Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отметил, что готов уйти в отставку, если будет доказан факт покупки Анкарой нефти у террористической группировки ИГИЛ.
Ранее об этом прямо заявил российский лидер Владимир Путин.
Ниже приведен перечень фактов, свидетельствующих о том, что Эрдогану не следовало быть столь неосторожным в своих высказываниях.
«Обвинение в том, что Турция покупает нефть у ИГИЛ, неприемлемо, и говорить об этом аморально. Такие темы просто так затрагивать не получится, нужно предъявлять доказательства. Если такие документы есть — пусть покажут. Если этот факт будет доказан, я не останусь в этом кресле», — сказал турецкий лидер журналистам на полях климатического саммита в Париже.
Это не первое спорное высказывание турецкого лидера, чьи действия в Сирии президент РФ Владимир Путин назвал ударом в спину от «пособников террористов». А вот и факты, указывающие на то, что непричастность Турции к поставкам нефти с подконтрольной террористам территории не столь бесспорна, как Анкара об этом заявляет.
Снимки из космоса
Во-первых, на саммите G20 в турецкой Анталье Россия продемонстрировала мировым лидерам масштаб торговли нефтью, которую ведут террористы «Исламского государства». Как заявил Владимир Путин, перевозящие нефть автомобили «выстроены в цепочку и уходят за горизонт».
«Это выглядит как живая нефтяная труба. И мы видим с воздуха, куда идут эти машины. Они днём и ночью идут в Турцию», — подчеркнул глава государства.
Расследование The Guardian
Во-вторых, слова Путина заставили автора британской газеты The Guardian провести собственное расследование. В итоге он отметил, что связь между властями Турции и «Исламским государством» вполне могут проследить даже сторонники режима Эрдогана.
Так, с 2012 года, когда джихадисты стали продвигаться в сторону Сирии, их присутствие было очевидным на всех отрезках пути — они и не думали оставаться незамеченными, регулярно собираясь в турецких отелях и кофейнях, пишет автор. В результате европейские дипломаты пришли к выводу, что власти Турции симпатизируют радикальным исламистам, отправляющимся в Сирию, чтобы сражаться с её главой Башаром Асадом.
По информации издания, турецкие бизнесмены заключали «роскошные сделки» с занимавшимися контрабандой нефти боевиками ИГИЛ, добавляя по крайней мере по $10 млн еженедельно в «казну» террористов. Как сообщили The Guardian высокопоставленные члены ИГИЛ, власти Турции предпочитали не вмешиваться в их дела.
Кроме того, на найденных в укрытии уничтоженного террориста Абу Сайяфа, отвечавшего за нефтяную торговлю, жёстких дисках была обнаружена информация о связях между высокопоставленными представителями ИГИЛ и некоторыми турецкими чиновниками.
Атака Турции на российский Су-24
Как ранее отметила руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Анна Глазова, российский бомбардировщик Су-24 был сбит через несколько дней после того, как РФ начала бомбардировки контрабандной нефти, которую перевозили из Сирии в различные страны, включая Турцию.
«Можно с полной уверенностью утверждать, что такие объёмы нефти не могли проходить не замеченными турецким руководством. Следовательно, турецкие лидеры так или иначе участвовали в этом бизнесе», — сказала Глазова.
Глава МИД РФ Сергей Лавров также подчеркнул, что Турция начала выражать крайнюю обеспокоенность сразу после того, как российская авиация стала бомбить караваны террористов с нефтью. «Конечно, вряд ли является простым совпадением, что после этого наши турецкие соседи начали вести себя весьма и весьма нервно, мягко говоря», — отметил министр.
Турецкая оппозиция
Зампредседателя оппозиционной Партии демократии народов Идрис Балукен заявил, что нападение турецких ВВС на российский военный самолёт было заранее спланировано. По его мнению, демарш может быть продиктован желанием Эрдогана вмешаться в операцию ВКС РФ против террористов в Сирии.
Член главной оппозиционной партии Турции Мехмет Али Эдибоглу также отметил, что обвинения в адрес турецкого правительства небезосновательны.
«ИГИЛ зарабатывало на экспорте нефти $800 млн в год и тратило эти деньги на закупку оружия. Таким образом, нефть становилась средством финансирования терроризма, — обрисовал ситуацию Эдибоглу. — В Киркуке, на севере Ирака, работают четыре нефтетрейдера, близких к лидеру иракских курдов Масуду Барзани. Через него десятки дилеров, в основном из Турции, скупают нефть и перепродают её на мировых рынках. В парламенте я спросил об этом министра энергетики. Ответ его был весьма занятным. Он сказал: „Мы покупаем нефть у Барзани на севере Ирака. Откуда она — этого мы знать не можем, это не наша забота“.
