Эпоха российско-израильской дружбы может завершиться.
На днях в прессе появилась информация о том, что российские дипломаты и представители спецслужб направились в Израиль с «секретной миссией». Возглавил делегацию специальный посланник России по урегулированию в Сирии Александр Лаврентьев, кроме того, в нее вошел глава ближневосточного департамента МИДа Сергей Вершинин. Итоги состоявшихся на прошлой неделе переговоров пока не разглашаются, однако известно, что основным требованием со стороны Иерусалима является прекращение поставок российского оружия «Хезболле», чьи отряды сражаются на стороне России и официального Дамаска против террористических группировок в Сирии.
Израиль принимает активное участие в сирийском конфликте, но его роль большинство наблюдателей склонны характеризовать как деструктивную. Несмотря на то что представители ДАИШ (ИГ, организация запрещена в России) неоднократно грозили еврейскому государству уничтожением, Иерусалим не спешит присоединяться к борьбе против террористов, преследуя личные узкие интересы, в которых «Исламскому государству» отводится своя роль.
Еще летом этого года издание Financial Times сообщило, что большая часть приобретаемой Израилем нефти (до 75%) поступает через Северный Курдистан, остальная часть — через порт Джейхан, который называют предполагаемым каналом для поставок нефти, добываемой на захваченных ДАИШ месторождениях.
Что касается курдской нефти, то легальность ее происхождения также внушает большие сомнения: как сообщает издание Al-Araby Al-Jadeed по итогам собственного расследования, нефть псевдохалифата, добываемая в окрестностях, оккупированных террористами иракского Мосула и сирийского города Дэйр-эз-Зор, поставляется на рынок третьих стран через Северный Курдистан, откуда поступает в Турцию уже под видом курдской нефти. Из Турции частично переработанное топливо поступает в Израиль. Хотя формально черной нефтеторговлей занимаются частные брокеры, предполагать, что в Анкаре и Иерусалиме не знают об этой схеме, было бы слишком наивно.
Голанские высоты
Впрочем, Израиль пытается извлечь из дестабилизации Сирии не только экономическую, но и геополитическую выгоду. Напомним, Иерусалим и Дамаск находятся в давнем конфликте из-за спорной территории Голанских высот, с 1967 года перешедших под протекторат Израиля в результате Шестидневной войны. Дамаск считает эту территорию оккупированной израильтянами сирийской землей, и, что немаловажно, в ООН разделяют эту точку зрения.
Дестабилизация Сирии любой ценой необходима Израилю, так как в этом случае Иерусалим может не опасаться того, что Дамаск попытается вернуть обратно Голанские высоты.
Пока что в госпитале на территории Голанских высот израильские власти принимают раненых боевиков из запрещенной в РФ «Джабхат ан-Нусры». В 2014 году израильский премьер Биньямин Нетаньяху лично навестил проходивших лечение в госпитале боевиков. Разумеется, не было и речи о привлечении к ответственности участников сирийской террористической организации правоохранительными органами Израиля, хотя «Джабхат ан-Нусра» признана большинством стран организацией, не менее опасной, чем ДАИШ.
Отметим, что и ранее Силы ООН по наблюдению за разъединением (СООННР) сирийских и израильских сил подтверждали информацию о систематических контактах Иерусалима с «Фронтом ан-Нусра».
Палестинский вопрос и «Хезболла»
Несмотря на то что выживание Палестинской автономии в конфликте с Израилем является животрепещущим вопросом для всего исламского мира, включая и суннитов, и шиитов, псевдохалифат, напротив, угрожает уничтожением палестинским силам. Боевики ДАИШ неоднократно выкладывали в сеть видеообращения, в которых заявляли, что и ФАТХ, и ХАМАС подлежат уничтожению, так как «недостаточно строго соблюдают шариат».
Свои угрозы террористы уже подтвердили действием — в апреле 2015 года боевики Абу Бакра аль-Багдади жестоко расправились с десятками палестинских беженцев в лагере Ярмук под Дамаском. Тогда погибло около 80 человек, вся вина которых состояла лишь в том, что они прибыли с территории Палестины. В атаках на Ярмук принимала участие также и «Джабхат ан-Нусра».
Не исключено, что сегодня для израильских властей приоритетной целью является ослабление Палестины и Сирии, а также заклятого врага Израиля — ливанской «Хезболлы», а вовсе не борьба с радикальными исламистами. При этом Иерусалим не ограничивается оказанием медпомощи раненым боевикам.
С начала сирийского конфликта израильские военные систематически наносят ракетные и авиаудары по объектам «Хезболлы» на территории Сирии. К примеру, в 2013 году ВВС Израиля разбомбили исследовательский центр под Дамаском, который попал под огонь вместо колонны с оружием для отрядов «Хезболлы». Этот несанкционированный акт со стороны Израиля вызвал возмущение в Москве, которая назвала произошедшее «грубым нарушением Устава ООН».
В последнее время Израиль активизировал удары по союзникам России по антитеррористической операции в Сирии. Атакам подвергаются не только иранские силы и отряды «Хезболлы», но и сирийская правительственная армия. К примеру, 29 ноября ВВС Израиля нанесли удар по позициям сирийской армии и группировки «Хезболла» в районе Каламун, расположенном к востоку от сирийско-ливанской границы. В декабре атаке с воздуха подвергся один из районов сирийской столицы, по информации региональных СМИ, в результате налета погиб один из лидеров «Хезболлы» Самир Кантар.
Российские интересы
По итогам состоявшихся в сентябре российско-израильских переговоров на самом высшем уровне стороны пришли к соглашению о координации действий военных обеих стран в сирийском воздушном пространстве. При главном штабе ВВС Израиля был создан координационный центр для взаимодействия с группировкой ВКС РФ в Сирии. По оценке российского президента Владимира Путина, координация действий Минобороны РФ и израильского командования осуществляется успешно, об этом президент сообщил в ноябре.
По неподтвержденной информации, Москва и Иерусалим даже договорились о передаче российским военным израильскими коллегами разведданных о позициях сирийской оппозиции — СМИ сообщили об этом со ссылкой на неназванные источники в израильском Минобороны. Якобы в обмен на это Россия пообещала прекратить поставки оружия «Хезболле», а также не препятствовать осуществлению военных операций ВВС Израиля на сирийской территории. Является ли эта информация подлинной, пока неизвестно, как неизвестны и итоги переговоров российской делегации с израильскими властями, состоявшихся на минувшей неделе.
Увы, но, как бы ни хотелось Москве сохранить хорошие отношения с Израилем, существуют объективные факторы, препятствующие этому.
Дело в данном случае даже не в союзнических отношениях России с Тегераном и Дамаском, против которых направлены усилия израильской стороны. Главная проблема заключается в том, что вмешательство Израиля в сирийский конфликт ослабляет общий фронт борьбы с террористической угрозой. Ведь, кроме иранских сил и бойцов «Хезболлы», на сегодняшний день ни одна сторона не готова оказать наземную поддержку сирийской правительственной армии и ВКС РФ в операции против ДАИШ и «Джабхат ан-Нусры». А без наземной поддержки победить экстремистов невероятно сложно — в этом сходятся мнения большинства военных экспертов.
Конфликт интересов России (и не только России — всего мира, страдающего сегодня от действий ДАИШ) и Израиля налицо. Схожий конфликт с Турцией закончился резким обострением отношений между странами. Россия и Израиль пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре, но пока это получается лишь за счет ущемления российских интересов и усугубления террористической угрозы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий