В иностранных СМИ усиленно муссируется тема появления на Балтике двух вооруженных «Калибрами» малых ракетных кораблей Черноморского флота. Чем это могло быть вызвано?
На вопрос попытался ответить корреспондент Федерального агентства новостей.
За «дымовой завесой» КУГ
В последние недели внимание иностранных СМИ и российской общественности было приковано к корабельной ударной группе (КУГ) Северного флота, совершающей переход к берегам Сирии. Движение тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», пары БПК и судов обеспечения вызвало самый настоящий «шторм» в медиасфере.
Россию подозревали в подготовке «варварских ударов по Алеппо» и стягиванию для этого в восточное Средиземноморье «ракетоносных кораблей и подводных лодок». Средиземноморские государства одно за другим отказывали КУГ в праве захода в их порты. МО РФ флегматично отвечало на это, что, во-первых, никто никуда заходить не собирался, а во-вторых, и так дойдем…
В данной медийной какофонии полностью потерялся факт выхода на очередную боевую службу двух малых ракетных кораблей Черноморского флота «Серпухов» и «Зеленый Дол». 4 октября эти два МРК покинули Севастополь и уже привычно взяли курс на Средиземное море. Привычно, потому что для «Серпухова» и «Зеленого Дола» это был уже третий визит в Средиземку за 2016 год.
А вот дальше произошло нечто необычное. МРК побороздили Средиземное море и… пропали. Вновь объявились они только 23 октября в... Северном море. Два МРК спокойно шли в сторону Датских проливов в сопровождении морского буксира «Виктор Конецкий».
Вот тут на «Серпухов» и «Зеленый Дол» внимание, наконец-то, обратили.
«Обругай Россию-2016»
Первыми заволновались датчане. «Появление двух русских корветов на Балтике ставит под вопрос договор в области разоружения», — резюмировал за всех журналист Morgenavisen Jyllands-Posten Поуль Фундер Ларсен. «А я предупреждал, что так и будет!» — мрачно сообщил преподаватель датской Военной академии Клаус Матисен.
«Ситуацию следует толковать как политический сигнал. Путин прекрасно понимает, что это вызовет бурную реакцию. Это демонстрация силы», — процитировала газета Dagens Nyheter слова Тумаса Риса из Военной академии Швеции.
Озадаченные эстонцы выдернули к себе на телевидение постоянного представителя США при НАТО Дугласа Льюта. Тот был явно уставшим, долго торчать в эфире не захотел, а потому ответил честно: «Появление российских малых ракетных кораблей в Балтийском море не имеет важного значения. В этом шаге нет ничего особенного».
Но в Вашингтоне и Лондоне уже сообразили, что появился новый повод для нападок на Москву. Поэтому Льюта быстро заткнули. Вместо него на первый план выдвинулся госсекретарь США Джон Керри, который объявил, что, во-первых, серьезно озабочен. И, во-вторых, крайне сожалеет о том, что Кремль по соответствующему поводу не делал никаких официальных заявлений.
Эстафету «Обругай Россию-2016» тут же подхватили в Великобритании. Газета The Sunday Times, на днях «обнаружившая» три российские субмарины, якобы крадущиеся к Сирии, объявила два российских МРК на Балтике серьезнейшей угрозой для НАТО. В Прибалтике, несколько дезориентированной честностью Льюта, наконец разобрались, «куда ветер дует». После чего с большим облегчением устами представителя пресс-службы министерства обороны Латвии Каспара Галкина обвинили Россию в «психологическом давлении».
Тут снова чертиком из табакерки выпрыгнул г-н Матисен со своим «А я предупреждал!..» — и ударная волна ахов, охов, фырканий и патетических восклицаний покатилась по Европе дальше.
Культ «Калибра»
Что же стало поводом для такой реакции на появление в балтийской акватории двух российских корабликов, чье совокупное водоизмещение не превышает 2000 тонн? Поводом стало магическое после осени 2015 года слово «Калибр».
Напомним, 7 октября прошлого года группировка кораблей Каспийской флотилии в составе ракетного корабля «Дагестан» и трех МРК проекта 21631 произвели групповой пуск на дальность свыше 1500 километров 26 ракет 3М14Т «Калибр-НК» по объектам «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в РФ) в Сирии. Операция была откровенно демонстративной — и в этом смысле, безусловно, успешной. «Калибры» произвели столь сильное впечатление на иностранную и отечественную аудиторию, что стали восприниматься многими на уровне российского Wunderwaffe...
Вот тут самое время вернуться к «Серпухову» и «Зеленому Долу». Дело в том, что эти малютки тоже относятся к проекту 21631 (шифр «Буян-М») и, соответственно, также являются носителями крылатых ракет «Калибр» (по восемь штук на брата). На этом основании целый ряд западных «аналитиков» поспешил сделать вывод: Владимир Путин шантажирует Европу. Чем? Ну, как чем… Вот же — «Калибры». Целых 16 штук в центре Европы. Вам что, мало?
Вообще-то, конечно, мало. 16 крылатых ракет, какими бы супер-пупер они не были, — это всего лишь 16 боевых частей с 400 кг взрывчатого вещества в каждой. Слабовато как-то против НАТО… В Альянсе подумали-подумали и решили, что Путин непременно заменит боевые части (БЧ) балтийских «Калибров» с фугасных на ядерные — и вот тогда… 16 крылатых ракет с ядерными БЧ в центре Европы, спасите-помогите!
Любопытно, что данный посыл был немедленно подхвачен и в российской медиасфере, ответившей серией заметок, общий смысл которых сводился к следующему. «Серпухов» и «Зеленый Дол» были срочно выведены из состава Черноморского флота и переброшены на Балтику. Данная акция якобы была вынужденной и явилась следствием недооценки руководством РФ военно-политических рисков, связанных с ситуацией вокруг Калининградского эксклава. Мол, теперь президент и Минобороны все наконец-то дооценили, после чего и погнали пару «калиброносных» МРК с Черного моря на Балтийское.
Страсти по Калининграду
Давайте подумаем, насколько оправданы, с практической точки зрения, подобные выводы. Если отбросить в сторону уже привычную русофобскую риторику Запада и алармистский тон отдельных российских реплик, то 16 «Калибров» в Балтийске — это, с точки зрения обороноспособности региона, конечно, лучше, чем Балтийск без «Калибров». С другой стороны, куда проще и оперативнее усилить обороноспособность Калининградского эксклава развертыванием на его территории оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Искандер» — что, собственно, Россия не раз и демонстрировала. Причем настолько успешно демонстрировала, что на Западе для подобных акций изобрели даже специальный термин — «создание зоны запрета доступа».
Отсылка некоторых спикеров к тому факту, что «Калибры» имеют большую дальность, чем «Искандеры», в раздел достаточно аргументированных попадают с натяжкой. Дело в том, что ОТРК в варианте комплектации «Искандер-К» использует дозвуковую крылатую ракету Р-500. Официально она имеет дальность в 500 км. Но, по мнению сотрудников Пентагона, вполне может иметь реальную дальность, соизмеримую с таковым показателем у «Калибра». По крайней мере, ряд источников указывает на то, что во время натовских учений 2016 года дальность поражения наземных стационарных целей ракетой Р-500 указывалась как 2500 км.
Высказывания о том, что появление черноморских МРК на Балтике связано с возможностью оснащения «Калибров» ядерными БЧ, тоже вряд ли стоит рассматривать всерьез. Во-первых, согласно периодически проскальзываемым в отечественных СМИ сообщениям, «Искандеры» в случае необходимости тоже можно оснастить ядерными БЧ. Во-вторых, с учетом ядерного арсенала, имеющегося у России и ее зарубежных «партнеров», 16 российских крылатых ракет со спец-БЧ, нацеленных на Европу, никак не меняют расклада сил.
Не вызван океанский переход МРК и стремлением Москвы «взять под контроль Балтийское море», как бы ни старались убедить в этом себя и публику зарубежные спикеры. Для такой задачи у Балтийского флота имеются как минимум противокорабельные ракеты четверки новейших корветов проекта 20380, не считая ракетного вооружения других балтийских вымпелов, береговых ракетных комплексов и авиационной группировки, которую можно будет задействовать в интересах Флота.
Вывод? Переход «Буянов-М» с Черного моря на Балтийское не вызван ситуативной необходимостью скорейшего укрепления обороноспособности Калининградской области.
«Буян» уже не нужен?
Но если так, то чем же все-таки вызван переход МРК? Официальной информации об этом нет, так что нам остается лишь поделиться собственной версией.
Вспомним, почему «Буяны-М», исходно не предназначавшиеся для такого региона как Черное море, вообще появились в Севастополе. Дело в том, что сразу после воссоединения Крыма с Россией возникла задача скорейшего наращивания военного потенциала РФ на Черном море. Решалась эта задача комплексно. На Крымский полуостров были срочно переброшены береговые ракетные комплексы. Их прикрыли усиленной авиационной группировкой и новыми ЗРК. Срочно были заложены новые корабли и подлодки для Черноморского флота.
Пока же новые вымпелы еще только начинали строиться, исходно создававшиеся для Каспийской флотилии МРК «Серпухов» и «Зеленый Дол» решено было отправить на Черное море. Тем более что впереди вырисовывалось участие в Сирийской кампании, где ударные возможности «Буянов-М» очень даже могли пригодиться. И, как мы уже знаем, действительно пригодились. Причем не только на Каспии, но и в Средиземном море, из акватории которого 19 августа 2016 «Серпухов» совместно с однотипным «Зеленым Долом» выполнили три пуска крылатых ракет «Калибр» по целям запрещенной в России террористической группировки «Джебхат ан-Нусра» на сирийской территории.
Как и в случае с ракетным ударом из акватории Каспия, насущной военной необходимости в использовании «Калибров» 19 августа не было. Основной причиной нового применения крылатых ракет было желание продемонстрировать возможности ВМФ РФ, испытать новую технику и проверить обученность личного состава.
Очевидно, к осени 2016 года Министерству обороны РФ стало понятно, что дальнейшее присутствие МРК в составе Черноморского флота перестает себя оправдывать. Черноморский регион достаточно плотно контролировался наземной группировкой и авиацией ВС РФ, базирующимися в Крыму. Одновременно Черноморский флот начал получать новые «калиброносцы» с куда лучшей, чем у «Буянов-М», мореходностью и автономностью. Речь идет об СКР проекта 11356 и ДЭПЛ проекта 636.
Все это вместе, дополненное сложившейся на данный момент демонстративно-показательной практикой эпизодических пусков «Калибров», сделало присутствие МРК проекта 21631 в составе Черноморского флота не особо актуальным. Зато по-прежнему актуальной оставалась потребность Черноморского флота и нашего корабельного соединения, действующего у берегов Сирии, в кораблях с более высокими показателями мореходности и автономности, чем у «Буянов-М».
Варианты «рокировок»
В сложившейся ситуации наиболее логичным представляется замена черноморских «калиброносных» МРК на корабли класса «фрегат» или «корвет» из состава другого флота. Желательно — флота, действующего в акватории, позволяющей с минимумом ограничений использовать МРК, спроектированных для условий закрытого Каспийского моря. Есть ли такой флот? Конечно, есть. Это Балтийский флот, в составе которого имеются вполне подходящие для условий службы в черноморско-средиземноморской зоне СКР проекта 11540.
Таким образом, представляется возможным, что вместо «Серпухова» и «Зеленого Дола» Черноморский флот в ближайшей перспективе получит СКР проекта 11540 «Ярослав Мудрый» и «Неустрашимый». Последний — по окончании планового ремонта.
Другой вариант — передача в состав Черноморского флота (сразу после их ввода в строй) новых корветов проекта 20385 «Гремящий» и «Проворный», как и «Буяны-М» вооруженных «Калибрами». Косвенно в пользу такого предположения может говорить недавний учебный поход корветов «Бойкий» и «Сообразительный» в Северную Атлантику.
Разумеется, все это лишь предположения. Тем не менее, в свете перехода черноморских «Буянов-М» на Балтику и продолжающейся Сирийской кампании, следует ожидать от МО РФ дальнейших «рокировок» корабельного состава наших флотов.
Андрей Союстов
Комментариев нет:
Отправить комментарий