Арест журналистов и военных в Турции
Ранее главный редактор турецкой газеты Cumhuriyet („Республика“) Джан Дюндар и её корреспондент Эрдем Гюль были арестованы за разоблачение поставок оружия для „Исламского государства», осуществляемых властями Турции. При этом расследование в отношении журналистов началось по распоряжению Эрдогана.
В мае 2015 года издание опубликовало фотографии колонны турецких грузовых автомобилей. Как сообщала газета, они перевозили оружие и амуницию для боевиков. Кроме того, в сети появилось видео, на котором, по словам журналистов, запечатлено вооружение, поставляемое властями Турции террористам в соседние страны. Однако полная версия видеозаписи, о которой идёт речь, теперь недоступна для просмотра. Видимо, местные власти заблокировали или удалили её.
Сначала руководство Турции отрицало эти обвинения, утверждая, что в грузовиках находилась гуманитарная помощь, но позднее некоторые чиновники заявили, что оружие, которое перевозили грузовики, предназначалось для туркменских отрядов, воюющих на севере Сирии. При этом Эрдоган поддержал данную версию и отметил, что нет никакой разницы, было в грузовиках оружие или нет. По его словам, в любом случае автомобили были отправлены по заданному маршруту во имя защиты интересов Турции в регионе.
Однако позднее власти вызвали в суд трёх высокопоставленных военных: генерала Ибрагима Айдына, отставного полковника Бурханеттина Джихангироглу и генерала Хамзу Джелепоглу, которые задержали грузовики с оружием в январе 2014 года.
В ящиках с маркировкой «Осторожно, хрупкое!» под медицинскими препаратами нашли боеприпасы. Эти грузовики принадлежали Национальному разведывательному управлению Турции. Военных, обнаруживших вооружение, обвинили в формировании террористической группировки и шпионаже.
Родственные связи
Как заявили в МИД Сирии, инцидент с российским самолётом Су-24, который был сбит турецким F-16, доказал всему миру, что президент Турции помогает террористам. В сирийском дипведомстве посоветовали Вашингтону проверить информацию о том, что сын Эрдогана Билял вовлечён в контрабанду нефти с участием ИГИЛ.
«Вся нефть поставлялась компании, которая принадлежит сыну Реджепа Тайипа Эрдогана. В связи с этим Турция начала нервничать, когда Россия стала наносить удары по инфраструктуре ИГИЛ и уничтожила более 500 грузовиков с нефтью. Это сильно подействовало на нервы Эрдогана и его компании», — рассказал также министр информации Сирии Омран аз-Зоуби.
По мнению многих экспертов, Билял лично контролирует торговлю нефтью, которую в Турцию незаконно поставляют террористы.
Кроме того, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков подчеркнул, что Москва обладает информацией о заинтересованности сына Эрдогана в нефтяном бизнесе.
Стоит отметить, что должность министра энергетики в новом правительстве Турции занимает зять нынешнего президента.
Связи с боевиками
В сети появилось видео, на котором один из главарей «Серых волков» — турок по имени Альпаслан Челик, который является сыном бывшего мэра одного из турецких городов, — заявляет о причастности к убийству пилота российского Су-24. На счету этой военизированной группировки — кровавая расправа над 150 политическими активистами и покушение на Папу Иоанна Павла II.
Боевики, делающие основную ставку на насилие, связаны с высшими эшелонами властных структур Турции. По словам пресс-секретаря Партии демократии народов Айхана Бильгена, «Серые волки» выступают в качестве «грубой силы» Партии националистического движения, которая, в свою очередь, оказывает поддержку режиму Эрдогана.
По словам официального представителя ВС Сирии бригадного генерала Али Майхуба, в обмен на военную поддержку «руководство Турции получает от международных преступников нефть по бросовым ценам, культурные ценности, награбленные бандитами в музеях Сирии и Ирака, и другие контрабандные товары». Майхуб подчеркнул, что автотранспорт со стороны Турции на территорию, занятую террористами, проходит беспрепятственно, без какого-либо досмотра.
Мировые политики
Депутат Национального собрания Франции от партии «Союз за народное движение» Николя Дюик также считает, что Анкара ведёт двойную игру и занимается контрабандой нефти совместно с исламистами. Он отметил, что турецкий лидер недоволен тем, что российские вооружённые силы препятствуют этой игре. «Ведь, как известно, президент Эрдоган совместно с ИГИЛ занимается контрабандой нефти», — заявил французский парламентарий.
Бывший президент Ливана Эмиль Лахуд в эксклюзивном интервью телеканалу RT прокомментировал гибель российского бомбардировщика Су-24 в результате атаки турецкого истребителя. По его словам, действия Анкары в этом инциденте были спланированы и обусловлены связями президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с экстремистскими группировками в регионе.
«Всем в мире известно, что президент Турции Эрдоган поддерживает фундаменталистов-экстремистов уже пять лет, — рассказал Лахуд. — Когда возникло ИГИЛ, он поддержал и эту группировку, разрешив ей продавать нефть в Турцию с доставкой через приграничный горный массив».
