемым брендом. Брендом, который до недавних пор никак не защищался.

Не защищался, кстати, не только он, но даже патент на изобретение. Советский Союз раздавал лицензии на производство АК-47 практически даром. Кроме того, некоторые государства штамповали то, что сейчас называется «нелицензионными копиями». А также были (и есть) те, кто вносил минимальные изменения и выпускал АК под собственным наименованием. Да, это было нарушение интеллектуальных прав в планетарных масштабах и упущенная выгода в астрономических размерах.


Однако именно АК стал символом вооружённой борьбы. Наградой были не деньги, а изображение на флагах и, конечно же, «любовь пользователей».

Лучше поздно, чем никогда

С регистрацией бренда первыми подсуетились «водочники». Водка «Калашников» выпускается с 1995 года Глазовским ликёроводочным заводом. Договор о разрешении использовать имя подписал сам Михаил Калашников. Завод зарегистрировал торговый знак в виде этикетки со словом «Калашников» для товаров классов 32 и 33, то есть для алкогольных и безалкогольных напитков. Тот же завод в 1998 году зарегистрировал знак «Ак 47 Водка Ak Удмуртия Лвз Глазовский Г» по тому же 33-му классу.


Затем изобретатель и его семья, видимо, осознали, что деньги приносят не столько автоматы, сколько бренды. В 2002 году Михаил Калашников совместно с ещё двумя учредителями организовал ЗАО «М. Т. Калашников», а ЗАО зарегистрировало знак «Калашников Kalashnikov M М» на продукты животного происхождения.

В том же году ЗАО зарегистрировало товарный знак в виде изображения автомата в профиль с надписью «АК-47» для товаров 25-го и 28-го классов — его можно было размещать на одежде, головных уборах и игрушках. ЗАО потихоньку просуществовало десять лет, не привлекая особого внимания.

Всё в том же 2002 году появился Межрегиональный общественный фонд имени М. Т. Калашникова.

В 2003 году немецкая Marken Marketing International подписала с изобретателем-конструктором соглашение об использовании его имени для создания торговых знаков в обмен на треть акций компании.

В 2009 году состоялся первый резонансный процесс. Швейцарский производитель энергетических напитков Vinista GmbH внезапно решил, что написать на банке Kalaschnikow — это свежо и выгодно! Vinista подключила французского дистрибьютера Hexis Energy и запустила рекламную кампанию. Обе компании на всякий случай зарегистрировали доменные имена kalaschnikow-energy в разных доменах.

Маркетинг был очень весёлый и агрессивный, в крови и патронах, пока Суд большой инстанции города Парижа не запретил подобные развлечения за чужой счёт. Правонарушители выплатили компенсацию в размере десяти тысяч евро. Впрочем, не потребуется и трёх минут поиска в интернете, чтобы обнаружить, что, несмотря ни на что, в 2015 году напиток продолжали производить, продавать и рекламировать.


Кто успел, того и бренды

В 2010 году «Ростех» (в то время ещё называвшийся «Ростехнологии») взял «Ижмаш» под свое крыло, стал активно приводить завод в чувство, а заодно осмысленно интересоваться маркетингом и брендированием. Брендов на тот момент существовало мало. Был один треугольный, невзрачный и трудновыговариваемый «Автомат Калашникова 100 ИЖМАШ ИЖ МАШ AK», зарегистрированный в 2003 году по классу 13 — огнестрельное оружие.
Честно говоря, издевательство, а не бренд.

В феврале 2013-го изобретатель подписал соглашение с концерном, разрешив использоваться своё имя. «Ижмаш» переименовали в концерн «Калашников», и тот кинулся регистрировать бренды, пока горячо.

В марте 2013-го концерн получил свидетельство на торговый знак в таких категориях товаров, как, например, косметика и парфюмерия, мебель, табак и курительные принадлежности, домашняя и кухонная утварь, строительство и ремонт… Ладно, и огнестрельное оружие в том числе. (Хотя лично моя мечта — кресло-качалка от Kalashnikov).


На любой вкус

Спохватившись, с небольшим отставанием в мае 2013 года в гонку регистраций включился общественный фонд. Ему достались по остаточному принципу краски и лаки, галантерея, покрытие для полов, устройства для получения тепла, перевозки, гостиницы и ещё некоторые классы. Кроме того, фонд зарегистрировал знак «Михаил Тимофеевич Калашников» в различных написаниях и цветовых решениях.

В июле 2013-го концерн зарегистрировал торговый знак «Концерн Калашников». А в 2014-м подал иск в Суд по интеллектуальным правам города Москвы против ЗАО «М. Т. Калашников».

«Отдайте срочно, очень надо, я сегодня к вам заеду»

Помимо «Калашникова» существовал ещё один лакомый кусочек — «АК-47».

А с брендами есть одна тонкость. Если вы зарегистрировали бренд, но не пользуетесь им три года подряд, а кому-то он очень нравится, то лицо, заинтересованное в нём, может подать в суд иск о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака (ст. 1486 Гражданского кодекса РФ). Ваше право на этот знак прекратится, а кто-то другой легко зарегистрирует его на себя. Именно это и хотел сделать концерн в отношении товарного знака с изображением автомата и надписью «АК-47».

Интересовал концерн только 28-й класс товаров (игрушки), поскольку он и сам производил макеты автоматов АК-47. Макеты — это не совсем «игрушки», но товары, однородные 28-му классу. Суд отказал, ссылаясь на то, что истец (концерн) не доказал своей заинтересованности. Однако концерн не сдался и пошёл в кассацию.


В кассационной жалобе он заявил, что ЗАО предоставило недостоверные доказательства. Президиум Суда по интеллектуальным правам жалобу удовлетворил, решение отменил и отправил дело на новое рассмотрение по первой инстанции. Второй раз, в 2016 году, тот же самый процесс закончился с абсолютно противоположным результатом. Иск концерна удовлетворили, права ЗАО на товарный знак прекратились.

Злые языки поговаривают, что где-то в 2015 году во время рассмотрения кассационной жалобы в деятельность суда вмешалась сильная магия правительства РФ, но мы в такое не верим. Хотя бы потому, что первое решение с отказом было откровенно притянутым за уши. Ведь наш «самый гуманный суд в мире» любит защищать маленькие общества от кровожадных акул бизнеса!

Однако в 2014 году, пока знак ещё не уплыл к концерну, ЗАО успело подать три иска и взыскать компенсации с третьих лиц за нарушение товарного знака «АК-47».

После процесса 2016 года и ЗАО, и концерн стали ковать иски, не отходя от кассы.

Няш-мяш-арбитраж

ЗАО, у которого остался товарный знак «АК-47» на 25-й класс товаров (одежда, головные уборы) в 2017 году выиграло шесть дел о компенсации за нарушение исключительного права на использование своих товарных знаков. Кроме того, по словам генерального директора ЗАО, рассматривается возможности регистрации товарного знака «Калашников» на спортивное питание.

Концерн же в 2016 году решил бить по-крупному и подал иск на французскую компанию «Cybergun S.A.», известного производителя страйкбольного оружия. Но, подумав, всё-таки решил заключить мировое соглашение. Дело в том, что Cybergun зарегистрировал знак Kalashnikov с портретом Михаила Калашникова ещё в 2007 году в таких классах, как пищевые продукты, алкогольные и безалкогольные напитки, а также ручные инструменты — но не страйкбольное или спортивное оружие.


Получив иск и приглашение приехать в Удмуртию, французы решили обойтись малой кровью и не портить отношения с концерном.

Ну а сейчас мы окончательно всех запутаем. В США в 2014 году зарегистрировали компанию «Кalashnikov USA LLC», которая якобы ни к Калашникову, ни к концерну отношения не имеет, но производит огнестрельное оружие, внешне и конструктивно схожее с АК. Она же в 2015 году зарегистрировала торговый знак Kalashnikov на товары по классу 13 — на огнестрельное оружие, боеприпасы и всё, что с этим связано.


Конспирологи правого уклона увидели в этом «руку концерна», которая незаметно прокралась на американский рынок, закрытый для него из-за санкций. Конспирологи левого уклона сочли, что это очередное упущение и российская безалаберность, помноженная на бесхозяйственность.

С твёрдой уверенностью можно сказать одно: вне зависимости от того, как пойдут дела у концерна дальше, его юридический отдел обеспечен работой на ближайшие лет сто. Ведь сейчас в мире зарегистрировано около сотни торговых знаков, так или иначе связывающих себя с Калашниковым или АК-47.

Война брендов продолжается.

Варвара Стешевич

Комментариев нет:

Отправить комментарий