Пенсионная реформа, в виде проекта закона правительства, да еще такими лукавыми методами, очень вредна государству. Вся эта история с очередной «реформой» хотя бы только по своей процедуре, заданной правительством, оставляет весьма неприятное ощущение. Если бы была реальная забота правительства о повышении благосостояния жителей России, улучшении социально-экономического и общественного положения в стране, бережном и уважительном отношении к своим гражданам, то сначала было бы организовано, как и положено в таких случаях, масштабное общественное обсуждение, представление экспертных заключений и т.д. Были бы предложены для обсуждения экспертному сообществу несколько вариантов изменения пенсионного возраста. Ничего подобного не наблюдалось и не наблюдается... Какова атмосфера «сопровождения» «пенсионной реформы»? От 80 до 90 процентов граждан России против пенсионной реформы, однако, центральные электронные СМИ, подконтрольные исполнительной власти, предоставляли слово только адептам реформы. Голос против реформ на центральном телевидении не слышен вообще, блокируется, как будто все довольны. Искусственность создания впечатления отсутствия «проблем» и недовольств граждан – одна из характеристик «модераторам» и «политтехнологам» «пенсионной реформы». К пропаганде подключили и председателей обоих палат Федерального Собрания.
28 августа Президент России Владимир Путин в рамках рабочей поездки в Сибирский федеральный округ, в г. Омске, провёл совещание по социально-экономическим вопросам с членами правительства России, отвечающим за социальный и финансовый блок. Именно на этом совещании глава государства подчеркнул, что у него сложилось определенное мнение по целому кругу вопросов, относящихся к «пенсионной реформе», инициированной правительством. Президент также отметил, что постоянно и внимательно следил за ходом дискуссий.
Еще раз отмечу, на мой взгляд, пенсионная реформа, в виде проекта закона правительства, да еще такими лукавыми методами, вредна государству. Вся эта история с очередной «реформой» хотя бы только по своей процедуре, заданной правительством, оставляет весьма неприятное ощущение. Если бы была реальная забота правительства о повышении благосостояния жителей России, улучшении социально-экономического и общественного положения в стране, бережном и уважительном отношении к своим гражданам, то сначала было бы организовано, как и положено в таких случаях, масштабное общественное обсуждение, представление экспертных заключений и т.д. Были бы предложены для обсуждения экспертному сообществу несколько вариантов изменения пенсионного возраста. Ничего подобного не наблюдалось и не наблюдается.
«Повышая пенсионный возраст, мы ставим одну задачу - повысить жизненный уровень граждан», - как мантру повторяли и повторяют члены правительства, что Медведев, что Силуанов, что Голикова, что иные. Каким таким чудесным образом «повысится жизненный уровень», если отнимается право у значительной части населения уйти на пенсию и получать пенсию в 55 (60) лет? Почему ухудшение социального положения, да производимое столь бесцеремонным образом, происходит в «социальном государстве» (ст. 7 Конституции)? Разумеется, никто не поясняет.
По сути, правительство РФ выполняет рекомендации МВФ о повышении пенсионного возраста и разработки Алексея Кудрина с его центром стратегических разработок (ЦСР). Есть все основания полагать, что подтверждается прямыми и косвенными данными, что «пенсионная реформа», если её всё же протолкнут, не сама по себе, ей ничего не закончится, в ней - только начало. Цели - далекоидущие.
Какова атмосфера «сопровождения» «пенсионной реформы»? От 80 до 90 процентов граждан России против пенсионной реформы, однако, центральные электронные СМИ, подконтрольные исполнительной власти, предоставляли слово только адептам реформы. Голос против реформ на центральном телевидении не слышен вообще, блокируется, как будто все довольны. Искусственность создания впечатления отсутствия «проблем» и недовольств граждан – одна из характеристик «модераторам» и «политтехнологам» «пенсионной реформы». К пропаганде подключили и председателей обоих палат Федерального Собрания.
Петиция против реформы набрала порядка 3 миллионов подписей только в одной из версий («Чейндж. орг»). Есть и другие, менее массовые петиции и обращения по неприятию «реформы». Общественностью проводились и готовятся новые митинги против повышения пенсионного возраста. Рейтинг правительства и премьер-министра Дмитрия Медведева стремительно падает, увлекая за собой вниз и популярность правящей партии «Единая Россия», которую возглавляет премьер-министр, заодно - и рейтинг Президента. Однако, несмотря ни на что, утеряв связь с реальностью, правительство продолжает «гнуть своё» по пенсионной проблематике.
«Понимаю, что коллеги в Правительстве при подготовке законопроекта руководствовались жёсткими экономическими, финансовыми, демографическими расчётами… Прошу при этом не забывать, что все наши решения будут касаться судеб миллионов людей и должны быть справедливыми и учитывать интересы граждан. Здесь нельзя действовать механически, формально. Только взвешенно и осторожно. Иметь в виду, считаться с самыми разными жизненными ситуациями, с которыми люди сталкиваются. Именно такое человеческое измерение должно присутствовать в нормах законопроекта… Мы не можем руководствоваться принципом… "После меня хоть потоп!"», - сказал В.В. Путин 28 августа в Омске.