Бывший советник по нацбезопасности Ирака Мувафак ар-Рубаи, ссылаясь на данные спецслужб, сообщил, что за восемь месяцев боевики ИГИЛ продали на чёрном рынке в Турции нефти и газа из Ирака на $800 млн.
В свою очередь глава Чечни Рамзан Кадыров, подчеркнул, что Турция всегда помогала радикальным исламистам и является своего рода базой для вербовки и отправки боевиков в Сирию.
«Турецкие СМИ пишут, что Турция всегда помогала чеченскому народу. Да, вы помогали ваххабистам, террористам, собирали для них деньги. Лечили, принимали на отдых Удуговых, Умаровых, Басаевых. Они и их сообщники совершали теракты, уничтожали чеченский народ. Это ваша помощь?» — написал Кадыров на своей странице в Instagram.
По его словам, через Турцию идут бандиты со всего света. «Турция не борется с ИГИЛ! Она ведёт с ним бизнес, покупает нефть, финансирует врагов ислама, убивающих тысячи мусульман», — заявил глава Чечни.
Евродепутат Хавьер Коусо заявил, что, по его мнению, «пора, мягко говоря, давно надрать уши Турции» из-за её «преступного попустительства в отношении террористических группировок».
Бывший премьер-министр Франции Франсуа Фийон также заявил об имеющихся у него доказательствах того, что почти вся нефть, экспортируемая ИГИЛ, поступает прямо на турецкие нефтеперерабатывающие заводы. «Торговля ведётся напрямую с турецкими компаниями, — сказал он. — Налицо сговор между Турцией и ИГИЛ».
В свою очередь премьер-министр России Дмитрий Медведев не удивился позиции Анкары, «с учётом имеющихся сведений о прямом финансовом интересе некоторых должностных лиц Турции, связанных с поставками нефтепродуктов, производимых на предприятиях, принадлежащих ИГИЛ».
Кроме того, закрыть турецкую границу для боевиков потребовали и в Белом доме. Издание The Wall Street Journal привело слова своего источника в администрации американского президента: «Игра изменилась. Хватит значит хватит. Границу необходимо запечатать. Это международная угроза, которая исходит из Сирии и проходит через территорию Турции».
Эксперты
По словам научного сотрудника Института востоковедения РАН, кандидата исторических наук, политолога и журналиста Григория Меламедова, «всем давно известно, что нефть из Сирии переправляется через турецкую территорию».
«Я думаю, что доказательства тому есть и что их можно представить в любой момент. Просто до сих пор никто этим по-настоящему не занимался по дипломатическим соображениям, чтобы не ставить Турцию в слишком неловкое положение и не портить с ней отношения. Взять хотя бы снимки с воздуха, сделанные нашей авиацией, — эти колонны бензовозов, которые направляются с территории подконтрольной ИГИЛ именно в сторону турецкой границы», — рассказал Меламедов в интервью RT.
Заведующий кафедрой сравнительной политологии Российского университета дружбы народов Юрий Почта добавил, что нефть — не единственная причина, почему турецкие власти решились на такой шаг.
«Отчасти эти экстремисты являются орудием Турции в борьбе с законным режимом в Дамаске. Задеты были нефтяные интересы, возможно, там идёт транспорт наркотиков, чего там только нет. Вывозят даже археологические ценности. В данном случае Россия грубо вторглась в сферу приоритетов Турции, это вызвало некую озлобленность турецкого руководства», — отметил эксперт.
Бывший глава военной миссии Франции в ООН генерал в отставке Доминик Тренкан также заявил, что Турция не борется с ИГИЛ и не препятствует «различным типам торговли, которая проходит на её границе, будь то нефть, фосфат, хлопок или люди».
Ещё один военный — отставной американский генерал, бывший командующий силами НАТО в Европе Уэсли Кларк — отметил, что существование ИГИЛ в определённой степени отвечает интересам Турции и Анкара может участвовать в торговле нефтью, которую добывают боевики в Сирии.
Напомним, накануне президент России Владимир Путин заявил, что Россия получила дополнительную информацию, подтверждающую, что нефть с месторождений, контролируемых террористами, в промышленных масштабах попадает в Турцию. Глава государства также заявил, что у России есть основания полагать, что российский самолет Су-24 был сбит для обеспечения безопасности поставок нефти в Турцию.
«У нас есть все основания полагать, что и решение по поводу того, чтобы сбить наш самолёт, было продиктовано желанием обеспечить безопасность этих путей доставки нефти на территорию Турции как раз к портам, откуда они отгружаются в танкеры», — сказал российский президент по итогам встреч во Франции на полях конференции по климату.
Источник:
Комментариев нет:
Отправить комментарий