20.05.2020 - 17:18
В распоряжении украинского издания «Вести.ua» попали бухгалтерские ведомости с суммами фондов оплаты труда НАК «Нафтогаз», а также в Верховном Суде и Конституционном Суде за апрель. В принятых изменениях к бюджету страны на 2020 год ряду государственных структур были предписаны четкие ограничения по максимальному размеру должностных окладов.
Как чиновники соблюдают «зарплатную диету», — разбираются «Вести.ua».
Судейский бунт
Зарплатные ограничения — это проявление солидарности во время пандемии Covid-19. Урезание высоких, по меркам Украины, штатных окладов в полной мере коснулось украинских судей. Им предписали разделить финансовые тяготы с врачами, зарплаты которых в разы ниже судейских.
Были ограничены оклады всех действующих судей, в том числе судей Конституционного Суда Украины, членов Высшего совета правосудия и членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины. На время карантина судейские оклады должны быть ограничены в пределах десяти минимальных зарплат или на уровне 47 тыс. гривен.
Политика принудительной бюджетной солидарности не особо пришлась по вкусу судейскому корпусу. Глава суда Валентина Данишевская заявила, что ограничение судейских зарплат — это нарушение принципа независимости судейской ветви власти.
«Мы провели исследование и выяснили, что в нашей стране около 200 тысяч чиновников, но это уменьшение заработной платы коснулось меньше, чем 1% из них. И оно касается 100% судей. Это очевидная непропорциональность», — отметила Данишевская.
В замечании главы ВС есть доля справедливости. Действительно, политика бюджетной солидарности коснулась далеко не всех чиновников и некоторых других «нахлебников», получающих жалование из государственной казны.
Апрель должен был стать первым месяцем «зарплатной диеты» для судей. Но как показывают бухгалтерские ведомости, судьи, судя по всему, решили не отказываться от высоких зарплат. В апрельском отчете указывается, что за месяц зарплата была начислена 1 613 работникам Верховного Суда. Напомним, что непосредственно судей ВС «по штату» всего 100 человек. Зарплатный фонд ВС за апрель составил более 122,6 млн гривен.
То есть в среднем каждый работник суда получил по 76 тыс. гривен. Понятно, что рядовой служащий получает 6-8 тыс. гривен, а глава суда — от 200 до 300 тыс. гривен.
Но судя по средней сумме зарплаты по ВС, можно предположить, что судьи не испытали законом установленных материальных стеснений, проигнорировав установленные зарплатные ограничения.
Схожая картина наблюдается и в Конституционном суде Украины. При начисленной зарплате более 18,2 млн гривен 264 штатным сотрудникам, в среднем в КСУ получили почти по 69 тыс. гривен зарплаты. Конституционный суд, часто демонстрируя целесообразную «гибкость» в рассмотрении определенных законов, в вопросе собственных зарплат проявил непоколебимую последовательность и твердость.
Бюджетное кормление лоббистов
Но самая интересная ситуация сложилась в бухгалтерском отчете НАК «Нафтогаз». Согласно ведомости, в апреле оклады получили 709 сотрудников компании. Общая сумма начисленной зарплаты указана в размере более 57,7 млн гривен. В среднем это почти 81,5 тыс. гривен на одного сотрудника газового монополиста. Понятно, что где-то в этом массиве слилась «минималка» условной уборщицы и миллионные оклады главы НАКа Андрея Коболева.
После скандала с космическим окладом и премиями руководства «Нафтогаза», Коболев заявил, что ввиду «политизированности вопроса его зарплаты» он будет перечислять оклад на благотворительность.
В апреле прошлого года пресс-служба НАКа разместила сообщение, что Коболев с начала года пожертвовал на благие дела более 3,2 млн гривен. Занимался ли Коболев благотворительностью после этого «отчета» — остается загадкой. Как названия организации или учреждения, которые стали счастливыми получателями щедрой помощи от одного скромного и анонимного топ-менеджера.
Впрочем, уровнем зарплат руководства «Нафтогаза» сейчас мало кого удивишь. Мы привыкли к такому эталонному цинизму, а топ-менеджеры НАКа успешно переждали информационную «вонь» и бурное, но бесполезное общественное «обурення».
Куда интереснее выглядит статья расходов на оплату работ, выполненных согласно гражданско-правовым договорам. В ведомости указано, что по этим договорам зарплату получили 5 человек, которым начислили 2 млн 860 тыс. гривен.
Загадочная пятерка, получающая деньги по договорам — это члены наблюдательного совета «Нафтогаза». Постановлением КМУ № 21-р от 17 января 2018 года утверждены условия подписания гражданско-правовых договоров с независимыми членами надзорного органа НАКа.
Из 7 штатных членов наблюдательного совета, представители государства (Юлия Ковалив и Наталия Бойко) не получают финансового вознаграждения. На зарплате находятся только иностранцы.
Получается, что за апрель пятерка членов набсовета получила по 572 тыс. гривен. Считаем своим долгом озвучить фамилии этих достойных людей, ведь страна должна знать своих героев.
— Клэр Споттисвуд — экс-руководитель Ofgas (регуляторного органа Великобритании по вопросам газоснабжения в 1993–1998 гг. в процессе разделения компании British Gas и либерализации рынка). Споттисвуд работала экономистом в Королевском казначействе Великобритании, а также в Министерстве экономики и финансов Великобритании;
— Бруно Лескуа — бывший топ-менеджер французской компании Gaz de France;
— Амос Хохштайн — до 2017 года — представитель Госдепартамента США по международным энергетическим вопросам, а позже — вице-президент компании Тellurian Inc. Хохштайна связывали со скандальным делом фирмы Burisma и бывшим вице-президентом США Джо Байденом.
— Людо Ван дер Хейден — профессор и декан Institut Européen d’Administration des Affaires. Это одна из ведущих мировых школ бизнеса (к слову, украинский новореформатор Айварас Абромавичус был студентом Хейдена);
— Роберт Бенеш — американский бизнесмен, крупный бенефициар «Донбассэнерго» через ЧАО «Энергоинвест Холдинг» (назначен Кабмином 11 марта).
Когда власть в очередной раз будет «оплакивать» нехватку финансов для системы здравоохранения, стоит помнить о суммах, которые тратятся на содержание иностранных лоббистов в набсоветах, чья деятельность не имеет никакого отношения к национальным интересам Украины.
Роман Губриенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий