четверг, 21 мая 2020 г.

Одесса: искусственная вентиляция… бюджета?

Аппараты искусственной вентиляции легких закупила мэрия Одессы для городской клинической больницы №10, где произошла серьезная вспышка новой коронавирусной инфекции COVID-19

Для ГКБ №10 приобрели не «российско-немецкие» Dixion Aeros 4600, как для инфекционки, Еврейской, ГКБ №11 и второго роддома, а оборудование якобы шведской компании Brightfield Kommanditbolag. Почему «якобы»? Об этом — чуть ниже.
Семь аппаратов S1100A обошлись городу в 5 млн 250 тыс. грн, или по 750 тыс. грн за штуку. Российские, напомним, стоили больше миллиона.
Закупка производилась по упрощенной, «ковидной» процедуре — без конкуренции, публикации техзадания и других документов, в том числе сертификата соответствия.
Оборудование «десятке» продала фирма «Медхолдинг» (директор — Татьяна Сергиенко, владелец — Наталья Швецова), зарегистрированная в столице восемь лет назад. С украинскими медучреждениями «Медхолдинг» сотрудничает с 2016 года. За это время ООО заключило 688 договоров и получило из бюджетов всех уровней 869 миллионов гривен, причем крупнейшим его заказчиком был Одесский национальный медуниверситет. Он закупил у компании товаров на 71 млн грн. Почти половина этой суммы — 31,5 млн — пришлась на одну закупку: вуз приобрел различное диагностическое оборудование.
Аппараты искусственной вентиляции легких «Медхолдинг» поставляет бюджетным учреждениям не так давно — с лета прошлого года. Первым заказчиком была Хмельницкая центральная районная больница Винницкой области, которая приобрела практически те же самые аппараты, что одесская клиника, только более продвинутые — S1600. Обошлись два устройства всего в 406 тыс. грн, но это было до ажиотажного спроса, связанного с пандемией коронавирусной инфекции.
Хмельницкие медики проводили тендер в соответствии с законом «О государственных закупках», и все документы на оборудование присутствуют в «Прозорро». Есть там и сертификат соответствия, выданный государственным объединением «ПолітехМед», в котором ни о каких шведах нет ни слова, а производителем аппаратов указана китайская компания Nanjing Superstar Medical Еquipment Co. Ltd.
Что касается шведской Brightfield Kommanditbolag, то в полном соответствии с названием (Kommanditbolag переводится как «коммандитное товарищество», или «товарищество на вере») людям, которые интересуются прошлым и настоящим организации, поставляющей Украине столь необходимое в условиях пандемии оборудование, предлагают верить на слово.
О существовании фирмы знает почему-то лишь украинский сегмент интернета: единственное упоминание о ней за рубежом можно найти только на «главном» сайте в национальном домене .se, информация с которого не индексируется поисковыми системами. Без введения URL ресурс не найти. Кроме того, что характерно, и на шведском, и на украинском сайтах (который, в отличие от первого, легко находится через гугл) нет ни слова об аппаратах искусственной вентиляции легких и другой подобной технике: в каталогах присутствует только оборудование для эндоскопии.
На сайте Nanjing Superstar аппараты ИВЛ присутствуют, в том числе и те, которые приобрела одесская больница — под торговой маркой Superstar. Но и с китайцами много сомнительных моментов: почти все сообщения о нанкинской фирме в интернете на поверку оказались результатом грамотной контекстной рекламой кампании и SEO. Информации о публичных закупках ее оборудования за пределами Украины — с гулькин нос, зато та, что имеется, очень любопытна. Скажем, точно такие же аппараты S1100 хотели купить в Литве, но министерство здравоохранения республики признало их непригодными.
В Государственном реестре медицинской техники и изделий медицинского предназначения Украины, который вели до 2018 года, нет ни одного медтовара, произведенного Brightfield или Nanjing Superstar.
В общем, классический «Абибас», только медицинский. Вот только со спортивной обувью риска поменьше — оттого, что они быстро приходят в негодность, а то и разваливаются в самый неподходящий момент, человек не умирает. С ИВЛ ситуация иная.
Теперь по ценам на «шведско-китайские» ИВЛ. На Alibaba аппараты S1100-1200 продаются за 5-6 тысяч долларов США. По текущему курсу это 135-162 тыс. грн. Но просто так через «Алибабу», понятное дело, вы сейчас их не купите — нужны выходы непосредственно на производителя. У компании «Медхолдинг», похоже, они есть: эта компания является главным поставщиком данного оборудования в украинские клиники.
Впрочем, имеются примечательные исключения. Так, 10 апреля Министерство внутренних дел Арсена Авакова закупило для своей центральной больницы «шведские» ИВЛ у компании «Мрія-Медікал», зарегистрированной в январе этого года. Всего было поставлено 50 аппаратов общей стоимостью 51,15 млн грн — по миллиону с копейками за штуку!
Вообще, разнобой по ценам на одни и те же аппараты значительный. К примеру, 30 марта, когда был, наверное, самый пик истерики и страшенный дефицит всех медицинских товаров, необходимых для борьбы с коронавирусом, специализированная медико-санитарная часть Энергодарского горсовета приобрела точно такие же ИВЛ S1100 за 542,4 тыс. грн.
Чуть раньше, 23 марта, аналогичное устройство купило Владимир-Волынское территориальное медицинское объединение — за 530 тысяч грн. 26 марта Гороховская центральная районная больница Волынской области обзавелась «шведским» аппаратом, заплатив 580 тысяч. А вот Ратновская ЦРБ того же региона выложила уже 800 тысяч — больше даже, чем одесситы.
В нашем городе, кроме 10-й ГКБ, аппаратуру «шведов» хотела закупить больница №11 на Воробьева. Договор со все тем же «Медхолдингом» — на поставку двух устройств общей стоимостью 1,5 млн грн — был подписан 8 апреля, но уже 22-го его расторгли с загадочной формулировкой «ошибочно загруженная закупка».
Еще раз: упрощение тендерных процедур, связанных с COVID-19, не просто ускорило закупки, а позволило проводить их без конкуренции, только с одним участником, который подбирается самими чиновниками от медицины. Не нужно публиковать целый ряд важнейших документов — вроде техзадания и сертификата соответствия. Соответственно, и злоупотреблять стало намного проще, чем раньше. Закупленные для ГКБ №10 аппараты ИВЛ — лишь один из эпизодов грандиозного распила общественных средств, который происходит прямо на наших глазах. И слава богу, что эти сомнительные изделия, произведенные невесть кем, толком не проверявшиеся и, вполне возможно, просто опасные, пока особо не востребованы.+
Виктор Босняк, Думская
Донаты на сайт Яндех кошелёк - 410017649256522

Комментариев нет:

Отправить комментарий