четверг, 18 июля 2019 г.

Транзит из Китая в Евросоюз: Украина остаётся не у дел



Один пояс – Один путь





Версия для печатиВерсия для печати
Министр иностранных дел КНР Ван И посетил с официальным визитом Польшу и обсудил с президентом Анджеем Дудой, премьер-министром Матеушем Моравецким и главой МИД Яцеком Чапутовичем перспективы участия Варшавы в китайском проекте «Один пояс, один путь».
Польская сторона подчёркнуто упоминала о Польше как о связующем звене между Востоком и Западом. Такое удобное географическое положение, по мнению Варшавы, позволяет Польше занимать центральное положение в процессе импорта-экспорта товаров из ЕС в Китай и из Китая в ЕС. Для воплощения этих планов в 2012 г. учреждена межправительственная польско-китайская комиссия, в 2016 г. Польшу посетил руководитель КНР Си Цзиньпин. Итогом польско-китайского взаимодействия стало открытие китайского рынка для продукции польского животноводства (вторая по прибыльности статья в структуре польского экспорта), увеличение турпотока между двумя странами, рост китайских инвестиций в польскую экономику и т. д.
Об Украине Ван И и его польские собеседники в Варшаве не вспоминали, но Украина теряет от польско-китайского сближения больше всех.
Проект «Один пояс, один путь» предполагает инфраструктурно-логистическое объединение более семидесяти стран с общим объёмом ВВП 1/3 от общемирового для более эффективного перераспределения товарных потоков.
Большинство товаров из Азии в Европу поставляются морем. Такой способ доставки занимает целый месяц, а прокладка железнодорожного маршрута через Россию в Европу позволит сократить сроки поставок до двух недель. Китай производит четверть всех экспортных товаров в мире, выход на внешние рынки позволяет китайской экономике сохранять необходимые темпы роста. Экономия на транспортных расходах в разы увеличит прибыль Пекина от внешней торговли, а страны вдоль маршрута «Одного пояса, одного пути» получат возможность заработать на транзите.
Сухопутная ветка проекта «Один пояс, один путь» пролегает через Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу и далее в Западную Европу. Первоначально китайская сторона не исключала использование параллельного маршрута из России через Украину в Польшу, но в свете нынешних событий этот сценарий кажется маловероятным.
В 2015 г. Министерство экономического развития и торговли Украины и Министерство коммерции КНР подписали протокол о сотрудничестве, в 2017 г. был подписан план действий Украина – КНР в рамках проекта «Один пояс, один путь», в 2019 г. – меморандум о взаимопонимании как начальной стадии подготовки плана двустороннего сотрудничества. В апреле 2019 г. в Пекине прошёл II Форум международного сотрудничества «Один пояс, один путь» с участием представителей 150 стран, в том числе Украины в лице первого вице-премьера Степана Кубива. По итогам форума китайцы подписали контракты на $64 млрд, но не с Украиной.
Украинская пресса в пропагандистском угаре подчёркивает очередную возможную «перемогу» украинско-китайского сотрудничества, как его видят в Киеве – транзит товаров по Транскаспийскому транспортному маршруту КНР – Казахстан – Азербайджан – Грузия – Украина (Черноморск) и далее в Турцию и ЕС в обход России. Фраза «в обход России» подаётся как ключевая. Но для Пекина Транскаспийский транспортный маршрут – всего лишь одна из артерий проекта «Один пояс, один путь», а Украина – всего лишь один из участников маршрута, причём не главный. Китайские товары в Турцию по Чёрному морю можно поставлять и из Грузии, Украина тут не является незаменимой. Для Пекина представляет некоторый интерес доставка товаров через украинские порты в Румынию и далее в ЕС, но этот маршрут не является основным на пути из Китая в Европу, потому что в ЕС китайский экспорт идёт по маршруту Казахстан – Россия, далее через Санкт-Петербург в скандинавские страны или через российско-белорусскую границу в Польшу.
Пекин приступил к модернизации железнодорожной сети и логистической инфраструктуры в западных провинциях, поскольку основная масса товара на экспорт в Европу пойдёт отсюда. У Киева средств на модернизацию своей дряхлеющей железнодорожной сети и логистической инфраструктуры нет. О модернизации транспортных артерий на востоке страны, которые в силу географии должны были бы принимать китайские грузы из России, речи быть не может, потому что там идёт война.
Ситуация глупейшая. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман в интервью телеканалу «Украина» признаёт, что Киев не может разорвать грузовое железнодорожное сообщение с Россией из-за обязательств перед Брюсселем в рамках соглашения об ассоциации Украина – ЕС, но не договаривает, что таким образом Брюссель сохраняет для себя дивиденды от сотрудничества с КНР, как поставщиком товаров, и Россией и Белоруссией, как транзитными странами. При этом Россия для западной пропаганды – страна-агрессор с диктаторским режимом, Белоруссия – её военно-политический союзник, а Украина – страна победившей демократии. И украинское государство от этой ситуации только проигрывает.
Украина не может воспользоваться всеми экономическими выгодами, которые ей сулит нормализация отношений с Россией, потому что Запад заставляет Украину идти гибельным путём войны. Стать полноправным участником торгово-экономических отношений с Китаем Украине мешает именно Запад, потому что без сближения с Россией включиться в полноценные торгово-экономические отношения с Поднебесной Украина не может. География не позволяет.
В 2004 г. в Киеве предполагалось разместить часть административно-управленческих структур Евразийского экономического союза союза (ЕАЭС). Тут же грянул «оранжевый» майдан, пришедший к власти майданный президент Виктор Ющенко отказался от сотрудничества с ЕАЭС. В 2013 г. президент Янукович задумал опять расширить сотрудничество с ЕАЭС – и тут же грянул второй майдан. Киев опять развернули в другую сторону, а чтобы предотвратить в будущем возможный крен страны к ЕАЭС, в ней спровоцировали гражданскую войну как гарантию того, что стабильным торговым мостом между Западом и Востоком Украина уже не станет.
Экспорт китайских товаров через ЕАЭС в ЕС означает, что товары будут проходить только две полные таможенные межгосударственные процедуры – на границе КНР с ЕАЭС (китайско-казахстанская граница) и на границе ЕАЭС с ЕС (российско-финляндская и белорусско-польская граница). Украина не является ни членом ЕАЭС, ни членом ЕС. Гнать товары через Украину означает проходить три таможенные процедуры: на границе Китая и ЕАЭС, потом на границе ЕАЭС и Украины и на границе Украины и ЕС. Это долго и за дополнительные пошлины.
Польские эксперты подчёркивают, что для Польши проект «Один пояс, один путь» – не только сотрудничество с Китаем. Через Китай польские производители надеются выйти на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона – Малайзии, Таиланда, Камбоджи, Кореи, Филиппин, Индонезии. Население региона превышает население ЕС, его покупательная способность растёт, и в обозримом будущем этот рост сохранится.
Где место Киева в этой схеме? Обладая тем же географическим положением, что Польша или Белоруссия, Украина остаётся не у дел в схеме транзита товаров с Востока на Запад. Белоруссия – член ЕАЭС, Польша – член ЕС, Украина со своей самостийностью – серая зона политической и экономической нестабильности. 


Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий