Обнародованные президентской библиотекой Билла Клинтона документы показывают, как Борис Ельцин фактически умолял Клинтона не расширять НАТО за счет СНГ, «клянчил» деньги от МВФ, просил США спасти его режим и требовал отдать Европу и Азию России
Вчера стали известны подробности засекреченных бесед бывших президентов России и США, Бориса Ельцина и Билла Клинтона, состоявшихся в период с 1993 (вступление в должность Клинтона) по 1999 (отставка Ельцина) годы. Всего около 600 страниц, 18 обычных и 56 телефонных переговоров обнародовала Президентская библиотека Билла Клинтона. Приведем наиболее интересные моменты и цитаты.
«Отец русской демократии»
Клинтон выражает уверенность в том, что политические перемены под предводительством Ельцина позволяют считать его отцом «русской демократии».
«Я знаю, что демократические перемены, которые вы проводили, сделали возможным интеграцию России в мировое сообщество. Я очень гордился, когда Россия вступила в G8, и я очень горжусь работой, которую мы проделали в контроле над вооружением и других вопросах. … Борис, я верю, историки скажут, что вы — отец российской демократии и что вы работали, чтобы сделать мир безопасным местом», — говорил Клинтон Ельцину по телефону 31 декабря 1999 года.
Ельцин умоляет США не расширять НАТО
В другом разговоре российский лидер буквально «умоляет» главу Белого дома не расширять НАТО на бывшие страны СССР, допуская при этом такой поворот спустя 10 лет.
«Мы намерены передать этот документ на рассмотрение Думы и мы надеемся на его ратификацию. Но Дума примет два решения. Во-первых, она ратифицирует документ, тогда она поставит условие, что если НАТО примет хоть одну из бывших республик Советского Союза, Россия выйдет из договора и будет считать его недействительным. Это произойдет, если вы сегодня один на один не скажете мне, без присутствия наших близких советников, что вы не примете новые республики в ближайшем будущем, я должен услышать это. Я понимаю, что, может быть, через десять лет или около того ситуация может измениться, но не сейчас. Возможно, это будет последующим развитием. Но мне нужны от вас гарантии, что это не случится в ближайшем будущем», — говорил Ельцин.
На такую мольбу Клинтон отвечает категорическим отказом: «Я просто не могу этого сделать».
«Частное заверение было бы все равно что публичным… Но я не могу давать заверения от имени НАТО и я не хочу себя ставить в позицию, когда я вотирую расширение НАТО из уважения какой-либо стране, еще меньше позволить вам или кому бы то ни было делать это», — отвечал Клинтон.
Коммунисты, гражданская война, Крым и Аляска
В 1996 году, в преддверии президентских выборов в России, Ельцин описал Клинтону кошмарный сценарий, если коммунисты победят.
«В американской прессе ведется кампания, допускающая, что народ не должен бояться коммунистов, что они хорошие, уважаемые и вежливые люди. Я предупреждаю людей о том, чтобы они не верили этому. Больше половины из них — это фанатики, они все разрушат. Это будет гражданской войной. Они упразднят границы между республиками (бывшего СССР). Они хотят вернуть Крым обратно, они предъявляют претензии даже на Аляску», — жаловался российский президент с расчетом на поддержку США на предстоящих выборах.
Тогда же Ельцин, боявшийся потерять свое кресло в Кремле, по сути, «клянчил» у США деньги: «Билл, для моей предвыборной кампании я срочно нуждаюсь в 2,5 млрд долларов для России. Мне нужны деньги для пенсий и зарплат». Клинтон обещал поговорить с «друзьями» в МВФ на сей счет и постараться помочь.
«Я не позволю Милошевичу…»
Из внешнеполитических тем одна из наиболее любопытных — это война в Югославии, момент проверки на прочность «дружбы» двух президентов. Ельцин предложил встретиться с Клинтоном на корабле или подлодке, или даже острове, чтобы «ни один человек не беспокоил нас». Хозяин Кремля сказал об огромном давлении, которое на него оказывает операция НАТО, что приведет к «потере сердец и умов россиян».
«У нашего народа, безусловно, теперь будет плохое отношение к Америке и НАТО. … Я помню, как мне было трудно попытаться поменять мнение наших людей, руководителей, политиков по отношению к Западу, к Соединенным Штатам, но мне это удалось и теперь потерять все это…», — предупреждал Ельцин.
В ответ Клинтон пообещал не позволить сербскому лидеру Слободану Милошевичу «разрушить отношения (с Россией), над строительством которых мы упорно работали последние шесть с половиной лет». Хозяин Овального кабинета с сожалением произнес, что Милошевич — серб, а не какой-нибудь ирландец.
Европа — не США
Отдельного внимания заслуживают слова про действующего президента России Владимира Путина. Ельцин, представляя Клинтону своего преемника, описывал его как «твердого», «тщательного», «сильного» и «высококвалифицированного» политика.
«Вы будете иметь с ним дело. Он продолжит линию Ельцина на демократию и экономику и расширит контакты России. У него есть энергия и мозги, чтобы преуспеть», — говорил Ельцин 42-му американскому президенту на встрече в Стамбуле в ноябре 1999 года.
На этом же саммите лидеры обсуждали геополитику Евразии.
«Я прошу вас об одном. Отдайте Европу России. США — не Европа. Европа должна быть делом европейцев. Россия — наполовину европейская, наполовину азиатская», — говорил Ельцин.
Удивленный Клинтон спросил: «А вы хотите еще и Азию?», на что российский президент ответил двоекратным: «Конечно!».
Хотя некоторые эксперты уже раскритиковали рассекречивание переговоров, показывающих зависимость ельцинской России от США, это не привело к какому-либо дипломатическому скандалу. Пресс-секретарь российского лидера мудак Дмитрий Песков не видит в этом ничего предосудительного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий