среда, 20 мая 2020 г.

Николай Стариков. Геополитика углеводородов – Северный Поток-2, Белоруссия, Китай




В новом выпуске видеоблога обсуждали несколько важных вопросов, которые катаются последних новостей, текущей политической повестки дня. Во многом они касались геополитики углеводородов и отношений между Россией, Белоруссией, Европой и США. #геополитика #газ #нефть Хронометраж: 00:00 Про газопровод Северный Поток-2 12:15 О поставках американской нефти в Белоруссию 17:42 Об обстоятельствах кончины посла Китая в Израиле 20:35 О попытках навальнистов осквернить «Бессмертный полк»




Вам труба. Как "Северный поток-2" вразумляет Киев и Варшаву


если СП-2 заработает на полную мощность, то главными пострадавшими станут альтернативные маршруты

Судно-трубоукладчик «Академик Черский» завершает последние приготовления в немецком порту Мукран[1]. Дальнейший план работы «Черского», хотя и не озвучен до сих пор, уже не оставляет никаких сомнений. До прихода в Мукран «Черский» прошёл последний участок морского маршрута над трассой строящегося газопровода «Северный поток-2» (СП-2), инспектируя место будущих работ.
Достройка СП-2 с помощью «Черского», судя по всему, стартует уже через несколько дней. Особо затягивать с ней не будут — летом на Балтике обычно наблюдается период хорошей погоды, а уже в сентябре стартует сезон осенних штормов, который может сильно затруднить и замедлить работы по укладке труб. Поэтому «Черскому» стоит максимально полно использовать три летних месяца, чтобы уложить около 120 километров оставшихся труб СП-2. Это вполне реально: «Черский» рассчитан на укладку 5 километров труб в день, так что при идеальных условиях закончить сборку трубы СП-2 можно за какой-то месяц.
Конечно, укладка трубы — это ещё отнюдь не запуск газопровода. По опыту СП-1, который вышел на проектную мощность только через год после официального пуска, можно сказать, что если даже первый газ, с учётом всех строительных и пуско-наладочных работ, пойдёт по СП-2 в будущем январе, то на полную мощность газопровод выйдет не раньше конца следующего года.
Какой же может стать эта «полная мощность», особенно с учётом 50% ограничения СП-2 по требованиям новой Газовой директивы ЕС?
Начнём с того, что указанная директива говорит о «резервировании 50% мощности газопровода», но не об «ограничении 50% пропускной способности». Резервирование считается от номинальной мощности, а вот реальную пропускную способность будущего СП-2 можно оценить, исходя из опыта эксплуатации СП-1, который в 2018 году перекачал 58 млрд м3 при номинале в 55 млрд м3. Если же взять за основу опыт увеличения пропускной способности «Ямал-Европа», то полная мощность СП-1 может составить и вовсе 60 млрд м3 газа в год.
Поскольку СП-2 — это точная копия СП-1, то опыт старого газопровода вполне применим к новой трубе. Получается, что ограничение в 50% резерва, составляющее 27,5 млрд м3, всё равно позволит СП-2 перекачивать 32,5 млрд м3 в год — или почти что 60% от своего номинала.
Вторым вариантом выхода «Газпрома» из-под европейских санкций может стать использование отдельной компании, которой передадут в собственность и управление 12-мильный участок СП-2 в немецких территориальных водах, попадающих под юрисдикцию Евросоюза. С помощью такого шага «Газпром» вполне может выполнить условие директивы ЕС, не теряя контроля над газопроводом — ведь входная точка морской трубы всё равно останется в руках российской монополии.
Но в запасе у России есть ещё один шаг, который действительно может стать поворотным моментом на рынке. Это — допуск независимых российских газовых компаний к экспортным поставкам. Напомним, требование Газовой директивы ЕС будет ограничивать прокачку по СП-2 только в том случае, если трубу будет и в дальнейшем монопольно использовать лишь «Газпром». Монопольное положение «Газпрома» — это, в общем-то, наследие 1990-х. Тогдашний директор компании, Рем Вяхирев, «пробил» эту монополию, чтобы высокими экспортными ценами скомпенсировать социальную нагрузку на «Газпром» в части поддержания российского газового хозяйства и компенсации низких цен на природный газ на внутреннем рынке.
С тех пор, как говорится, «много газа утекло» — и сегодня российские газовые цены если ещё не сравнялись, то уже достаточно близки к мировым. Особенно же — с учётом кризиса на нефтяном и газовом рынке. Поэтому сегодня у «Газпрома» гораздо меньше доводов на продолжение и продление своей экспортной монополии. К тому же в ситуации, когда он не может полноценно пользоваться пусть и небольшой, но критически важной частью своей транзитной системы.
Так что, как видится, допуск других российских производителей газа к экспортной трубе — это лишь вопрос времени и наличия силы воли у правительства России. Действительно, все долги «Газпрому» уже давным-давно возвращены, а конкуренция на экспортном рынке никак не ущемляет интересов России, которые всё-таки отличны от интересов газовой компании-монополиста.
Если СП-2 заработает на полную мощность, то главными пострадавшими станут, понятное дело, альтернативные маршруты — в первую очередь украинский и польский. Уже сегодня, на фоне энергетического кризиса средней тяжести, Киев и Варшава практически дерутся за российские газовые объёмы. Причём происходит это в условиях гарантированного бронирования прокачки через Украину. Со следующего года ситуация только ухудшится: объём гарантированной прокачки через Украину сократится более, чем на треть. Если же ещё и СП-2 добавит к этому печальному раскладу дополнительные 32-60 млрд м3 в год, то картинка с транзитом для Киева и Варшавы станет и вовсе аховой. Тут уж Украине и Польше впору думать, стоила ли их прошлые и нынешние ссоры с Россией тех потерь, которые выглядят в будущем уже практически неизбежными.
Алексей Анпилогов



Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий