Говорить в этом году об итогах России – значит говорить обо всем мире. Настолько плотно наша страна проявила себя в глобальной повестке. Это трудно, это огромная ответственность, это дичайшая конфронтация, которая последние пару лет все больше напоминает войну.
Но для нашей страны это единственный путь. Стать по-настоящему мировой державой, которая во многом определяет судьбы мира. И сразу стоит сказать, что у нас это получается, невзирая ни на какие трудности.
Правда, и трудностей в дальнейшем будет все больше. Но таково бремя роли, которую мы себе избрали давно.
Говорить об отдельных событиях, которые произошли в нашей стране в 2015-м, – занятие отчасти бессмысленное. Настолько этих событий было много, настолько все они важны и показательны. Куда уместнее рассказать об очередном изменении в нашей общей ментальности, в самом взгляде на мир и на жизнь в России.
Кажется, в 2015-м мы окончательно на психологическом уровне осознали себя империей, которая вершит мировую историю. Крым, который уже пару лет наш, а в этом году – энергетически и продовольственно стал окончательно наш. И Сирия, на территории которой мы ведем миротворческую операцию, куда более успешную, чем альянс из шестидесяти стран, воевавших там до того.
Впервые за долгие годы состоялось выступление Путина на Генассамблее ООН. После этой речи началась миротворческая операция против террористов ИГ.
И крушение нашего самолета над Синаем, сбитый Су-24 – это кровавая плата за ответственность, за право быть государством-миротворцем, за право уничтожать зло в любой точке земного шара, где бы это зло себя ни проявило. Упокой, Господи, убитых. Их смерть не останется неотмщенной.
Ровно потому, что так будет справедливо. А наша страна стала носителем справедливости – и, думается, этого курса мы будем держаться насколько возможно долго.
Год был трудным, с трагедиями, но и с прорывами и победами. Во внутренней политике появился некий определенный идеологический курс. Не зря полемика вокруг установки памятника Князю Владимиру была настолько горячей. Святой равноапостольный князь – это своеобразный modus operandi русской имперской политики.
А нам необходимо становиться империей, иначе мы просто не выживем под внешним давлением. Не по форме государственного управления, а по самосознанию граждан и власти предержащих.
С формой управления в этом году, впрочем, проявились как раз тренды, которые многим кажутся противоположными имперскому дискурсу: максимальная прозрачность и конкурентность всех выборных процессов, война с коррупцией, либерализация бюрократических процессов для малого и среднего бизнеса.
Все эти вопросы внутренней экономики и политики, которые то откладывались, то игнорировались исполнителями, невзирая на прямые директивы президента, стали теперь приоритетными. Вопросами национальной безопасности, если хотите.
Очень интересно было наблюдать за восприятием наших граждан недружественных шагов Запада или такого члена НАТО, как Турция. Санкции стали неким «белым шумом», который надо учитывать, но продолжать жить и работать, развиваться вопреки им.
Что же касается Турции, то здесь наш народ расставил для себя очень интересные приоритеты. Внезапно после сбитого Су-24 люди захотели для Турции возмездия.
Невзирая на то, что республика – член Североатлантического альянса, невзирая на возможную Третью мировую войну. И захотели не из мести, а из обостренного чувства справедливости. Необходимости воздаяния не всей Турции и ее народу, но правящей верхушке, поступившей предельно вероломно.
В этом отношении сейчас очень многие с неодобрением смотрят на Татарстан, который, кажется, решил пойти в пику федеральной политике. Все вспомнили, что эта республика слишком часто забывает, что она часть Российской Федерации. В общем, в новом году нас могут ожидать очень интересные коллизии и на уровне внутренней, региональной политики.
Когда-то, несколько лет назад, вышла программная статья Путина «Россия сосредотачивается». Так вот, время сосредоточения не прошло, больше того – это напряжение сил, постоянная работа, постоянный прорыв сквозь внешние и внутренние неблагоприятные факторы были актуальны для нашей страны в этом году как никогда. И есть мнение, что такое напряжение будет характерно и для следующего года.
Но мы выдержим потому, что спустя многие годы наконец-то ясно видим цель этих усилий. И масштаб цели соответствует нашим амбициям, которые многие годы спали под спудом сиюминутных проблем. Мы – государство-миротворец, страна, которая может показать всему миру иной путь развития, иной путь отношений между мировыми лидерами. Путь права, открытости, честности и сотрудничества на взаимовыгодных основаниях.
Многие государства стали забывать эти простые правила – и во многом поэтому появилось, например, «Исламское государство», которое теперь стирает с лица земли наша страна.
Для того чтобы нести справедливость «граду и миру», мы готовы преодолевать любые трудности, нести потери. Путь за идеалом на пределе и за пределами сил – это наша национальная черта. Мы об этом как-то подзабыли в прошлые годы. Но теперь вспомнили.
И вот эта проснувшаяся память о будущем величии, проснувшаяся у ста пятидесяти миллионов человек – пожалуй, и есть самый главный итог года. С этой памятью, с этими устремлениями мы сможем все. Каким бы этот и следующий, и дальнейшие годы ни были тяжелыми. Когда трудности обретают смысл, а их преодоление – цель, мы становимся непобедимы.
Александр Чаусов, кандидат исторических наук, публицист
Жители территорий, оккупированных Украиной: встречаем Новый Год с Россией в 23:00. Список трансляций Российских ТВ каналов прямого эфира в сети интернет...
Как Порошенко подставил себя и украинский народ? В чем украинские миллиардеры похожи на мелких уголовников? Почему, если вместо Порошенко носить его портрет и магнитофонную запись выступления, ничего не изменится? На эти и другие вопросы отвечает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
«Американцы вынужденно имеют дело не только с мерзавцами, но и дураками. Яценюк, Порошенко и остальные не способны действовать не только в интересах Украины, но даже в собственных. Это не люди, а функции, приложение к американским планам. Влияние Америки на украинскую власть? Здесь даже не влияние — американцы просторуководят украинской властью, они решают, кто будет президентом, премьером или министром. В каждом министерстве сидят так называемые советники, а граждан ЕС и США уже назначают министрами.
В данном случае речь идет о прямом внешнем управлении, причем о неприкрытом внешнем управлении. Везде, где есть необходимость, усаживается представитель США, который либо контролирует украинскую власть, либо просто осуществляет руководство от ее имени. Да, Порошенко и Яценюк военные преступники и дураки, но они сами сюда влезли, и у них теперь нет выхода. Но они только ретранслируют решения. Сейчас президент Украины – это просто вывеска, с тем же успехом можно носить его портрет и магнитофонную запись выступления, ровным счетом ничего не изменится, но Порошенко меньше двигаться придется. Если бы меня попросили придумать хороший исход для него, то я бы не смог.
Как бизнесмен, достаточно успешный и хорошо знакомы с работой политического механизма, он долго крутился в ней, но все равно подставил себя и народ. Если вы будете долго крутиться возле футболиста, это не значит, что вы тоже станете футболистом. Как появились эти люди? Они пришли в бизнес в начале 90-х годов, что уже свидетельство определенной неадекватности, потому что в начале 90-х в бизнес шли люди с заниженным чувством самосохранения и с завышенным чувством самооценки.
Они готовы были рисковать всем ради сомнительного удовольствия заработать пару млн долларов, о млрд речь пошла позже. И они просто не верили, что с ними может произойти что-то плохое. Фактически из этих людей выжил 1 из 10, но они так и не поняли, что это произошло совершенно случайно. Вместо этого возомнили себя очень умными, хотя многие из тех, кто с ними начинал, давно лежат в земле.
Точно также Порошенко и компания дальше действовали в политике, поэтому весь смысл украинской политики очень прост. Был имперский центр в Москве, который руководил провинцией, руководство которой сидело в Киеве. По определенным причинам центр исчез, СССР развалился. Что делать никто не знает, как управлять тоже, но можно все разворовать. Причем, что можно красть, а что нельзя, в Москве никоим образом спрашивать нельзя – иначе запретят.
А если хозяева будут в Вашингтоне, то во-первых они сильнее, по крайней мере были таковыми в 90-е годы. Во-вторых, они далеко, поэтому им в принципе все равно, что мы тут делаем. Но они не заметили тот момент, когда США начали терять глобальное доминирование. Не заметили и как ЕС стал разваливаться, вместо чего запрыгнули в последний вагон уходящего поезда, когда поезд уже остановился и паровоз от него отцепили.
Говорить о нынешних властях, как о продвинутых людях, которым удалось украсть миллиарды, не приходится. Это не Форд, который изобрел автомобиль, построил завод, изобрел систему конвейера, нашел способ выплачивать своим рабочим достаточную зарплату, чтобы они покупали его же машины, и таким образом сколотил огромное состояние. Порошенко не изобрел конфету, он ее украл, а для этого много ума не надо.
Не случайно не являющиеся академиками милиционеры легко и просто ловят уголовников, потому что в уголовники идут люди с еще более низким интеллектуальным уровнем. Как появляется талантливый уголовник, он действует всю жизнь, а только после смерти о нем узнают, да и то не всегда. Но всю остальную шпану легко и регулярно ловят. Точно так же и в украинской политике — мелким уголовникам просто удалось оказаться в нужное время в нужном месте».
Комментариев нет:
Отправить комментарий