«Вряд ли кому-то может понравиться (пенсионные изменения). Так было всегда и везде. Именно всегда и везде», - также отметил Путин, дважды повторив «везде и всегда», прекрасно зная, к чему приводили пенсионные реформы в иных государствах. Так, именно пенсионный вопрос в свое время окончательно срезал рейтинг Николя Саркози во Франции.
Еще вчера было ощущение, что Президент видит все риски «пенсионной реформы» и его мнение не совпадает с навязчивыми инициативами членов правительства и иных адептов повышения пенсионного возраста. Так, видимо, и есть, но, создается впечатление, что за прошедшие менее суток, с момента совещания в Омске до записи телеобращения, с Президентом «очень качественно» еще раз поговорили лоббисты «пенсионной реформы», подталкивая его к однозначной поддержке реформы.
И вот, 29 августа 2018 года, В.В. Путин озвучивает, столь ожидаемое всем обществом, свое отношение к «инициативе правительства». Кстати, выбранный формат «телеобращения» только подчеркивает неординарность ситуации. В таком формате Президент обращался нечасто и только по очень важным вопросам. Конкретные заявления и предложения Главы государства, уверен, будут широко представляться и анализироваться информационными изданиями. Здесь же хотелось бы отметить главное.
К сожалению, смысл телеобращения свелся в большей степени к разъяснению мотивов реформы правительством. Немного не то, что ожидалось. Президент отметил, что правительством рассматривались иные варианты пенсионных изменений без повышения пенсионного возраста. А почему о других вариантах никто в обществе не знает? Нужно было рассматривать не кулуарно, а, что называется, всем миром. Иначе – вопросы не снимаются.
Меры, предложенные Главой государства: предоставление особых льгот для граждан, уходящих на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года (оформить пенсию на 6 месяцев раньше), сохранение льгот многодетным семьям (женщинам) и иным некоторым категориям граждан, уголовная ответственность работодателям за увольнение лиц пенсионного возраста, разработка программы по повышению квалификации для лиц пенсионного и предпенсионного возраста, снижение необходимого стажа по сравнению с правительственными «наработками»; - не лежат в рамках главных проблем «пенсионной реформы», не снимают масштабных рисков для государства.
В.В. Путин сказал, что прекрасно понимает озабоченность людей предпенсионного возраста ущемлением их планов. В связи с чем он предложил ряд мер по их поддержке. Но речь не только и не столько о старшем поколении. Социальные опросы показывают, что негативное отношение к «реформе» со стороны молодежи и лиц среднего возраста еще выше, чем со стороны лиц предпенсионного и пенсионного возраста. Речь о дальнейшем пути развития России, о чем говорилось выше. Речь еще - о самой власти в России.
Глава государства обозначил только один существенный параметр смягчения реформы – сокращение возраста выхода на пенсию женщинам до 60 лет, по сравнению с законопроектом правительства, которым устанавливалась планка в 63 года. Так на это я обращал внимание изначально, что это банальная «двухходовка», в которую ввергли сейчас и Президента. В статье от 12.07.18 приходилось констатировать: конечно, разработчики реформы, считая себя весьма искусными в пиаре, воздействии на общественное мнение и процедурных вопросах, вводят некоторые коррективы в виде планового «смягчения». Сообщается, что законопроект о пенсионной реформе может быть смягчен. Радикальное увеличение пенсионного возраста женщинам планкой в 63 года для того априори и было внесено, чтобы потом создать впечатление компромисса, смягчения реформы.
Не прозвучал, к сожалению, из уст Президента ответ на главный правовой вопрос: Как и почему в «социальном государстве» снижаются «пенсионной реформой» социальные права миллионов людей? Почему пенсионная реформа проводится сама по себе, в отрыве от экономических проектов, при отсутствии амбициозных планов по социально-экономическому развитию России.
Еще в середине августа поступала информация, что Президента подталкивают на поддержку «пенсионной реформы», то есть, «Путина продолжают подставлять по пенсионной реформе». Уже на тот момент времени рейтинг Путина сильно упал, за него проголосовали бы 45%, тогда как в январе 2018 - 67%. Сейчас, после телеобращения, предполагаю, доверие к Верховной власти уменьшится еще сильнее. Даже, если соответствующими политтехнологиями удастся сбить процент недовольных реформой, то общую степень недовольства ликвидировать не удастся. Всё это ударит по власти. А это – совсем не шутейные риски для государства. Такая «пенсионная реформа» сейчас напрямую ударит прежде всего по Президенту России, по авторитету Верховной власти, будет способствовать созреванию кризиса политической системы.
Возможно, именно сейчас власть и не столкнется с массовыми выражениями недовольства и явным сопротивлением общественности. Хотя, всё может быть. Но от отсутствия массовых протестов не легче, а наоборот, тревожнее. Значит, проблема загоняется внутрь, граждане просто «по-тихому» отвернутся от власти, перестанут её внутренне поддерживать, отчего кризис политической системы будет только глубже и тяжелее.
Я ожидал от Президента объявления о моратории лет на пять повышения пенсионного возраста. За это время можно было бы всесторонне и спокойно рассмотреть пенсионную проблематику, выработать варианты возможных изменений в пенсионную систему в комплексе мер по социально-экономическому развитию России. За это время ничего бы не изменилось. Несмотря на слова Президента 29 августа в телеобращении, хочется надеяться, что еще не поздно всё скорректировать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий