Предохранительные клапаны российской политики: либеральные СМИ так до сих пор и не поняли свою роль в российской политике
«Конечно, Дума - дрянь. Но разогнать ее нельзя, как нельзя безнаказанно зашить задницу. Все организмы должны иметь выходы - и физиологические, и государственные»
Великий князь Андрей Владимирович
Давайте поставим в приведенной цитате Великого князя вместо Думы, скажем, «Эхо Москвы». Или «Новую газету». Или любое другое либеральное или иное оппозиционное СМИ. И станет понятно, почему власть продолжает терпеть их, при всём своём недовольстве и всех своих возможностях.
«Эхо Москвы» и вся тусовка, кучкующаяся вокруг него, непримиримые противники действующей власти и можно даже сказать российской государственности. То, что они себе позволяют, не позволяет ни одно мейнстримное СМИ в Европе, Америке или Азии. При том, что прямо или косвенно, но они существуют, в том числе, и на деньги государственных структур. И продолжают активно воевать с этими структурами. Как такое возможно?
Многие патриоты, должностные или искренние, не раз призывали Путина закрыть «Эхо Москвы». Или, как минимум, лишить их господдержки. Забавно слышать в этом хоре голос Эдуарда Лимонова, когда-то столь яростного ненавистника и оппозиционера Путина, а теперь неугомонно и настойчиво призывающего Путина прихлопнуть «Эхо», как «врага России».
Эдуард Лимонов не понимает одной простой вещи, которую вполне имеют в виду в Кремле. Даже трёх простых вещей. Во-первых, возиться сейчас с «Эхо» это как стричь свинью – визгу много, шерсти мало. Во-вторых, и это уже стоит понять Владимиру Соловьёву и другим возмущающимся госфинансированием «Эха» - так безопаснее. Как говорил дон Корлеоне: «Держи друзей близко к сердцу, а врагов ещё ближе».
Госфинансирование позволяет держать «Эхо» на расстоянии вытянутой руки, которую в нужный момент можно либо разжать, либо сжать. Помните, с чего началось укрощение НТВ Гусинского? С непогашенного кредита Газпрома, используя который Владимир Путин поставил своих людей в руководстве. Этот же, или похожий, фокус можно будет провернуть в нужный момент и с «Эхом». Полностью частная и независимая от государства радиостанция потеряет совсем уже все берега, и управы на неё не будет совсем. А так, время от времени, можно вызывать в Кремль главного редактора и ставить ему на вид то одно, то другое.
В-третьих, и это самое главное, «Эхо» просто необходимо в качестве идеального контрагента или пугала для народа. «Эхо» периодически даёт слово таким отмороженным радикалам и шизофреникам, что на их фоне даже не самые продуманные и адекватные действия властей кажутся образцом умеренности и здравомыслия. Расстроится какой-нибудь среднестатистический гражданин какой-нибудь инициативой властей, возьмёт и задумается об альтернативе. А где самые радикальные альтернативы? Конечно, на «Эхе»! Вот только после просмотра и изучения этих альтернатив у здравомыслящих граждан волосы на загривке шевелиться начинают, и он отползает, бормоча: «Пусть уж лучше эти!»
Есть у меня знакомый, не самый, надо сказать, большой поклонник Путина, но все наши периодические, хоть и беззлобные, споры о политике неизменно завершаются одним и тем же неубиенным аргументом: «А если не Путин, то кто – эти, с «Эха»? После этого дискуссии прекращаются, поскольку шабаш, устраиваемый на «Эхе», пугает его куда больше любых инициатив и перспектив Кремля.
«Эхо» - это манок для оппозиции и громоотвод для народа. На «Эхе» кучкуются все дурни и все радикалы российской оппозиции, которых удобно отслеживать и предъявлять время от времени народу: мол, вы этого хотите? И когда народ отшатывается от этого паноптикума, удовлетворённо кивать: то-то же, за нас держитесь – с нами надёжнее.
Так зачем закрывать такую удобную структуру, которая всегда под рукой, практически под контролем, через которую можно отслеживать и сливать весь негатив, и которой можно пугать богобоязненных граждан? Закрыть – и вся эта тусовка разбредется по другим, не столь просматриваемым и контролируемым местам, а Кремль получит очередную порцию негатива без малейшего позитива. Сейчас даже выгодно представляться местом свободы слова, когда и в Европе, и в Америке эту самую свободу начали весьма ощутимо давить и ущемлять. Стратегически выгодно. Во-первых, тем самым, выбивается серьезный козырь из рук противников Кремля, трындящих про деспотию и сатрапию. Какая же это деспотия, когда можно болтать о всём, о чем вздумается – вон, на «Эхо», пожалте!
Во-вторых, недовольные всего мира смотрят на Россию, и понимают, что – можно. Тут свобода слова, тут можно говорить о чем угодно. И начинают транслировать своё недовольство через Россию, через российские СМИ, а это отнюдь не всегда недовольство Россией. Зачастую очень даже наоборот.
И Россия перехватывает у Запада повестку дня, и становится площадкой, на которой без обиняков можно обсуждать сложнейшие вопросы, не сковываясь политкорректностью и толерантностью, и мировая передовая мысль начнёт перемещаться с Запада на Восток. Не только в Россию, надо сказать. Но и в Россию в том числе. А всё потому, что власть удержалась от соблазна последовать призыву Эдуарда Лимонова и не стала закрывать такое неприятное многим «Эхо».
Предохранительные клапаны должны работать, излишнее давление надо сбрасывать. Сейчас в России на эту роль лучше всего подходит «Эхо».
Комментариев нет:
Отправить комментарий