В Вене состоялись двухдневные переговоры по урегулированию ситуации в Сирии. Участники переговоров провели конструктивную дискуссию и достигли соглашения по ряду пунктов, а также договорились в ближайшие дни продолжить работу.
По итогам 8-часовых переговоров в Вене главы МИД приняли коммюнике, в котором отразили общую позицию по урегулированию ситуации в Сирии.
Документ, содержащий 9 пунктов, был распространен после окончания встречи.
При этом стороны по-прежнему расходятся в подходах к тому, должен ли сирийский президент Башар Асад остаться у власти, и на каких условиях возможно участие внешних игроков в военных операциях в Сирии. В Вашингтоне, правда, рассчитывают, что военные усилия разных стран в Сирии не будут пересекаться.
В четверг в Вене прошла новая встреча глав МИД России, США, Саудовской Аравии и Турции по сирийскому урегулированию. В пятницу к «четверке» присоединились — по российской инициативе — еще несколько стран, способных внести свой вклад в нормализацию ситуации, в том числе региональные (Египет, Иордания, Иран, Ирак, Катар, Ливан, Оман, ОАЭ) и внешние (ООН, ЕС, Британия, Германия, Франция, Италия, Китай) игроки, в общей сложности почти 20 стран.
Участники переговоров провели «откровенную и конструктивную» дискуссию, и — несмотря на ряд существенных расхождений — достигли соглашения по целому ряду пунктов, перечислив их в итоговом коммюнике. Они также договорились в ближайшие дни продолжить работу над оставшимися разногласиями и вновь собраться через две недели.
Единая, мирная, светская Сирия
Единая, мирная, светская Сирия
Министры договорились, что Сирия должна остаться единым, независимым и светским государством (пункт 1), ее государственные институты должны действовать в неприкосновенности (2), а права всех сирийцев должны быть защищены, вне зависимости от их этнической и религиозной принадлежности (3).
Стороны договорились увеличить дипломатические усилия для завершения вооруженного конфликта (4) и вместе с ООН изучить возможности достижения и реализации общесирийского перемирия параллельно с возобновлением политического процесса (9). Глава российского МИД Сергей Лавров пояснил, что сроки установления перемирия обсуждались лишь в общем плане и будут продолжены совместно с представителями ООН, при этом условия такого перемирия не оговаривались — «кроме одного, что это не будет касаться террористических групп и борьбы с этими террористическими группами».
«Я знаю, что это очень тяжело, и сегодня мы смогли в этом убедиться во время переговоров. Но я верю, что шансы на дипломатическое урегулирование сейчас гораздо выше, чем были раньше», — оценил госсекретарь США Джон Керри.
Отдельный пункт коммюнике (5) посвящен гуманитарной ситуации в Сирии: участники переговоров договорились увеличить поддержку внутренне перемещенных лиц в самой Сирии и сирийских беженцев, а также принимающих их стран, и потребовали доступа для гуманитарных организаций на всей территории республики.
Внутрисирийский политический процесс
В рамках политического процесса представителям правительства и оппозиции Сирии предстоит под эгидой ООН договориться о заслуживающем доверия, инклюзивном управлении, включающем представителей всех религиозных групп. За этим должны последовать принятие новой конституции и свободные выборы под наблюдением ООН, в которых будут принимать участие все сирийцы, в том числе живущие за рубежом (7).
«Этот политический процесс должны направлять сами сирийцы, и сирийский народ решит судьбу Сирии», — гласит пункт 8.
Между тем вопрос о будущем Асада остался основным пунктом, по которому сторонам не удалось прийти к согласию. Часть участников переговоров требует его ухода, другие считают, что это решение должны принять сами сирийцы.
«Я не говорил, что Асад должен уйти или, что Асад должен остаться. Я говорил о том, что судьбу Асада должен решать сирийский народ. Как и все, что касается дальнейшего развития сирийского государства», — пояснил Лавров позицию Москвы.
Он также указал на разобщенность сирийской оппозиции. «Мы пока не видим единую делегацию оппозиции. Об этом тоже сегодня говорили, и (спецпредставитель генсекаООН по Сирии) Стаффан де Мистура и его команда будут также заниматься и этим вопросом», — сказал Лавров.
Де Мистура со своей стороны призвал все страны, имеющие влияние на сирийские власти и оппозицию, убедить их начать диалог. «Я считаю, это будет очень полезным, особенно если те, у кого есть влияние на правительство и оппозицию, смогут сказать: „Пора сесть за стол переговоров“. Надеюсь, это случится достаточно быстро», — сказал он.
Уничтожение террористов по общим спискам
Террористические группы, прежде всего «Исламское государство» («Даиш»), подлежат уничтожению (6). Речь идет о группах, признанных террористическими решением Совбеза ООН или по согласованию участников венских переговоров.
«Мы условились, и это отражено в совместном заявлении, твердо и последовательно бороться с ИГИЛ и другими террористическими структурами, которые в качестве таковых признаны Советом Безопасности ООН, а также провести дополнительные консультации для того, чтобы согласовать список и других организаций, которые пока еще не включены в ООНовские списки, но являются явно террористическими», — пояснил этот момент Лавров.
Керри пояснил, что «ИГ и другим террористическим организациям, как мы все уверены, нельзя позволить объединиться и править Сирией». «Мы хотим прекратить эту ситуацию и не допустить, чтобы террористы захватили власть в этой стране… У нас общий враг, и нужно сделать так, чтобы этот враг не смог захватить власть ни в Сирии, ни в каком бы то ни было другом государстве», — согласился Лавров.
«Мы с самого начала нашей операции, которая осуществляется, подчеркну, по просьбе сирийского руководства, предложили Соединённым Штатам договариваться о координации наших действий. Пока наши американские коллеги пошли только на то, чтобы договориться о механизме избежания непредвиденных инцидентов. Но мы уверены, что можно сделать больше и более эффективно бороться с террористами. Я очень надеюсь, что сегодняшняя договорённость о том, чтобы согласовать список террористических групп в Сирии, позволит двигаться в этом направлении», — сказал Лавров.
Военное участие России и США
По словам российского министра, Москва выступает за то, чтобы борьба с терроризмом велась на прочной основе международного права: то есть операции должны согласовываться со страной, где они проводятся, или с Совбезом ООН.
«Россия неизменно выступает за то, чтобы борьба с терроризмом велась на основе международного права, что предполагает в случае проведения войсковых операцийвоенно-воздушными силами или сухопутными войсками и их контингентами с согласия соответствующего правительства и на основе решения Совета Безопасности ООН. Наша позиция по этому вопросу неизменна», — сказал Лавров.
Россия уже проводит в Сирии операцию против боевиков «Исламского государства» по просьбе сирийских властей, США в свою очередь на днях решили направить военных советников сирийской «умеренной оппозиции».
Керри подтвердил в Вене, что в Вашингтоне «решили интенсифицировать свою военную кампанию, а также предпринять все дипломатические шаги для разрешения конфликта». «Поэтому сегодня президент США Барак Обама принял решение о расширении операции. Мы решили отправить небольшой контингент в северные регионы Сирии «, — сказал он. Белый дом ранее в пятницу подтвердил отправку в Сирию примерно 50 спецназовцев в качестве советников для борьбы с ИГ.
Лавров в этой связи заявил, что решение США направить в Сирию наземный контингент делает еще более актуальной задачу взаимодействия американских и российских военных. «Я убежден, что Соединенные Штаты, как и Россия, конечно же, не хотят никакого сползания к так называемой войне по доверенности (proxy war), но то, что эта ситуация делает задачу сотрудничества между военными еще более актуальной, для меня очевидно», — сказал российский министр.
Между тем пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест заявил, что отправленная в Сирию группа американского спецназа не будет координировать свои действия с Россией. «Я не вижу сценария, при котором военные США могли бы координировать свои действия с русскими», — заявил Эрнест, хотя напомнил, что военные двух стран проводят «небольшое число консультаций» по избежанию конфликтов в Сирии.
На вопрос, как Вашингтон отреагирует на возможный удар России по спецназовцам США в Сирии, Эрнест ответил: «Это гипотетическая ситуация, в основном потому, что военная активность России была сосредоточена в тех частях Сирии, где не присутствуют боевики ИГ. Спецназовцы США будут участвовать в операциях по тренировкам, советовать и помогать оппозиционным силам, которые воюют с ИГ. Так что возможность того, что они вступят в конфликт, низка».
«Если мы достигнем соглашения по дальнейшим шагам, то тогда у нас будут распределены зоны ответственности за конкретные шаги в отношении террористов», — пообещал после венских переговоров госсекретарь США. тут
Комментариев нет:
Отправить комментарий