воскресенье, 30 сентября 2018 г.

В чьих интересах Кудрин взялся за Газпром?

Кому начинать беспокоиться - Газпрому или населению?

27 сентября стало известно, что главный стратег правительства Алексей Кудрин, покидая пост главы ЦСР всвязи с уходом в Счётную палату, сделал последний прощальный жест – положил на стол Газпрома несколько вариантов его реформирования, причём во всех вариантах предусмотрено лишить Газпром контроля над единой системой газоснабжения. Заказчиками исследования целевого состояния газовой отрасли выступили якобы какие-то бизнесмены.
Алексей Кудин известен как спикер намерений правительства и один из авторитетных влиятелей на решения высшей власти. Что у Кудрина на языке, то у правительства на уме. Это и бюджетное правило, и пенсионная реформа, и прочие непопулярные, не тем не менее неуклонно реализуемые меры в экономике. Предложение Кудрина лишить Газпром монополии на систему газоснабжения вызывает очень много настороженных ожиданий – к чему клонит Кудрин, и чего добиваются стоящие на ним группы крупного бизнеса?


Кудрин - не Чубайс, известными своими приватизаторскими подвигами. Кудрин – финансист, причём, финансист, на глазах смещающийся из либерального сектора в консервативный. Возможно, отчасти тут и возраст сказывается, отчасти и занимаемая должность, но как только Кудрин стал отвечать за госпроекты, так ему понадобился контроль над всеми деньгами страны. И отсюда его тенденция к централизации. Дело в том, что проекты лишения Газпроме права контроля над ЕТС предусматривают передачу этого контроля государству в лице Министерства энергетики. Причём по Кудрину, Минэнерго не только сможет решать вопросы доставки газа, но и заключать новые экспортные контракты.
То есть по сути это должно расцениваться как стремление к национализации прибылей от экспорта газа – национального достояния всех россиян. Поступок весьма похвальный и давно необходимый. Но то, что идея исходит от Кудрина, заставляет насторожиться. По сути мы имеем дело с аналогом действий Чубайса в приватизации РАО ЕЭС. То есть на рынке транспортировки газа возникнет монополия Минэнерого (кто сказал, что это лучше монополии Газпрома, а если лучше, то чем?), а с другой стороны в добыче появятся новые игроки. Чтобы упокоить Газпром, Кудрин предлагает «налоговый манёвр»: налоги для Газпрома снизятся на 20%, а для прочих производителей поднимутся на 30%. Кроме того, все добывающие компании будут обязаны совершать поставки на внутренний рынок.
То есть не надо быть большим экономистом, вроде Карла Маркса, чтобы понять следующее:
1. Рынок газа внутри России ждёт очередной передел.
2. Газпром сохранит привилегии в налогообложении, поделившись трубой.
3. Более мелкие добытчики газа получат более дискриминационные условия, чем Газпром, но этим заплатят за вход в рынок.
4. Для конечного потребителя цены на внутренней газ вырастут без вариантов.
5. Подобное перераспределение газа в сопровождении с изменением цен для мелких производителей и увеличением налогов на них через фокусы статистического счёта позволит показать увеличение ВВП к 2035 году на 3 триллиона рублей. То есть Кудрин считает, что президенту Путину это должно понравиться.
6. Минэнерго получит дополнительные деньги, которые освоит через аффилированные дочерние компании.
7. И то, что эта идеи озвучена Кудриным, и то, что это сделано с подачи неких бизнесменов, и то, что в итоге вырастут цены, показывает, что увеличивается возможность заработать для чиновников. Коррупционная составляющая торчит из проекта Кудрина, как шило из мешка.
То, что озвучивание проекта прошло через Кудрина, говорит о том, что у него есть мощная аппаратная поддержка. Чиновникам и топ-менеджменту госкорпораций это решение выгодно. Выгодно оно и узкому кругу добывающих компаний, которые войдут в закрытый клуб газовых производителей. Формально это – борьба с монополизмом. По сути – олигополия, то есть картельный сговор никуда не уходит, коррупция легализуется через бизнес-процессы. Если искать в практике пример юридического термина «криминальное законотворчество», то у очередной идеи Кудрина есть все шансы попасть в образец в виде иллюстрации.
У современого российского крупного бизнеса вообще крайне размыта граница между криминальной и законной деятельностью. Подкуп чиновников – это то, без чего крупный бизнес в России не живёт ни дня. И потому все макроэкономические решения либо правительства, либо его экспертов, либо крупных корпораций всегда ведут к росту цен для населения и никогда не ведут к облегчению его жизни. Потом это прорывается приморскими выборными коллизиями, которые бросаются тушить политтехнологи, оплаченные крупными корпорациями деньгами, отнятыми у населения примерно тридцатью относительно честными способами.
Даже такое благое дело, как передача Минэнерго права заключать внешние контракты по газу и национализация газотранспортной сети в исполнении знаковых системных либералов приводит не к положительным эффектам в виде улучшения экономического климата, а к прямо противоположным результатам: росту коррупции и цен, снижению уровня жизни населения. То, что решение озвучено Куриным, говорит о его высоких шансах на воплощение в жизнь. Однако как скоро это случится – неизвестно. Если Кудрину удастся склонить на свою сторону руководство страны, это может случиться быстрее, если нет – проект пока полежит на полке и подождёт своего часа. Несомненно одно – к нему вернутся. Слишком выгодные идеи сокрыты в недрах последнего экспертного заключения Кудрина, предоставленного Газпрому на экспертизу. 

Специально для ИА REX

Комментариев нет:

Отправить комментарий